Файл: Менеджмент человеческих ресурсов(ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Одной из важных проблем на современном этапе развития экономики является проблема в области управления персоналом. При всем многообразии существующих подходов к этой проблеме в развитых странах основными общими тенденциями являются следующие методы управления: формализация методов и процедур отбора персонала, разработка научных критериев их оценки, научный подход к анализу потребностей в управленческом персонале, выдвижение молодых и перспективных специалистов, повышение обоснованности кадровых решений, система указки хозяйственный решений с элементами кадровой политики.

Эти общие тенденции должны использоваться в российской практике современными предприятиями. Поскольку доходы организации в первую очередь зависят от профессионализма кадрового состава, формирование качественной кадровой политики, обеспечение высокого качества кадрового потенциала являются решающими факторами эффективности производства и конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Таким образом, в настоящее время существует определенная специфика в управлении персоналом, которая должна учитываться при разработке системы управления трудовыми ресурсами на современном предприятии. Исходя из этого, совершенствование системы и технологии управления персоналом является важной задачей, решение которой в настоящее время имеет существенное значение для отечественной экономической теории и практики. Все вышесказанное обуславливает актуальность курсового исследования.

Проблемы управления персоналом исследовались с различных точек зрения. В частности, проблемы эффективности управления персоналом посвящены труда таких ученых как Авдеев В.В., Истомина О.Н., Козлов В.В., Маслова В.М., Одегов Ю.Г., Котова Л.Р., Цветаев В.М.

Цель курсовой работы – совершенствование службы управления персоналом в магазине «Домашние мелочи» .

Объект исследования – магазин «Домашние мелочи».

Предмет исследования – система и технологии управления персоналом.

В связи с поставленной целью, основными задачи курсового исследования являются:

–теоретико – методологический анализ проблем системы и технологии управления персоналом;

– анализ системы и технологии управления персоналом ;

– разработка программы службы управления персоналом .


Базой исследования являются труды отечественных и зарубежных исследователей в области управления кадровым потенциалом на предприятии.

Основными методами исследования являются:

– анализ и синтез;

– статистический метод;

–функциональный и сравнительный анализ.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1 Характеристика системы управления персоналом в современных экономических условиях

Управление представляет собой сложную интеллектуальную деятельность человека, требующую определенных знаний, умения и опыта.

Понятие управление широко используется в различных науках. Существует огромное количество определений данного понятия.

Существует множество позиций и подходов, отражающих разнообразное отношение к процессу управления.

Так, Тейлор Ф. определил управление как искусство знать, что предстоит сделать и как это сделать наилучшим способом. [32, с. 128]

Питер Друкер под управлением понимает особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу. [13, с. 344].

Согласно исследованиям Слепенкова И.М. управление это воздействие на общество и его отдельных звеньев с целью их упорядочения, сохранения качественной спецификации, совершенствования и развития.[30, с. 38]

Иванова В.Н. под управлением подразумевает особый вид профессиональной деятельности, который не сводится к достижению целей системы, организации, но и представляет собой средство поддержания целостности сложной социальной системы, ее оптимального функционирования и развития. [16, с, 47]

По мнению Куценко В.И. управление это процесс осознания и организации решения назревших проблем. [18, с, 51]

В управлении главными компонентами выступают люди либо члены организации, либо организационные подразделения в целом, представленные в сложной системе управленческих взаимоотношений, которые могут выступать субъектами и объектами управления.


Субъект управления – это источник управленческий активности, направленный на определенный объект управления.

Объект управления – это часть объективной действительности, на которую направлено управленческое воздействие.

Между субъектом и объектами в процессе взаимоотношения существует диалектическое взаимодействие и взаимовлияние.

Таким образом, можно отметить, что управление представляет социальный процесс сознательного, на достоверном знании основанного систематического воздействия субъекта управления на социальный объект посредством принятия решения, осуществления планирования, организации и контроля, необходимых для того, чтобы обеспечить эффективное функционирование и развитие социальной системы, достижения ею поставленных целей и задач. Система это единство, состоящее из взаимосвязанных частей, каждая из которых носит что – либо конкретное в уникальные характеристики целого. Система управления согласно исследованиям Смирнова Э.А. представляет собой совокупность всех элементов подсистем и коммуникации между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное функционирование организации. [31, с. 76] Система управления в экономическом словаре определяется как набор средств влияния на подконтрольный объект для достижения определенных целей данным объектом.[24, с .1025]

Объектом системы управления могут быть как технические объекты, так и люди. Объект системы управления может состоять из других объектов, которые могут иметь постоянную структуру взаимосвязей.

Система управления с участием людей как объектов управления называют системами менеджмента. Система управления в современном менеджменте делится на две подсистемы: управляющую и управляемую. Для осуществления функций управления управляющая подсистема должна располагать необходимыми ресурсами, обеспечивающими реализацию управленческих действий.

Управляющая подсистема выполняет функции управления производством. В каждом хозяйственном звене управление решается по – разному, т.е. количество ступеней и количество управляющих органов на каждом ступени определяются целями, задачами и функциями управления.

В свою очередь управляющая подсистема состоит из двух частей: управляющая производством и управляющая процессами дальнейшего совершенствования как производства.

В управляющей подсистеме выделяются следующие элементы:

- планирующий – определяет перспективу развития и будущее состояние системы производства;


- регулирующий – направлен на поддержание и совершенствование установленного режима работы предприятия;

- маркетинг;

- учетный и контрольный – получение информации о состоянии управляющей подсистемы.

Необходимость наличия всех элементов в системе основана на сущности управления и потребности выполнения соответствующих функций.

Управляемая подсистема осуществляет разнообразные процессы производства. В нее входит участки в составе определенных групп рабочих мест, цехи в составе производственных и вспомогательных участков, предприятия в составе основных и вспомогательных цехов, отрасли в составе предприятия и пр. их функционирование взаимосвязано и взаимообусловлено. Управляющая и управляемая подсистемы образуют единую систему управления.

Управляющая подсистема посылает в управляемую подсистему информацию в виде управленческих решений. Основой для выработки управленческих решений является информация управляемой подсистемы и информация, поступающая из внешней среды. Под влияние управленческих решений осуществляются взаимодействие между элементами системы.

Каждая из подсистем самоуправляющая, однако, находится под воздействием система более высокого уровня. Она характеризуется наличием структуры, уровнем организации, способностью воспринимать воздействие от внешней среды и воздействовать на нее.

Под структурой понимается соотношение подразделений системы, их взаимосвязь и соподчиненность.

Сложность системы управления формирует необходимость применение системного подхода.

Во первых, при системном подходе каждый объект управления рассматривается как система, состоящая из множеств подсистем;

Во – вторых, четко определяются цели системы и ее подсистем;

В – третьих, эффективно обеспечивается достижение этих целей.

Важной чертой системного подхода является то, что не задачи приспосабливаются в сложившейся организации, а организация строится исходя из характера задач и методов их реализации.

Управление выступает как свойство системы, которая постоянно стремится сохранить свою структуру.

Система управления отвечает ряду требований.

Во – первых, между элементами существует причинно – следственные связи, которые должны быть установлены между управляющей и управляемой подсистемами.

Во – вторых, система управления является динамичной, т.е. обладает способностью изменить качественное состояния.

В – третьих, управление осуществляется лишь при наличии в системе параметра, а случае воздействия на который можно изменить течение процесса.


Система управления носит целостный характер, поскольку в ней созданы условия для передачи, накопления и преобразования управляющей информации.

По функциональному признаку управляемая система делится на ряд подсистем:

Техническая подсистема представляет взаимосвязь машин и оборудования, с помощью которых могут решаться конкретные задачи.

Технологическая подсистема представляет ряд последовательно протекающих по определенным правилам и нормам процессов и стадий производства. Ее основными элементами являются предметы труда, отдельные операции и процессы.

Экономическая подсистема рассматривается как широком, так и в узком смысле. В широком смысле ее представляют подсистему общественного производства, т.е. совокупность производственных сил и производственных отношений. В узком смысле под экономической подсистемой подразумеваются производственные отношения, которые соответствуют данному способу производства. В нее входят природные, трудовые, материальные, информационные ресурсы и экономико – управляющие преобразователи. Экономическая подсистема носит целенаправленный процесс, выступает как единый организм. Постоянно воздействуя на другие подсистемы, экономическая подсистема находится под влиянием этих подсистем.

Наличие технической, технологической, организационной, экономической и социальной подсистем это совместное функционирование, что создает систему в ее законченном виде.

Система управления строится на основе двух принципов: иерархичности и обратной связи. Принцип иерархичности заключается в создании многоступенчатой системы управления, при которой первичные производственные звенья управляются органами, находящиеся под контролем органов следующего уровня.

Производственная система должна соответствовать всем пяти классам целей: технические, технологические, организационные, экономические и социальные.

Постоянный контроль за деятельностью системы осуществляется по принципу обратной связи. Обратная связь это сигналы, выражающие реакцию объекта на управляющие воздействия. Обратная связь осуществляется через отчетные данные о производительности труда, запасах сырья, незавершенном производстве, производственных резервах.

Применение различных методов управления при ситуационном подходе зависит от ситуации. На систему оказывает влияние множество факторов в самой организации и во внешней среде. В менеджменте для характеристики системы управления применяются такие понятия и критерии как: приростной и предпринимательский тип организационного поведения, стратегическое и оперативное управление, типы реакций предприятий на изменение внешней среды.