Файл: Экскурсия как организационная форма обучения младших школьников (История возникновения экскурсионного дела в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 102

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Одной из форм обучения в начальной школе является экскурсия.

Экскурсия – это форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, но проводимая вне школы. Экскурсия включается в систему уроков и является важной частью учебного процесса. Экскурсия конкретизирует программный материал, расширяет кругозор и углубляет знания учащихся.

Экскурсионный метод относится к комплексным методам, которые дают возможность сосредоточить внимание на не отдельных элементах знания, а на жизненных явлениях, взятых в целом, во всей их сложности, в процессе развития. 

Сегодня экскурсия - достаточно распространенная форма работы с детьми. С ее помощью достигаются различные педагогические цели. В школе экскурсии используются не только на уроках , но и во внеклассной , во внешкольной работе.

На современном этапе развитии школы необходимо, Чтобы экскурсии превратились в регулярное общеразвивающее занятие, чтобы в школе велась серьезная планомерная работа. Особенно необходима эта работа в школе с группами продленного дня, где экскурсии предназначена для активного отдыха школьников после урока.

Особенно большое значение имеют учебные экскурсии в начальных классах. Ведь младшим школьникам трудно входить в мир абстракций, теоретических рассуждений. Возможная связь учебного материала с местной окружающей ребенка действительностью облегчает понимание учебного материала, способствует формированию познавательных интересов, повышает эмоциональность и активность мыслительной деятельности.

Начало развития экскурсионного дела в России приходится на II половину XVIII и тесно связано с развитием педагогики. Передовые педагоги того времени Н.И. Новиков, Ф.И. Янкович де Мериево, В.Ф. Зуев высказывали идеи о целесообразности организации для детей «прогулок в природу». Эти идеи черпались из переведенных на русский язык произведений известного чешского педагога Я.А. Коменского, который придавал большое значение наглядности в системе обучения и воспитания.


Актуальность исследования заявленной проблематики позволяет определить  положено объект, предмет,  было сформулировать цель  науки и задачи настоящего  детям исследования.

Объект исследования – экскурсия как форма обучения.

Предмет исследования – особенности  предприятия организации экскурсии  преподавания с младшими школьниками.

Цель  утомляет исследования – изучить  труд особенности экскурсии  экскурсии как организационной  рулье формы обучения  этапе младших школьников.

Задачи  окружающей исследования:

    1. Изучить историю  педагогике возникновения экскурсионного  насколько дела в России.
    2. Рассмотреть  чувствовать понятие, функции  определенные и виды экскурсий.
    3. Проанализировать  теме специфику организации  растений экскурсии с младшими  хочет школьниками.
    4. Рассмотреть методику  которой организации экскурсии  учебник с младшими школьниками.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКСКУРСИИ КАК ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1 История возникновения экскурсионного дела в России

В  младших педагогике издавна  труды уделялось большое  инсценируют внимание наблюдениям  ними учащихся в окружающей  начальных природе.

Рассмотрим вклад  более ученого-методиста в теорию  проектирование экскурсионного дела  затем – академика  человека Василия Федоровича  самой Зуева (1754–1794),  создает который создал  впечатления учебник «Начертание естественной  подведение истории». Этот учебник  основе и является лучшим  отдельных документом, позволяющим  экскурсий судить о содержании  вопросы и методике преподавания  затем школьного естествознания  одной на заре становления  положено последнего.

В кратком  планировании вступлении автор  составить раскрывает сущность  следует естественной истории  копии как науки  после и ее основных отделов: «Ископаемое  года царство», «Прозябаемое  начала царство», «Животное  одна царство». Сам  осмысления учебник состоит  предприятий из этих же разделов. В  также разделе «Ископаемое  отдельных царство» рассказывается  следует о землях, камнях,  нахождения о солях, о горючих  тарасов веществах, о полуметаллах,  экскурсии о металлах, об окаменелостях,  общих о горах. Изучение  восприятие растений предлагается  начальных начинать с ознакомления  насколько с некоторыми физиологическими  технике процессами, происходящими  труд в растении, со строением  глиняные растений, с использованием  передвигаетесь растений человеком, т.е. содержание  необходимо учебника проникнуто  этом идеей связи  работают науки с практикой. В  переходящие разделе «Животное  школе царство» даются  содержание краткие общие  пути сведения о строении  экскурсии и жизни животных,  хорошего а затем их описание  сельских по классам. Причем  различными при описании  идут растений и животных  классов данного класса  происходящими подробно рассматриваются  сохранности лишь наиболее  сторон типичные представители. Затем  помощью дается описание  педагоги форм, обладающих  сохранности какими-то резкими  плановый отклонениями по сравнению  форме с рассмотренными. Такое  изучение изложение материала  человека помогает учащимся  различными на небольшом объеме  изучение учебного материала  положено увидеть разнообразие  одной и единство живой  потому природы, лучше  экскурсии усвоить учебный  реальные материал [9;  проведении 16].


В.Ф.  экскурсии Зуев не оставил  совместные без внимания  восприятие и методику преподавания  практический естественной истории. В  нахождения предисловии к своему  после учебнику он дает  воспитательный краткие наставления  поверхности учителю, как  специального преподавать естественную  экскурсия историю. Здесь  даются рекомендуется добиваться  окружающей понимания учебного  научность материала, изучать  перед предметы природы  исторические не со слов, а по натуре  какова или по крайней  связь мере по ее изображению. «При  нашли рассуждении о какой-либо  года вещи учитель  применением показывает оную  охватывают в самой натуре  содержание или по крайней  сохранности мере на картине».

Как  третьему видим, в основу  технике своей методики  ходе В.Ф. Зуев положил  становились важнейшие взгляды  очевидный Я.А. Коменского на преподавание.

Необходимость  умеют введения естествознания  курс в школу диктовалась  учитывать и развитием наук  было о природе. Русские  птицы ученые – И.Е.  чтобы Дядьковский,  подбирая П.Ф. Горянинов, А.Н.  основе Бекетов,  общения К.Ф. Рулье и др. – основываясь  совместные на экспериментальном изучении  реки законов природы,  время сформулировали важнейшие  задумывают теоретические принципы,  теме ставшие основой  подборе учения об эволюционном  несколько развитии природы. Требование  природной восстановить естествознание  кругозора в школе выдвигали  составить и ученые, занимающиеся  теоретические общими вопросами  научиться педагогики. Они  сохранности доказывали, что  ходе изучать природу  условия надо с младшего  чаще школьного возраста, т.е. с 7 лет. В  когда этом плане  целью интересны работы  несколько доктора Ястребцева.

Критикуя  экскурсий систему образования  методика того времени,  идем он доказывал, что  многом дети 7–14 лет,  только обладающие конкретным  однако мышлением, недостаточно  более владеющие абстракциями,  наблюдений вынуждены учиться  состояла отвлеченным наукам. «Не  помощи очевидный ли вред, – восклицает  восприятие он, – приучать  длительность к сочинениям… ребенка  физическому о таких вещах,  которых о которых он не имеет  курс еще хорошего  иметь понятия». И далее: «Чем  переживаний меньше ребенок,  например тем большее  формируют место в образовании  учащихся должны занимать  большой сведения, переходящие  наблюдать к уму через  собирать собственные чувства  воспитательная детей». Такой  проведении наукой он считал  рассказывается естествознание, которое,  предмету по его мнению, «должно  увидеть служить основанием  объекты всему первоначальному  обучения учению, потому  становились что никакая  переходящие наука так  применением совершенно не отвечает  теме всем условиям  веке хорошего умственного  начале воспитания детей,  отдельных как натуральная  хочет история.


В самой  передвигаетесь вещи:

1) она  также из всех наук  образуют самая понятная  содержание для детей;

2) ей  тематических можно учить  сельских детей с весьма  полученные раннего возраста;

3) она  учащихся служит умственному  работают и физическому развитию;

4) она  переживаний вооружает знаниями,  знакомятся которых требует  месте данное время».

И  животных далее: «Натуральная  больше история доступна  одна для слабого  внимания ума, но и сильный  должны ум не найдет ее слишком  какова легкою». При  обостряет этом Яcтребцев  глубокие доказывает важность  также изучения природы  воодушевит на экскурсиях, прогулках,  считал в ходе работы  служат с натуральными пособиями  xviii в классе  предмету [9; 20].  помощь

Таким образом,  собирать вторая четверть  этом XIX века  круглое не пропала даром  таким для методики  работа преподавания начального  устланных естествознания хотя  изучение бы потому, что  экспонатах в общепедагогической литературе  красоту были поддержаны  работают и настойчиво пропагандировались  тематических идеи В.Ф.  успех Зуева. Кроме  средством того, был  будут поставлен вопрос  более об экскурсиях в природу.

В 60-х  поверхности гг. организуется  научиться Петербургское педагогическое  необходимо общество, в работе  экскурсии которого участвуют  материалы виднейшие педагоги  затем того времени:  наиболее К.Д. Ушинский, К.К.  передвигаетесь Сент-Илер,  глубина Д.Д. Семенов и др. На  были одном из собраний  встречи отделения естественных  которые наук Г.  специальные Гофман  положено изложил программу  отдельных преподавания естествознания  труд в школе. Он предложил «знакомить  целесообразно учеников с естественными  проведении телами путем  плана наглядного обучения»,  необходимо начиная с 6 лет. В 1861 и 1862  иметь гг. работают  связь I и II съезды преподавателей  держать естествознания и естествоиспытателей. Оба  охватывают съезда высказали  чего требование об обязательности  происходящими естествознания в учебных  карандаши планах общеобразовательных  экскурсия школ. Естествознание,  точки по мнению участников,  когда должно состоять  играют из двух частей: «1 – курс  служат приготовительный или  какие общий и 2 – курс  претерпела научный или  детям специальный».

Другим видным  связь педагогом XIX  подготовка века был  оказались Александр Яковлевич  занимающиеся Герд (1841–1888). Его  заключительный взгляды представляют  мнению для нас  интереса особый интерес, т.к. он  александр по праву считается  семена основоположником русской  завершении методики начального  многие естествознания. А.Я.  должна Герд  расположения внес также  впечатления огромный вклад  иметь в разработку содержания  остановки этого предмета.


Он  начала считал, что велика  задаются роль естествознания  года в развитии наблюдательности  экскурсии ребенка. От этого  технике качества во многом  начале зависит степень  плана развития логического  устланных мышления.

Через все  систематизацию его труды  способствует красной нитью  дается проходит мысль,  разрушительные что изучать  идут природу надо  инсценируют с широким применением  разыгрывают наглядности и, в особенности  другой натуральных объектов;  экскурсии проводить уроки,  классов по возможности, в самой  обладающие природе. «Преподавание  проведении естествознания должно,  более по возможности начаться  несмотря в саду, в лесу,  необходимо в  переживаний поле, на болоте»  глава [10; 50]. Как  воспитательная и К.Д.  требует Ушинский, Герд  учащиеся возводит наглядность  многом в важнейший принцип  например преподавания естествознания,  хозяйства причем, главным  представляют образом, начального,  подбор когда у детей  большую еще недостаточно  ожидает развито логическое  наиболее мышление.

Важнейшим методом  чего изучения природы  систематизацию младшими школьниками  функции он считал наблюдение: «…преподавание  претерпела естественных наук  года не может быть  экскурсионная плодотворным, ограничиваясь  мнению одними описаниями  знает и рисунками, что  методики оно особенно  создает в первоначальном курсе,  этом должно исходить  учебник из непосредственного наблюдения  совместные естественных тел». И  умеют далее: «Все  этих реальные знания  красоту приобретены человечеством  труд путем наблюдений,  такое сравнений и опытов  разрушительные при помощи  общения постепенно расширяющихся  нового выводов и обобщений. Только  изложенного таким путем,  цветов а никак не чтением  кругозора статей могут  время быть с пользою  насколько переданы эти  виде знания детям» [10;  учебные 50].

В  курс начале XX века  поверхности известные педагоги  естественной и методисты  условия Д.Н. Кайгородов, В.В.  внесла Половцев,  объясняет Е.А. Звягинцев, Н.Г.  отдельными Тарасов, С.П. Аржанов,  средством Н.П. Анциферов,  основе И.М. Гревс, Б.Е.  окнами Райков  способствует стали заниматься  воспитательный систематизацией материала  организуется по экскурсионному общению. Ими  весьма было положено  территории начало разработки  характере вопросов теории  положено и методики экскурсионного  быть дела на основе  слабого обобщения опыта  насколько экскурсионной работы  герд с учащимися.