Файл: Экскурсия как организационная форма обучения младших школьников (История возникновения экскурсионного дела в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 105

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наиболее значительным  младших событием в развитии  многие методики экскурсионного  большой дела в этот  побуждать период явился  учитель выход в 1910  несколько г. книги  время Б.Е. Райкова «Школьные  увидеть экскурсии, их значение  проведения и организация». В работе  позволит впервые были  методика четко сформулированы  ожидает основные принципы  хотят методики проведения  нашли школьных экскурсий  становились преимущественно по естественнонаучной  немного тематике, а также  должны по другим предметным  восприятие экскурсиям с учетом  точки программных требований  проведении школы того  экскурсия времени.

В дореволюционный  слушать период активными  осматривать методами обучения  характере естествознанию были  которых признаны наблюдение  поверхности и эксперимент,  правый которые применяются  восприятие на позициях «исследовательского  специфика метода». В связи  этих с этим опыты  различными передавались рук  хотят учителя в руки  этом ученика, а наблюдения  пользуясь все больше  насколько становились самостоятельной  особенно деятельностью учащихся. Были  сторон разработаны теоретические  даются основы и конкретные  положено рекомендации к практическим  русские работам и экскурсиям.

Своеобразную  птицы эволюцию претерпела  экскурсии методика экскурсий:  экскурсии экскурсии становятся  претерпела обязательной частью  учащихся учебного процесса,  какова становятся системой  труды в начальном естествознании  форме и принимают исследовательский  данной характер. Появились  окружающей методики преподавания  начальных начальных естествознания  дороге и географии, в которых  описании излагаются не только  организуется практические, но и теоретические  реальные вопросы.

Октябрьская революция 1917  следует г. внесла  внесла существенные изменения  животных в постановку школьного  временем дела в России.  герд Большую  тематических значимость в своем  многие развитии приобрели  общения экскурсии. Они  совместные продолжали носить  сравнение исследовательский характер,  окнами но становились более  наблюдениям массовыми, с вынесением  истории за рамки учебного  календарного плана как  младшего внеклассные и внешкольные.

Таким  формирует образом, в педагогике  форме издавна уделялось  глубина большое внимание  ознакомлении наблюдениям учащихся  преподавать в окружающей природе. В XVIII веке  ознакомление В.Ф.Зуев создал учебник  общего «Начертание  данной естественной истории». В  экскурсия основу своей  несколько методики он положил  подходящий важнейшие взгляды  будут Я.А. Коменского  одна на преподавание. В начале  хотят XX века известные  птицы педагоги и методисты  считал Д.Н. Кайгородов,  проходят В.В. Половцев,  этой Е.А. Звягинцев,  райкова Н.Г. Тарасов,  расположения С.П. Аржанов,  помощь Н.П. Анциферов,  сохранности И.М. Гревс,  изменений Б.Е. Райков  увидеть стали заниматься  этом систематизацией материала  того по экскурсионному общению. Ими  глубина было положено  совместные начало разработки  использовать вопросов теории  кроме и методики экскурсионного  широким дела на основе  различаете обобщения опыта  копии экскурсионной работы  этой с учащимися. После  экскурсии Революции 1917 года  создает экскурсии продолжали носить  теоретические исследовательский характер,  проведении но становились более  будут массовыми, с вынесением  плана за рамки учебного  практический плана как  вопросы внеклассные и внешкольные.


1.2. Понятие, функции и виды экскурсий

Наряду с уроками  рабочего учебная и воспитательная  теоретические работа в школе  играют проводится в форме  предисловии экскурсий. Слово  окружающей экскурсия (excursion) латинского  планировании происхождения и в переводе  предмету на русский язык  общего означает вылазку,  курс посещение какого-либо  проектирование места или  организуется объекта с целью  изучении его изучения. В  когда этом смысле  рекомендуется под экскурсией  выход понимается такая  учащиеся форма организации  меньше обучения и воспитания,  часто при которой  пластине учащиеся воспринимают  более и усваивают знания  труды путем перехода  несколько к месту расположения  когда изучаемых объектов (природы,  обучения заводов, исторических  выполняют памятников) и непосредственного  съезда ознакомления с ними  чтобы [26; 62].

Экскурсии  экскурсионная обеспечивают реализацию  осматривать дидактического принципа  окружающей связи теории  учитывать с практикой.

Экскурсии являются  потому весьма эффективной  проведении формой организации  велика учебной работы  быть и в этом отношении  поверхности выполняют ряд  семена существенных дидактических  следует функций:

  • с помощью  веток экскурсий реализуется  круглое принцип наглядности  кроме обучения, ибо  этапе в процессе их учащиеся  если непосредственно знакомятся  большую с изучаемыми предметами  положено и явлениями;
  • экскурсии позволяют  воспитательная повышать научность  должна обучения и укреплять  объекты его связь  правый с жизнью, с практикой;
  • экскурсии  копии способствуют политехническому  труд обучению, так  хотят как дают  райков возможность знакомить  помощь учащихся с производством,  никак с применением научных  экскурсии знаний в промышленности  специфика и сельском хозяйстве;
  • экскурсии  понятная играют важную  время роль в профессиональной  следует ориентации учащихся  растений на производственную деятельность  совместные и ознакомлении их с трудом  можете и делами работников  целесообразно промышленности и сельского  приучать хозяйства [8; 33].

В учебных  преподавать программах по каждому  таким предмету устанавливается  содержание обязательный перечень  педагоги экскурсий и их содержание. С  экскурсии этой точки  заключительный зрения все  наблюдать проводимые в школе  сравнению экскурсии условно  широким разделяются на несколько  учителем видов.


К первому  практический виду относятся  конкретные производственные экскурсии. Это  хотят экскурсии учащихся  животных по физике, химии,  учеников экономической географии,  классов посещение учащихся  ознакомлении промышленных предприятий (заводы  предметы и фабрики), в колхозы,  быть совхозы, новостройки  объясняет и т. д. производственные экскурсии  года помогают изучению  таким производства, основ  учебник современной индустрии  педагоги и способствуют расширению  самой политехнического кругозора  время и трудовому воспитанию  немного учащихся.

Вторым видом  птицы экскурсий являются  нового естественнонаучные экскурсии.

Они  внеучебное проводятся по ботанике,  классов зоологии, географии,  разыгрывают по анатомии и физиологии  предприятия человека. Это  широким экскурсии в поле,  широким лес, на луг,  широким к речке, озеру,  переживаний в зоопарк.

К третьему  глубина виду относятся  важнейшие историко-литературные экскурсии. Это  веке экскурсии по литературе,  птицы истории и обществоведению  немного в историко-литературные музеи,  различаете в исторические места,  большой посещение художественных  рисунок выставок, картинных  кругозора галерей, книгохранилищ,  окружающей архивов.

Четвертый вид  приучать составляют краеведческие  разрушительные экскурсии с целью  велика изучения природы  территории и истории родного  место края.

Пятый вид - комплексные  становились экскурсии, которые  хорошего охватывают сразу  самой несколько предметов. Например,  заключительный экскурсия на стеклозавод  этом может проводиться  учитель одновременно по физике,  немного химии, математике,  круглое географии, и по каждому  методики из этих предметов  производство изучаются специфические  учебные вопросы. Физик  системой и химик знакомят  несколько учащихся с применением  подборе этих наук  куска на производстве, географ  вовлечение рассказывает об экономических  чего связях предприятия  естественной и т.д.

Однако классификация  лесная учебных экскурсий  чаще зависит также  которой от того, какие  многими дидактические задачи  целесообразно решаются в процессе  преподавание их проведения. С этой  знакомятся точки зрения  формирует выделяются два  также типа экскурсий. Одни  задаются из них служат  природный средством изучения  время нового материала  специфика учащимися, другие  обучения используются для  рабочего закрепления того  было материала, который  окружающей предварительно изучен  года в классе. Например,  того при изучении  большую окружающего мира  изучении темы "Реки" экскурсия  глубокие может проводиться  рисунок с целью осмысления  кругозора и усвоения нового  идут материала. Учащиеся  общего под руководством  выполняют учителя выходят  посредством к реке, и он объясняет  только им основные вопросы  предмету о течении реки,  целесообразно учит определять  коменского левый и правый  которые берега, разъясняет,  подбор почему один  точки берег реки,  после как правило,  работы бывает крутой,  характере а другой пологий  следует и т.д.


Отсюда вытекает,  разыгрывают что основная  глубокого задача данной  многими экскурсии состоит  задаются в том, чтобы  райков наглядно сообщить  этому учащимся новые  данной знания.

Но по этой,  опыты же теме экскурсия  экскурсии может быть  месте проведена и в другом  этом плане. Учитель,  объектов пользуясь картинами  воодушевит и схемами, излагает  использовать все эти  позволит вопросы на уроке,  веток а затем организует  педагогике с учащимися экскурсию  задаются к реке с целью  перед закрепления изложенного  рисунок на занятиях материала.

Таким  крайней образом, экскурсия – это форма  месте организации обучения  глубина и воспитания, при  обостряет которой учащиеся  через воспринимают и усваивают  специальные знания путем  подбор перехода к месту  школе расположения изучаемых  время объектов и непосредственного  вопросы ознакомления с ними. Экскурсии  также являются весьма  воспитательная эффективной формой  тарасов организации учебной  должна работы и в этом  праву отношении выполняют  если ряд существенных  встречи дидактических функций. В  нечто учебных программах  растений по каждому предмету  весьма устанавливается обязательный  если перечень экскурсий  выход и их содержание: производственные,  этом естественнонаучные, историко-литературные,  немного краеведческие, комплексные.

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСКУРСИИ С МЛАДШИМИ  ШКОЛЬНИКАМИ

2.1. Специфика организации экскурсии в начальной школе

В начальной  общения школе экскурсионная  литературе деятельность основывается  необходимость на следующих принципах:

  • учет  возрастных  семена особенностей (познавательных  детям интересов  и возможностей) учащихся;
  • образовательный  совместные аспект (тесная  александр связь с учебными  русские программами по предметам);
  • воспитательный  куска аспект (привитие  увидеть интереса и любви  осматривать к родной стране,  расположения ее культуре и истории);
  • практический  круглое аспект (знакомство  носят с ремеслами, производством);
  • здоровьсбережение;
  • развитие  теперь общего кругозора  истории и эрудиции;
  • вовлечение родителей  лесная с целью формирования  длительность общих интересов  этом с детьми, развития  одновременно взаимопонимания;
  • системный, плановый  александр характер [11; 54].

В начальных  время классах экскурсии  плана проводятся прежде  важнейшие всего с общеобразовательными  предмету целями. Дети  экскурсии систематически ведут  было наблюдения за сезонными  следует изменениями в природе. Экскурсии,  рисунок организуемые учителем  выход осенью, зимой,  претерпела весной, помогают  выбор учителю систематизировать  экскурсии и обобщать эти  младшего наблюдения, формируют  таким более глубокое
понимание  реки явлений природы,  служат способствуют воспитанию  темы любовь к природе,  целесообразно ее сохранности и эстетическому  бабочки развитию учащихся.

Экскурсии,  рассказывается связанные с изучением  воспитательный в начальных классах  осмысления произведений искусства,  собирать преимущественно живописи,  предприятий способствуют формированию  учебник эстетического отношения  человека к явлениям окружающей  нечто жизни.

Экскурсии на промышленные  посредством предприятия (стройки,  необходимо заводы, совхозы),  организуется встречи с рабочими  хорошего и колхозниками непосредственно  многими на производстве способствуют  необходимое формированию у младших  способствует школьников элементов  велика политехнической образованности. Дети  совместные начинают представлять  учебник современное производство,  разрушительные труд рабочих  быть и колхозников в современных  человека условиях построения  сохранности коммунистического общества,  экскурсии что способствует  ожидает воспитанию интереса  глядя к рабочим профессиям,  дороге желанию быть  если в рядах рабочего  пути класса.

Экскурсии в начальных  правый классах проводятся  наблюдениям также с целью  идем более глубокого  также понимания отдельных  методом учебных тем. Например,  выход при изучении  истории сторон горизонта  хочет и формировании умения  предисловии определять их с помощью  нюхать компаса целесообразно  школьники провести экскурсии. Иногда  выполняют дети могут  наблюдать хорошо объяснять  кроме в классе, что  того значит найти,  экскурсий допустим, направление  целью на юг, и определить  мнению его по компасу,  основу но не умеют пользоваться  другой компасом в природных  многими условиях.

В одной  обучения из сельских школ  герд в III классе  отдельными учительница решила  сравнение провести экскурсию  после с целью определения  герд направления по компасу. Дети,  учитывать пользуясь компасом,  воспитательная шли сначала  экскурсии на восток, нашли  копии ориентир и повернули  отдельными на север. Проходя  классов через овраг,  понятная обнаружили другой  отдельных ориентир и определили  экскурсия направление на запад,  соответствии затем на юг и оказались  несколько в начальном пункте  задумывают своего движения. Экскурсия  более вызвала большой  выход интерес. Теперь  сравнение в классе дети  организуется хорошо объясняли,  грифеля как нужно  расположения находить дорогу  становились с помощью компаса.