Файл: Особенности управления региональным рынком труда (Теоретические аспекты управления рынком труда).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

(тыс. чел.)

№ п/п

Наименование

показателя

2017

год

2018

год

2019

год

Справочно:

2016

год

2015

год

I.

Численность трудовых ресурсов (сумма строк 1-3), в том числе

1181,6

1163,7

1145,8

1200,0

1218,5

1.

трудоспособное население в трудоспособном возрасте

1055,7

1038,0

1020,3

1073,9

1088,9

2.

иностранные трудовые мигранты

31,0

30,0

29,0

32,0

36,3

3.

работающие граждане, находящиеся за пределами трудоспособного возраста (сумма строк 3.1.-3.2.)

94,9

95,7

96,5

94,1

93,3

3.1.

пенсионеры старше трудоспособного возраста

90,5

91,3

92,1

89,7

88,9

3.2.

подростки моложе трудоспособного возраста

4,4

4,4

4,4

4,4

4,4

II.

Распределение трудовых ресурсов

4.

Численность занятых в экономике (без военнослужащих)

1021,0

1022,0

1023,0

1020,0

1022,3

5.

Численность населения, не занятого в экономике (сумма строк 5.1.-5.3.)

160,6

141,7

122,8

180,0

196,2

5.1.

численность учащихся в трудоспособном возрасте, обучающихся с отрывом от работы

76,0

76,0

76,0

76,0

76,0

5.2.

численность безработных, зарегистрированных в службе занятости

15,9

15,9

15,9

16,2

14,5

5.3.

численность прочих категорий населения в трудоспособном возрасте, не занятого в экономике

68,7

49,8

30,9

87,8

105,7

III.

Распределение занятых в экономике по разделам ОКВЭД:

6.

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

188,4

188,0

187,6

189,0

191,6

7.

рыболовство, рыбоводство

0,6

0,6

0,6

0,6

0,6

8.

добыча полезных ископаемых

48,8

49,2

49,6

48,0

46,3

9.

обрабатывающие производства

122,7

122,9

123,1

122,6

122,5

10.

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

30,3

30,3

30,3

30,3

30,3

11.

строительство

69,7

69,7

69,7

69,7

70,1

12.

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования

156,5

156,9

157,3

156,4

156,5

13.

гостиницы и рестораны

13,7

13,7

13,7

13,5

13,5

14.

транспорт и связь

82,5

82,7

82,9

82,4

82,4

15.

финансовая деятельность

10,7

10,7

10,7

10,7

10,9

16.

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

60,6

60,7

60,8

60,4

61,4

17.

государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование

49,5

49,5

49,5

49,5

48,5

18.

образование

84,7

84,7

84,7

84,7

84,8

19.

здравоохранение и предоставление социальных услуг

73,2

73,2

73,2

73,2

73,9

20.

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

27,8

27,9

28,0

27,7

27,7

21.

прочие виды экономической деятельности

1,3

1,3

1,3

1,3

1,3


Профессиональное обучение (профессиональная подготовка, пере­подготовка, повышение квалификации и стажировка) безработных граждан является важнейшим фактором активной политики занятости населения и направлено на развитие трудовых ресурсов, обеспечение продуктивной, сво­бодно избранной занятости граждан, усиление их социальной защищенности посредством повышения роста профессионального мастерства, профессио­нальной мобильности и конкурентоспособности на рынке труда.[4]

Организация профессионального обучения безработных граждан осу­ществляется министерством труда и занятости населения Оренбургской об­ласти и государственными бюджетными учреждениями центрами занятости населения городов и районов Оренбургской области (далее - органы труда и занятости населения).

Профессиональное обучение безработных граждан проводится по профессиям, специальностям, пользующимся спросом на рынке труда, и по­вышает возможности безработных граждан в поиске оплачиваемой работы (доходного занятия).

В 2015 году работа по обеспечению здоровых и безопасных условий труда на предприятиях области проводилась в соответствии с подпрограммой «Улучшение условий и охраны труда в Оренбургской области в 2014-2020 годах» и муниципальными программами.

В целях повышения эффективности работы по улучшению условий и охраны труда в организациях министерством труда и занятости населения в муниципальных образованиях ежеквартально проводятся «Недели охраны труда и социального партнерства».

В 2015 году такие мероприятия прошли в Ташлинском, Адамовском, Илекском и Саракташском районах. Изучено положение дел в сфере охраны труда и трудовых отношений на 60 предприятиях производственной и социальной сферы с численностью работающих более 7,5 тыс. чел.

Выявленные недостатки в области охраны труда обсуждались за «круглым столом» совместно с представителями администрации территорий, органов надзора и контроля, руководителями и специалистами по охране труда предприятий и другими заинтересованными лицами. В рамках мероприятий демонстрировался видеоматериал по производственному травматизму, организован показ современных спецодежды, спецобуви и других СИЗ.

Для решения вопросов безопасности и охраны труда, повышения уровня знаний специалистов и распространения передового опыта большое значение имеют постоянно действующие семинары–совещания по охране труда, которые ежеквартально проводятся центрами занятости населения во всех муниципальных образованиях области. За 2015 год проведено 182 семинара-совещания, в них приняли участие более 7 тыс. чел. На 25 предприятиях организованы «Дни охраны труда и социального партнерства», 38 выставок спецодежды, спецобуви и других СИЗ, участниками которых стали почти 5 тыс. руководителей и специалистов организаций.


3. Совершенствование управления региональным рынком труда

Регулирование рынка рабочей силы в Оренбургской области должно строиться с учетом того, что:

- во-первых, сегодня субъект РФ и Россия в целом, проходят этап накопления капитала с характерной для него структурой рынка труда - значительное преобладание в востребованности низкоквалифицированного дешевого труда над высококвалифицированным;

- во-вторых, то, какая модель общества (информационного) будет выбрана в качестве ориентира развития, задаст присущую данной модели структуру рынка труда.

Выделяют следующие стратегии государственного регулирования рынка труда:

1) внегосударственное обеспечение избыточной рабочей силы;

2) государственная компенсация последствий безработицы;

3) создание дополнительных рабочих мест;

4) системное управление процессами в сфере занятости на рынке труда

Реализация основных направления по формированию, распределению и эффективному использованию трудовых ресурсов Оренбургской области возможна при тесном взаимодействии органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления, объединений работодателей, организаций и учебных заведений профессионального образования, направленном на формирование, рациональное распределение и эффективное использование трудовых ресурсов в Оренбуржье.

Системное управление на региональном уровне процессами, происходящими в сфере занятости и на рынке труда, предполагает согласование федеральных и региональных приоритетов.

В этой связи при определении стратегии регулирования регионального рынка труда, на наш взгляд, целесообразно выделить региональные системообразующие центры подготовки квалифицированной рабочей силы и ее потенциальных потребителей. Определив их состав и структуру, выявив динамику и сделав определенные прогнозы их состояния на ближайшую перспективу, в дальнейшем, возможно, будет оказывать воздействие на поведение агентов на рынке труда, сглаживая дисбаланс между качеством и количеством подготавливаемой квалифицированной рабочей силы и ее востребованностью в различных сферах жизнедеятельности регионального сообщества.

Проблема в том, что рынок труда разбалансирован, налицо несоответствие спроса и предложения. Как это ни парадоксально, но в определенной степени дестабилизатором ситуации является рынок образовательных услуг. Сегодня молодому человеку предлагается масса профессий, однако отсутствуют ориентиры, позволяющие оценить будущую его востребованность по полученной специальности. Очевидна необходимость прогнозирования квалификационно-профессиональной структуры рабочей силы как в целом по стране, так и по регионам. Безусловно, вопрос этот чрезвычайно сложный. Недавний опрос руководителей крупных и средних предприятий, проведенный Департаментом совместно с администрацией области, фактически ничего не выявил. И это объяснимо: экономическая ситуация так неопределенна, что ни один работодатель не смог ответить, сколько инженеров одного профиля, а сколько - другого потребуется через 4-5 лет.


Качество рабочей силы и, соответственно, качество рынка труда, обнаруживая некоторые общемировые и общегосударственные тенденции, во многом характеризуются именно региональной спецификой, и не только определяются социально-экономической ситуацией в регионе, но и определяют в нем динамику социальных процессов. Поэтому органам государственной власти на региональном уровне необходимо более, активно инициировать эмпирические и теоретические исследования региональных рынков труда, результаты которых могут служить основой управления социальными процессами в регионе.

Следует отметить, что рынок труда как часть рынка, также как и институт рынка в целом, взаимодействуя с другими социальными институтами, обеспечивают и, в некоторой степени, определяют воспроизводство общества и, следовательно, воспроизводство социальности определенного типа. Поэтому складывающийся региональный рынок труда необходимо анализировать, исходя как из существующего, так и из предполагаемого типа социальности будущего общества.

Россия в настоящее время проходит период накопления капитала. На данном этапе объективно требуется низко квалифицированная рабочая сила, что подтверждают эмпирические данные как по российскому, так и по региональному рынкам труда. Доля вакансий по рабочим специальностям по Оренбургской области устойчиво растет. Потребность в высококвалифицированной рабочей силе объективно возникает только на следующем после накопления капитала этапе.

Кризис не только привел к массовым увольнениям и безработице, но и породил спрос на ряд профессий, ранее не слишком популярных: коллектор, инновационный менеджер, специалист по сокращению персонала, специалистам по безопасности, антикризисный управляющий, специалист в области финансового мониторинга и кредитных рисков и т.д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблемы совершенствования отношений на рынке труда для достижения роста его эффективности являются наиболее актуальными в связи со сложной демографической и экономической ситуацией и недостаточным использованием человеческого потенциала в российской экономике.

Для решения этих проблем российскому государству и хозяйствующим субъектам нужно обратить более пристальное внимание на совершенствование отношений на рынке труда, ибо этот резерв роста его эффективности остается мало задействованным в современной экономике. Также важным подходом является требование максимальной концентрации средств, направляя их на совершенствование и развитие человеческого капитала.


В 2015 году в органы труда и занятости населения за содействием в поиске подходящей работы обратилось 62,4 тыс. человек - на 7,2% больше чем в 2014-м. Официальный статус безработного получили 32,5 тыс. оренбуржцев. В 31-й территории уровень безработицы выше среднеобластного показателя. Самый высокий отмечен в Шарлыкском районе (4%), самый низкий - в Саракташском (0,6%). В рамках государственной программы «Содействие занятости населения Оренбургской области в 2014-2020 годах» трудоустроено около 31,4 тыс. человек (на 6,1% больше, чем в 2014-м).

Отдельное направление - помощь выпускникам учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, которые впервые ищут работу. В минувшем году этот показатель выполнен на 100%, трудоустроено 393 молодых специалиста. Реализованы мероприятия по обеспечению занятости подростков.

Оказано содействие в трудоустройстве безработным гражданам и членам их семей при переезде или переселении в другую местность. В Оренбуржье создаются классы различной профессиональной направленности, где жители могут освоить дополнительные специальности.

Положительные результаты дала работа по обеспечению здоровых и безопасных условий труда на предприятиях, предупреждению и профилактике производственного травматизма, профессиональных заболеваний.

Под особым контролем центров занятости населения - получение пособий по безработице обманным путем. В минувшем году выявлено 468 таких случаев, объем незаконно полученного пособия составил 992,6 тыс. рублей.

Таким образом, основными задачами по развитию трудовых ресурсов и эффективности их использования в Оренбургской области являются:

1) стимулирование расширенного воспроизводства трудовых ресурсов, снижение миграционного оттока населения в другие регионы;

2) повышение качества профессионального образования, приведение подготовки кадров в соответствие с потребностью экономики области;

3) повышение уровня занятости трудовых ресурсов в экономике.

В этой связи особую роль играет составление региональных программ занятости, на основе которых возможно прогнозирование ситуации и выработка системы мероприятий, смягчающих негативные последствия ее неблагоприятного развития. Главный принцип и политики занятости и составляемых программ - соответствие предлагаемых мер стратегической цели: создание условий для полной, эффективной и свободно избираемой занятости.