Файл: Особенности управления региональным рынком труда (Теоретические аспекты управления рынком труда).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Анализ таблицы 2 показывает, что в Оренбургской области за 2013-2015гг. происходили существенные изменения в динамике населения. Наблюдается уменьшение численности, занятой в экономике - это вызвано спадом производства. Чем выше удельный вес населения в трудоспособном возрасте, тем труднее найти работу; чем выше занятость трудоспособного населения в промышленном производстве, ориентированном на кризисные отрасли, тем больше вероятность безработицы.[27]

Рисунок 7 - Движение численности безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения человек

Уменьшение демографической нагрузки, рост численности и доли населения в трудоспособном возрасте можно было бы считать благоприятным фактором для экономики в ближайшей перспективе. Однако, численность занятых в ближайшем будущем, скорее всего, будет увеличиваться очень незначительными темпами. Снижение численности рабочей силы за счет таких факторов, как призыв на воинскую службу, учеба, выход на пенсию, естественная убыль, не будет покрывать прирост трудоспособного населения. К тому же число вновь созданных рабочих мест в два раза меньше, чем число сокращаемых. Вследствие этого ежегодно требуется создание 20-25 тыс. новых рабочих мест.

Специфика формирования региональных социально-трудовых отношений обусловлена и действием такого фактора, как уровень развития на территории частной собственности, поскольку для работников частных предприятий в большей мере характерна частая смена места работы, приводящая к увеличению динамичности рынка труда.

Развитие малого предпринимательства является важным условием функционирования рыночной экономики. В ведущих капиталистических странах мира на долю малого предпринимательства приходится до 50% в общем объеме производства продукции, товаров и услуг.

Сектор малого бизнеса не является пока определяющим на областном рынке труда, но уже сегодня играет важную роль в снижении уровня безработицы в области. На 30.05.2014 в Оренбургской области в малом бизнесе занято 12, 4% трудоспособного населения.

По данным Оренбургстата, доля произведенной малым бизнесом продукции в общем объеме ВРП региона составляет 7,5%, а доля среднесписочной численности работающих на малых предприятиях в общей численности занятых в регионе -20%. В 2013 году в Оренбургской области осуществляли деятельность 18892 малых предприятия, в том числе 16647 микропредприятий, с численностью работающих 145,5 тыс.человек. Доля области в общем количестве малых предприятий в Приволжском федеральном округе в 2013 году составила 5%. Одно из главных предназначений малого бизнеса - обеспечение занятости населения. В 2013 году на малых предприятиях было занято 12,4% от численности трудоспособного населения области. Одной из особенностей малого предпринимательства является широкое распространение вторичной занятости, что подчеркивает социальную направленность малого бизнеса, предоставляющего дополнительные источники доходов для населения наряду с основным местом работы. Малые предприятия активно привлекают внешних совместителей и работников, выполняющих работы по договорам гражданско-правового характера, в 2013 году на условиях вторичной занятости в данном секторе трудилось 7,8 тыс.человек. Доминирующая часть предприятий и рабочих мест в малом бизнесе приходится на предприятия оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования.[33]


Региональные особенности функционирования рынка труда обусловлены уровнем и структурой занятости, определяемыми специализацией хозяйства, его обеспеченностью сырьевой базой, динамикой и эффективностью производства, инвестиционным климатом, характером поддержки предприятий со стороны федеральных и региональных органов власти.

2.2 Анализ исполнения программ политики занятости в Оренбургской области

Проведенный анализ и прогноз количественных и качественных характеристик рынка труда Оренбургской области позволили выявить ряд проблем, которые могут иметь место и в будущем периоде, что обуславливает важность и значимость анализа развития механизмов его регулирования.

Таким образом, на рынке труда области в этот период складывались следующие тенденции:

- увеличивался приток на рынок труда незанятой рабочей силы, в том числе по причине высвобождения работников;

- снижалось количество вакансий, заявляемых работодателями в службу занятости;

- наблюдался рост напряженности на областном рынке труда. Проведем анализ областных целевых программ Оренбургской области

Постановлением Правительства Оренбургской области от 14.10.2013 № 836-пп утверждена государственная программа «Содействие занятости населения Оренбургской области в 2014–2020 годах», которая включает в себя шесть подпрограмм:

- подпрограмма I «Реализация политики занятости населения Оренбургской области в 2014–2020 годах»;

- подпрограмма II «Дополнительные мероприятия по содействию занятости инвалидов в Оренбургской области в 2014–2015 годах»;

- подпрограмма III «Улучшение условий и охраны труда в Оренбургской области в 2014–2020 годах»;

- подпрограмма IV «Привлечение и использование иностранных работников для обеспечения потребности экономики Оренбургской области в кадрах в 2014–2020 годах»;

- подпрограмма V «Развитие социального партнерства в Оренбургской области в 2014–2020 годах»;

- подпрограмма VII «Обеспечение реализации государственной программы «Содействие занятости населения Оренбургской области в 2014–2020 годах» в 2014–2020 годах».[2]

В 2015 году в органы службы занятости населения за содействием в поиске подходящей работы обратилось 62,4 тыс. чел. (на 7,2% больше, чем в 2014 году), официальный статус безработного получили 32,5 тыс. чел. (на 24,5% больше). Всего при содействии центров занятости искали работу 79,8 тыс. чел. (на 10,7% больше, чем за 2014 год).


На 01.01.2016 численность зарегистрированных безработных составила 16,0 тыс. чел., уровень безработицы – 1,5% (на 01.01.2015 – 13,0 тыс. чел., уровень – 1,2%).

В службу занятости от работодателей поступили сведения о наличии 66,4 тыс. вакансий (за 2015 год – 102,6 тыс.). На 01.01.2016 коэффициент напряженности составил 2,2 незанятых граждан на одну вакансию (на 01.01.2015 – 2,0).

По всем направлениям активной политики центрам занятости населения установлено государственное задание.

По итогам 2015 года выполнение плановых показателей государственного задания для центров занятости населения составило от 93 до 113%. Проведено 857 ярмарок вакансий. Выполнение государственного задания составило 103%. Приняли участие в общественных работах 4740 чел. (101%). На условиях материальной поддержки были трудоустроены 795 безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы (101%).

За 2015 год в организациях области произошло 82 тяжелых несчастных случая на производстве (за 2014 год – 100). Погиб 21 человек (за 2014 года – 45 чел.). В рамках выполнения программных мероприятий Подпрограммы в 2015 году проведены 4 выездных заседания областной межведомственной комиссии по охране труда на базе:

- ОАО «ПО «Стрела»;

- ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги» - филиал «Оренбургэнерго»;

- Центра по подготовке кадров ООО «Газпром добыча Оренбург»;

- ГБОУ ВПО «Оренбургский государственный медицинский университет». [6]

Одним из важнейших вопросов в сфере охраны труда, направленных на профилактику производственного травматизма, является организация обучения и проверка знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий.

За 2015 год 32,1 тыс. руководителей и специалистов предприятий области прошли обучение и проверку знаний требований охраны труда, в том числе почти 13 тыс. чел. – через учебные заведения.

Одной из форм обучения является организация постоянно действующих семинаров. Семинары проводились ежеквартально во всех муниципальных образованиях области с привлечением контрольно-надзорных органов и других заинтересованных структур.

За 2015 год специалистами центров занятости населения обследовано по вопросам охраны труда около 1,8 тыс. организаций области, выявлено 5,5 тыс. нарушений трудового законодательства.

С целью сбора информации об условиях труда женщин посещено более 1,4 тыс. организаций области, в которых трудятся 63,2 тыс. женщин (общее количество работников –120,9 тыс. чел.), из них 8,3 тыс. работают в неблагоприятных условиях.


В 2015 году в области в рамках системы социального партнерства действовали:

- на областном уровне – соглашение «О взаимодействии в сфере социально-трудовых отношений и социальной защиты населения Оренбургской области на 2014–2016 годы» и 14 отраслевых соглашений в сферах образования, здравоохранения, культуры, агропромышленного комплекса, потребительской кооперации, физической культуры и спорта, государственных учреждений и общественного обслуживания;

- на территориальном уровне – 40 трехсторонних и 40 отраслевых соглашений.

На 01.01.2016 коллективные договоры заключены в 5,3 тыс. организациях области и охватывают своим действием 514,3 тыс. чел.

В 2015 году специалистами центров занятости населения в соответствии со статьей 51 Трудового кодекса Российской Федерации осуществлялся контроль за выполнением 1,7 тыс. коллективных договоров.

На основании плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проведено 24 проверки соблюдения трудового законодательства и выполнения коллективного договора, соглашения, выявлено 197 различных нарушений.

Расходы на мероприятия государственной программы «Содействие занятости населения Оренбургской области в 2014–2020 годах» в 2015 году составили 864 615,4 тыс. руб., в том числе:

- субвенции из федерального бюджета –596 741,8 тыс. руб.;

- субсидии из федерального бюджета – 15 054,1 тыс. руб.;

- средства областного бюджета – 252 819,5 тыс. руб.;

Ситуация на рынке труда Оренбургской области казалось бы стабили­зирована, но устойчивому функционированию рынка труда и содействию за­нятости населения препятствовали ряд проблем и определенных трудностей.

1. При трудоустройстве безработных граждан возникают сложности из-за несоответствия возрастающих требований работодателей и уровня ква­лификации, образования, опыта работы, а также возраста работников.

2. Модернизация производства, применение новых технологий приводят к повышению требований работодателей к профессиональному уровню рабочей силы: в настоящее время ощущается нехватка квалифициро­ванных кадров по отдельным профессиям и специальностям, в первую очередь начального и среднего профессионального звена.

3. Рынок труда и рынок образовательных услуг не согласованы. Моло­дежь в большей части поступает в вузы, получая профессии, невостре­бованные работодателями, трудовые притязания молодых людей выхо­дят за рамки возможностей работодателей. Работодатель же предъявля­ет высокие требования к молодому специалисту, прежде всего в отно­шении уровня профессиональной подготовки, умения использовать со­временные информационные технологии, способности адаптироваться к меняющимся условиям и содержанию труда.


4. Активизация увольнения работников в связи с ликвидацией, сокраще­нием численности или штата организаций; сокращение приема на рабо­ту на фоне спада производства, а также структура высвобождений и новой рабочей силы создали неравенство различных возрастных групп и категорий на рынке труда.

5. Продолжается сокращение численности населения, что обусловлено естественной убылью и миграционным оттоком (значительную часть выбывших лиц составляют граждане трудоспособного возраста, а так­же высококвалифицированные кадры).

Все эти проблемы отразились в суще­ственном разрыве между общей и регистрируемой безработицей, который во многом объясняется несоответствием возможностей органов службы занято­сти и ожиданий безработных. Для того, чтобы повысить эффективность дея­тельности органов службы занятости как посредника между работодателями и гражданами, ищущими работу, необходимо создание стимулов для обра­щения в органы службы занятости как работодателей за подбором необходи­мых работников, так и граждан для поиска подходящей работы. Особенно это актуально для молодежи, в первую очередь для выпускников.

2.3 Направления регулирования рынка труда в Оренбургской области

Одним из важнейших методов регулирования рынка труда является прогноз баланса трудовых ресурсов. Прогноз баланса трудовых ресурсов разрабатывается в следующих целях:

а) оценка сбалансированности потенциального предложения на рынке труда и потенциального спроса на рабочую силу;

б) определение структурных пропорций предложения и спроса на рынке труда;

в) выявление перспективных направлений развития рынка труда с учетом стратегий развития отдельных сфер и видов экономической деятельности;

г) повышение эффективности регулирования процессов формирования и использования трудовых ресурсов, а также принятия управленческих решений.

Прогноз баланса трудовых ресурсов разрабатывается в целом по Оренбургской области по видам экономической деятельности на уровне разделов Общероссийского классификатора видов экономической деятельности на очередной год и плановый 2-летний период (далее – прогнозируемый период).[3]

Таблица 4

Прогноз баланса трудовых ресурсов в Оренбургской области