Файл: Особенности управления региональным рынком труда (Теоретические аспекты управления рынком труда).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 36
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты управления рынком труда
1.1 Понятие и функции рынка труда
1.2 Управление региональным рынком труда
2. Анализ управления рынка труда в Оренбургской области
2.1 Анализ рынка труда в оренбургской области в 2014-2015 годах
2.2 Анализ исполнения программ политики занятости в Оренбургской области
2.3 Направления регулирования рынка труда в Оренбургской области
Целесообразно выделение трех основных потоков информации, формирующейся в процессе функционирования регионального рынка труда: аналитический, регулирующий и обеспечивающий. Под информационным потоком на рынке труда будем понимать сумму единиц информации о состоянии и перспективах развития рынка труда, получаемой или передаваемой в одном направлении субъектам и институтам инфраструктуры рынка труда. Направление движения информационных потоков определяется начальным и конечным пунктами передачи или получения информации. Формирование информационных потоков подразумевает выбор субъектов и объектов информационного сотрудничества на рынке труда, оптимизацию объема, качества и структуры единиц информации, определение периода и срока получения или передачи данных.
Аналитический - это поток первичной информации о потребности в рабочей силе, эффективности и тенденциях развития управляемого объекта (от управляемой подсистемы к исполнительному органу, от исполнительного органа к управляющей подсистеме, от управляемой подсистемы к внешней среде, от внешней среды к управляющей подсистеме);
Регулирующий - это поток принятых решений, а также любого другого вида вторичной информации, полученной в результате переработки первичных данных в информационно-анализирующей подсистеме (от органа, принимающего решение к исполнителю).
Обеспечивающий - это поток информации, сопровождающей конкретные управленческие воздействия (от исполнителя к управляемой подсистеме, от управляющей подсистемы к управляемому объекту).[31]
Методика оценки эффективности функционирования регионального рынка труда на основе его концептуальной модели включает: макроэкономическую оценку посредством системы относительных показателей; позиционирование территориально-локализованных образований с помощью иерархического рейтинга; анализ состояния рынка труда депрессивных районов на основе количественно-качественных характеристик безработного и экономически активного населения в структуре спроса и предложения.
В случае, когда спрос меньше предложения, необходимо стимулирование спроса посредством создания новых, модернизации существующих рабочих мест, квотирования рабочих мест, субсидирования занятости, проведения общественных работ и др.
В случае, когда спрос больше предложения, требуется корректировка предложения посредством совершенствования структуры учебных мест в системе профессионального образования, содействия профессиональной подготовке и переподготовке, ориентированной на занятость с учетом персональных интересов, а также содействие трудоустройству и активной миграционной политике. Использование указанной методики позволит выявить проблемы в районах, находящихся на нижних строчках рейтинга, выработать стратегию их решения и улучшить ситуацию на рынке труда региона в целом.
Для формализации процесса принятия решений в сфере регионального рынка труда и обеспечения обратной связи необходимо определить последовательность действий управляющего субъекта по использованию подсистем механизма информационного обеспечения.
Эффективный механизм обеспечения управления региональным рынком труда позволяет:
- повысить степень обоснованности принимаемых решений за счет оперативного сбора, передачи и обработки информации;
- обеспечить своевременность принятия решения объектом;
- добиться роста эффективности управления за счет своевременного предоставления необходимой информации руководителям всех уровней управления из единого информационного фонда;
- согласовывать решения, принимаемые на различных уровнях управления и в разных структурных подразделениях;
- за счет информированности субъектов регионального рынка труда о текущем его состоянии обеспечивать реализацию основной цели рынка труда - достижение эффективной занятости.
2. Анализ управления рынка труда в Оренбургской области
2.1 Анализ рынка труда в оренбургской области в 2014-2015 годах
Социально-трудовые отношения в регионе определяются совокупностью следующих факторов: численностью населения и его демографическими показателями: профессиональной, квалификационной и образовательной структурой; соотношением общей численности населения и экономически активной его частью, уровнем жизни населения, состоянием экономики (экономический рост, кризис, депрессия) и тенденциями ее развития.
Изначальным условием состояния рынка труда является численность населения в трудоспособном возрасте, так как она определяет количество потенциальных претендентов на рабочие места. К 2015 году значительно увеличивается численность и удельный вес населения в возрасте моложе трудоспособного - основного источника пополнения трудовых ресурсов. Численность молодежи, вступающей в трудоспособный возраст, снижается до 2015 года; т.к. было существенное сокращение пополнения численности населения лицами трудоспособного возраста вследствие снижения рождаемости в конце 80-х и в начале 90-х годов.
В таблице 1 приведены показатели естественного движения населения Оренбургской области.
Из таблицы 1 видно, что в 2015г. снижается рождаемость на 836 человек, при этом снижается и число умерших на 155 человек. При этом, естественная убыль в 2015 г. составляет 681 человек.
В таблице 1 показана динамика числа родившихся и умерших человек. В январе-августе 2015 года органами ЗАГС зарегистрировано 18981 родившийся и 19202 умерших. Уровень рождаемости по сравнению с январем-августом 2014 года уменьшился на 4,1%, уровень смертности - на 0,7%.[33]
Таблица 1
Показатели естественного движения населения Оренбургской области
человек |
на 1000 человек |
На 1000 человек за 2014г. в целом |
||||
2015г. |
2014г. |
прирост (+), снижение |
2015г. |
2014г. |
||
Родившихся |
18981 |
19817 |
-836 |
14,2 |
14,8 |
14,6 |
Умерших |
19202 |
19357 |
-155 |
14,4 |
14,5 |
14,2 |
в том числе детей в возрасте до 1 года |
128 |
204 |
-76 |
6,6 |
10,2 |
9,7 |
Естественный прирост или убыль |
-221 |
+460 |
-681 |
-0,2 |
+0,3 |
+0,4 |
Зарегистрировано: |
||||||
браков |
9927 |
11472 |
-1545 |
7,5 |
8,6 |
8,6 |
разводов |
5589 |
6894 |
-1305 |
4,2 |
5,2 |
5,2 |
Естественная убыль населения в январе-августе 2015 года составила 221 человек. Естественный прирост населения наблюдался в городах Оренбурге, Соль-Илецке, Бузулуке, Ясном и шестнадцати районах области, в январе-августе 2014 года - в городах Оренбурге, Соль-Илецке, Сорочинске, Ясном и двадцати двух районах области.
Таблица 2
Численность экономически активного населения Оренбургской области, 2011-2015 гг.
Показатели |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Тысяч человек |
|||||
Экономически активное |
|||||
население - всего |
1049,4 |
1040,3 |
1063,5 |
1042,2 |
1011,7 |
в том числе: |
|||||
занятые в экономике |
983,4 |
984,3 |
1010,9 |
995,8 |
962,9 |
безработные |
66,0 |
56,0 |
52,6 |
46,4 |
48,9 |
В процентах к итогу |
|||||
Экономически активное |
|||||
население - всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
в том числе: |
|||||
занятые в экономике |
93,7 |
94,6 |
95,1 |
95,5 |
95,2 |
безработные |
6,3 |
5,4 |
4,9 |
4,5 |
4,8 |
Число зарегистрированных браков в январе-августе 2015 года по сравнению с аналогичным периодом 2014 года уменьшилось на 13,5%, число выданных документов о разводах - на 18,9%.
За последние пять лет численность экономически активного населения Оренбургской области снизилась на 37,7 тыс. чел. Снижается как количество занятых, так и численность безработных. При этом доля безработных снизилась в 2015 году по сравнению с 2011 на 1,5 процента. Однако в 2015 году по сравнению с 2014 годом был зафиксирован рост уровня безработицы.[33]
В настоящее время ухудшается возрастная структура рабочей силы: происходит уменьшение числа лиц возраста наивысшей экономической активности (30-49 лет) и увеличение численности в возрасте 15-19 лет, т. е. профессионально не подготовленных, а, следовательно, и менее конкурентоспособных на рынке труда, а также предпенсионного возраста. Воздействие данного фактора рассмотрим на примере Оренбургской области.
Из рисунка 4 видно, что средний возраст безработных в январе 2015г. составил 35,7 года. Молодежь до 25 лет среди безработных составляет 23%, в том числе в возрасте 15-19 лет - 3,3%, 20-24 лет - 19,7%. Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (28,2%) и 20-24 лет (14,0%).[6]
В 2015 году в органы труда и занятости населения Оренбургской области за содействием в поиске подходящей работы обратилось 62,4 тыс. чел. (на 7,2% больше, чем в 2014 году), официальный статус безработного получили 32,5 тыс. чел. (на 24,5% больше).
Всего при содействии центров занятости искали работу 79,8 тыс. чел. (на 10,7% больше аналогичного показателя 2014 года), из них 45,5 тыс. безработных (на 17,5% больше).
На 01.01.2016 в поисках работы было зарегистрировано 17,9 тыс. чел. (на 2,4% больше, чем на 01.01.2015), из них 16 тыс. безработных (на 23,1% больше).[6]
Рисунок 3 – Уровень безработицы в оренбургской области в 2014-2015 годах, чел
Уровень официальной безработицы на 01.01.2016 составил 1,54%. В 31 территории уровень выше среднеобластного значения. Самый высокий показатель отмечен в Сорочинском городском округе (4,1%), самый низкий – в Саракташском районе (0,6%).
Рисунок 4 - Уровень безработицы по возрастным группам, %
В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в январе 2015г. составил 15,1%, в том числе среди городского населения - 13,5%, среди сельского населения - 19,7%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы населения в возрасте 30-49 лет составляет 3,4 раза, в том числе среди городского населения - 3,7 раза, сельского населения - 2,8 раза.
Рисунок 5 – Количество трудоустроенных граждан в 2014-2015 годах, чел.
В 2015 году при содействии органов труда и занятости нашли работу 31447 чел. (на 6,1% больше, чем в 2014 году), из них 17739 чел. трудоустроены на постоянную работу, 13708 – на временную.(Рисунок 5)
На профессиональное обучение было направлено 2785 чел. (на 2,4% меньше), из них 2684 безработных (на 2,6% меньше), 72 женщины в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (на 2,3% больше) и 29 пенсионеров, стремящихся возобновить трудовую деятельность (на 11,5% больше).
С начала года в органы труда и занятости от работодателей поступили сведения о наличии 66,4 тыс. вакансий (64,7% к соответствующему периоду прошлого года). Заявленная предприятиями потребность в рабочей силе на 01.01.2016 составила 8049 чел., коэффициент напряженности – 2,2 незанятых граждан на одну вакансию (на 01.01.2015 – соответственно 8609 чел. и 2,0 чел. на одну вакансию).[6]
Рисунок 6 - Напряженность на регистрируемом рынке труда (число незанятых граждан на 1 вакансию)
Показатели динамики численности ее населения, трудовых ресурсов приведены в таблице 3.
Таблица 3
Динамика численности населения, трудовых ресурсов и занятости в Оренбургской области в 2013-2015 гг.
Показатели |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
Абсолютное отклонение, (+,-) 2015 г. к 2013 г. |
Темп роста/убыли , (в %) 2015 г. к 2013 г. |
Население обл., всего чел. |
2016086 |
2008566 |
2001110 |
-14976 |
99,3 |
Население области всего, % |
100 |
100 |
100 |
- |
- |
Экономически активное население,чел. |
1038652 |
1012317 |
974540 |
-64112 |
93,8 |
Экономически активное население (в % к общей численности) |
51,5 |
50,4 |
48,7 |
-2,8 |
94,6 |
Численность занятых в экономике, чел. |
985100 |
929966 |
898498 |
-86602 |
91,2 |
Занятые (в % к общей численности) |
48,8 |
46,3 |
44,9 |
-3,9 |
92,0 |