Файл: Психологические типы управленческих решений (Теоретические аспекты психологических типов в управлении).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 47
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТИПОВ В УПРАВЛЕНИИ
1.1 Понятие и значение психологических типов управления
1.2 Характеристика психологических типов управления и способов их влияния
1.3 Способы психологических исследований
ГЛАВА 2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ НА «MFC FOODS»
2.1 Особенности деятельности «MFC Foods»
2.2 Общая характеристика психологических методов управления на «MFC Foods»
2.5 Психологическое содержание функциональных обязанностей старшего менеджера «MFC Foods»
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Любая деятельность, в том числе управленческая, должна быть направлена на получение конкретных результатов. Основными задачами управленцев всех уровней является разработка действенных способов и приемов воздействия на работников, выбор оптимальных управленческих рычагов и создания механизмов внедрения их в жизнь. Результатом выполнения каких-либо конкретных функций менеджмента, осуществляемых на основе общих функций, являются полученные методы менеджмента.
Методы менеджмента - способы и приемы воздействия управляющей системы на управляемую систему на разных уровнях и звеньях управления. На практике методы менеджмента представляет собой совокупность способов и приемов воздействия на коллектив работников и отдельных исполнителей с целью выполнения миссии организации и достижения ее целей. Они направлены на объект управления (фирма, отдел, подразделение и т.д.), то есть на работников различных видов деятельности, их содержание проявляется через особенности приемов и способов воздействия, а главной целью является обеспечение гармонии, органического сочетания индивидуальных, коллективных и общественных интересов.
Важное место в системе управления занимают психологические методы управления. Их значение определяется существенной ролью социальных факторов в функционировании и развитии таких систем, как предприятие, отрасль, народное хозяйство в целом.
Осуществляя производство, продажа продукции и предоставления услуг потребителям, эти системы одновременно воспроизводят такие социальные элементы: отношение к труду, систему культурных благ, эстетические представления, нормы морали и этики, общественное мнение, правосознание. Кроме этого, в сфере производства и потребления человек реально осознает меру досягаемости социальных благ (условия труда, оплачиваемый отпуск, организованный отдых и т.п.) и степень социальных свобод (право критики, право организовать собственное дело, участие в решении коренных вопросов производства и распределения).
Поэтому социальный фактор - это один из мощных внутренних резервов производства, торговли, оказания услуг, поскольку социальные отношения вплетаются в процесс производства и реализации.
Сфера применения психологических методов очень широка. Она включает регулирование межгрупповых и внутригрупповых отношений, управления групповой динамикой, управление отдельными явлениями и сторонами коллективного жизни. В зависимости от задач управления формируются групповые роли, цели и основные групповые свойства: солидарность, сплоченность, интеграция, предприимчивость, групповой контроль, факторы организации и другие явления жизнедеятельности коллектива.
Объект исследования - компания «MFC Foods».
Предмет исследования - использование психологических типов управленческих решений на «MFC Foods».
Цель курсовой работы - определение особенностей деятельности предприятия, а также особенностей использования психологических методов и типов управления на «MFC Foods».
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- Рассмотреть понятие и значение психологических типов управления;
- Охарактеризовать психологические типы управления и способов их влияния;
- Проанализировать способы психологических исследований;
- Описать общую характеристику психологических методов управления на «MFC Foods»;
- Рассмотреть социальное планирование, нормирование и регулирование на предприятии как эффективный психологический метод управления на «MFC Foods»;
- Описать использование психологических методов управления в работе старшего менеджера на «MFC Foods» и способы управления (психология поведения работников);
- Проанализировать психологическое содержание функциональных обязанностей старшего менеджера «MFC Foods».
Курсовая работа состоит из введения, где обосновывается актуальность темы, ставятся цели, задачи, которые раскрыть в ходе исследования. Двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТИПОВ В УПРАВЛЕНИИ
1.1 Понятие и значение психологических типов управления
Психологические типы управления — совокупность специфических способов воздействия на личные отношения и связи между работниками, а также на социальные процессы в нем.
Они возникают как совокупность специфических способов воздействия на межличностные отношения и связи, социальные процессы, возникающие в трудовых коллективах. Основываясь на моральных стимулах к труду, действуют на человека с помощью психологических приемов (собственный пример, авторитет) с целью превращения административного задания на внутренне осознанную потребность человека.
Главная цель применения психологических методов - формирование в коллективе положительного морально-психологического климата, который активизирует инициативность каждого работника, творческую целеустремленность, самодисциплину. Японские социологи утверждают, что в зависимости от настроения, желания человека работать и от морально-психологического климата в коллективе производительность труда может расти или снижаться в 1,5 раза.
Используют психологические методы с целью повышения производственной активности работников, создания соответствующих психологических условий их деятельности. Прежде всего такие методы ориентированы на соблюдение принципа психофизиологической совместимости в коллективе, формирование здорового морально-психологического климата, воспитание чувства взаимопомощи и коллективизма. Основываясь на общественно значимых морально-этических ценностях, они активно используют индивидуальную и групповую сознание, психологические особенности различных типов индивидов, сообществ, которые являются предпосылкой выбора конкретных приемов воздействия [7, с. 45].
Применение психологических методов, возможно при условии гибкости менеджеров, понимание ими внутреннего мира человека и особенностей его психологии. Это способствует применению эффективных форм активизации коллектива.
К психологическим методам относятся:
- социальные планы - предусматривают создание условий труда, обеспечение отдыха, организацию быта, медицинского обслуживания, охраны труда и т. д.;
- моральные стимулы - влияют через награждение орденами, медалями, грамотами, присвоение званий и тому подобное;
- методы формирования коллективов и психологического климата в них - обеспечивают влияние на принципах отбора членов коллективов по особенностям характеров, стажем работы, расположение их на соответствующих рабочих местах и т. д. [7, с. 46].
Для эффективного применения психологических методов управления необходимо владеть информацией о межличностных и групповых отношения в трудовых коллективах, способности и черты характера каждого работника, психологическую совместимость членов коллектива, их симпатии и антипатии, влияние стиля руководства на морально-психологический климат в трудовых коллективах и тому подобное. Учет всех психологических и индивидуальных особенностей работников способствует развитию социальных ресурсов организации, ее возможностей, необходимых для эффективного выполнения текущих задач и достижения ее целей.
Отношения и интересы людей определяют особенности их социальной деятельности. Целенаправленное воздействие на общественные отношения и прежде всего на отношения по поводу вещей и средств производства, согласовывают различные интересы, организуют социальные действия, достижения намеченных целей, обеспечивает социальное управления.
Благодаря социальному управлению удается достичь устойчивости, стабильности, поддерживать основные параметры, качественную специфику, целенаправленное развитие социального объекта. В этом смысле объектами социального управления являются социальные процессы и явления, обусловленные деятельностью и развитием трудового коллектива, становлением личности, а субъектами социального управления - организационно оформленные сообщества людей и сформированные ими органы управления, руководящий состав, персоналии, наделенные управленческими функциями. Субъект и объект управления, их отдельные компоненты вступают в отношения по организации всех аспектов социальной жизнедеятельности, образуя систему социального управления.
Наиболее характерным признаком системы социального управления является человек как ее субъект и объект, первичный элемент. Сущностная черта социального управления — управление людьми через людей. В то же время социальное управление - главный инструмент социальной политики, реализации ее целей. Его субъектно-объектной содержанием является сознательное воздействие на различные общности людей для координации, согласования, организации их жизнедеятельности, оптимизации решения производственно-экономических и социальных задач. Реализуется это влияние благодаря применению социальных методов управления.
Социальные методы менеджмента - система средств и рычагов влияния на психологический климат в коллективе, на трудовую и социальную активность работников.
Они основываются на учете особенностей взаимодействия людей, форм общения, культурных норм и ценностей. С их помощью осуществляется управление отношениями в коллективах и между коллективами. Обеспечивают формирование и развитие трудовых коллективов путем управления сознанием и поведением людей через потребности, интересы, мотивы, идеалы, цели, наклоны и тому подобное.
В зависимости от специфики управленческих целей выделяют следующие методы:
- повышение производственной активности (начало и новаторство, обмен опытом, соревнования, моральное поощрение, обсуждения, ценностные ориентиры, критику, определение проблем и перспективных целей);
- исторического наследования (производственные традиции, обряды, ритуалы - например, праздник труда, посвящение в рабочие, торжественные собрания и вечера, они выполняют роль методов управления, если их поддерживают);
- управление ролевым поведением. Профессиональная роль характеризуется содержанием, правами и ответственностью, социальным статусом, престижем). Роль всегда выступает фактором, определяющим деятельность человека. Эта особенность роли используется с целью совершенствования производственных отношений, которое достигается изменением характеристик выполняемой роли. Например, угроза снижения социального статуса человека за увольнения с должности заставляет ее более ответственно относиться к своим обязанностям;
- совершенствование коммуникаций (формирование неформальных отношений в группе, которые способствуют раскрепощению личности, большему доверию между членами коллектива);
- социального регулирования (заключение соглашений, взаимные обязательства, использование различных систем отбора, компромисса и объединения интересов);
- пропаганды и агитации (распространение и разъяснение политики в области экономики, общественной жизни, формирования убеждений и идеалов);
- собственного примера (менеджер должен быть образцом в работе, поведении, отношении к подчиненным);
- организующих условий (формирование определенной организационной культуры).
Кроме того, в теории менеджмента существуют и другие виды социальных методов [11, с. 36]:
Нормирование и ориентация определяет и закрепляет отношения в трудовых коллективах, между ними и отдельными работниками, обеспечивая их благоприятными условиями для достижения поставленных целей.
Социальные нормы отражают, с одной стороны, требования, коллектив (общество) предъявляет своим членам (общественные, коллективные, индивидуальные) при этом должно обеспечиваться их максимальная согласованность относительно требований и интересов.
Можно выделить три подгруппы норм:
- правовые (Закон о предприятии, правила внутреннего распорядка);
- нравственные - они поддерживаются авторитетом общественного, общественного мнения и обязанности, собственных убеждений, отношением к труду;
- общественные (юридические) нормы - они формируются обществом (общественными организациями). Это устав общественных организаций, положение об арендном коллективе, положение о бригаде.
Социальное нормирование влияет на поведение людей и коллективы (группы) тремя основными способами: разрешением, предписанием и запретом.
Воспитание как способ социального воздействия является основным в деятельности общественных организаций. Это влияние проявляется в формировании активной личности.
Социальное регулирование используется для упорядочения социальных отношений, взаимодействия их с другими видами отношений путем выявления, учета и регулирования интересов и целей различных коллективов, групп и личностей.
К этим методам относят разработку и реализацию уставов общественных организаций, договоров о творческом сотрудничестве, установление порядка распределения благ, очередности их получения.
Активизация и новаторство. Они ориентированы на выявление, развитие и поддержание в коллективе прогрессивных социальных норм, интересов, потребностей. Среди них наибольшее распространение получили обмен опытом, гласность, социальная справедливость и др.
Социальная активность оказывает влияние не только на хозяйственную (коммерческую) деятельность, но и на общественно-политическую, организационную правленческих, образовательную, культурно-эстетическую, этическую, религиозную, политическую, семейную, спортивную деятельность.
Моральное стимулирование используется для поощрения трудовой и социальной активности коллективов, групп, отдельных работников. В хозяйственной (коммерческой) деятельности стимулирования - это не только метод воздействия, но и важнейший элемент механизма управления.