Файл: Местное самоуправление в Российской Федерации: тенденции и перспективы развития (Понятие, функции и принципы местного самоуправления).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 31
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1 Понятие, функции и принципы местного самоуправления
1.1 Понятие местного самоуправления
1.2 Функции и признаки местного самоуправления
2 Местное самоуправление города Бузулука
2.1 Структура, полномочия органов местного самоуправления г. Бузулука
2.2 Организация муниципального управления г. Бузулука
2.3 Современное состояние экономического развития МО город Бузулук
3 Совершенствование системы управления развитием МО город Бузулук
Но Российское законодательство закрепило далеко не все принципы, предусмотренные Европейской Хартией местного самоуправления, а только те, которые явились обязательными, для ратификации данного документа.
В 2015 году в промышленном производстве предприятий города наблюдаются стагнационные процессы, индекс промышленного производства по полному кругу предприятий составил 92,4%. В добывающих и нефтесервисных производствах темп роста составил 92,2% к аналогичному периоду 2014 года. Рост обрабатывающих отраслей в 2015 году оценивается на уровне 104,8% к 2014 году.
Объем инвестиций в основной капитал, привлеченных в экономику города, за 2015 года по предварительным расчетам составит 22704,4 млн. рублей – 85,9 % к показателю 2014 года.
Уровень официально зарегистрированной безработицы на конец периода составил 1,4% от численности экономически активного населения). Среднемесячная заработная плата работников предприятий города по итогам 11 месяцев 2015 года составила 30 207,75 рублей – 96,7% к уровню 2014 года.
К основным проблемам, препятствующим развитию города Бузулука, можно отнести:
- более низкое качество жизни, чем в крупных городах;
- техническое состояние городской инфраструктуры;
- низкая конкурентоспособность продукции многих местных предприятий;
- рост тарифов по постоянным платежам для населения и бизнеса;
- низкая инвестиционная активность населения и государства;
- миграция успешных и образованных людей в крупные города.
Проведенный анализ инструментов, внедряемых в практику государственного и муниципального управления, показал потенциал их использования в целях повышения конкурентоспособности муниципальных образований. Однако, разрозненное использование таких управленческих инструментов, как форсайт, краудсорсинг, муниципальные программы, не в полной мере связанных со стратегическим планированием как основным механизмом управления конкурентоспособностью муниципалитетов, не дает возможности использовать их потенциал для влияния на все группы факторов конкурентоспособности и извлекать преимущества из синергетического эффекта их взаимоувязанного использования.
Список использованных источников
- Конституция Российской Федерации
- Европейская Хартия местного самоуправления от 15.10.1985 года (совершено в Страсбурге) // Бюллетень международных договоров. 1998. № 11. С. 13–50.
- Федеральном законе от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»
- Постановление Администрация город Бузулук Оренбургской области от 07.10.2015 № 2183-п «Об утверждении муниципальной программы «Экономическое развитие города Бузулука» на 2016–2021 годы»
- Решение городской совет депутатов муниципального образования "город Бузулук Оренбургской области" № 743 О принятии Устава муниципального образования город Бузулук Оренбургской области " от 21 мая 2015 г.
- Решение городской совет депутатов муниципального образования "город Бузулук Оренбургской области" № 233 Об утверждении "Стратегии развития муниципального образования город Бузулук Оренбургской области до 2020 года" от 30 марта 2012 г.
- Бабичев И. В., Смирнов Б. В. Местное самоуправление в современной России: становление и развитие. Историко-правовые аспекты: монография. М.: Норма, Инфра-М, 2011. 527 с.
- Галустов В. У. Совершенствование стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 388-392
- Жидова Ю. В. Опыт становления местного самоуправления в Российской Федерации на примере муниципального образования «Пуровский район» // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 267-270.
- Золотарёва, Г.И. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / Г.И. Золотарёва, Н.И. Смородинова. – КНОРУС, 2012. – 232 с.
- Иванов В. А. Проблемы совершенствования правовых и экономических основ местного самоуправления [Текст] // Актуальные вопросы юридических наук: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 26-28.
- Копыченко Г.С. Инструменты форсайта и краудсорсинга как источники формирования конкурентного потенциала муниципального образования // Актуальные проблемы и перспективы развития государственного управления: сборник научных статей по материалам ежегодной международной научно-практической конференции от 23 ноября 2013 г. / под ред. С.Е. Прокофьева, О.В. Паниной, С.Г. Еремина. - М.: Юстицинформ, 2014. - С. 358-365.
- Кузнецова Е. М. Местное самоуправление и социальная работа: конспект лекций / Е. М. Кузнецова. — Омск: Изд-во ОмГТУ, 2010. — 60 с
- Кузнецова О. П., Юмаев Е. А. Целеполагание и управление рисками социально-экономического развития в муниципальных образованиях // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 644-646.
- Нигматуллина А. М. Роль и место комплексной социально-экономической программы в развитии муниципального образования // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 633-636.
- Новикова Н.А. Бюджетная система РФ.-М.: Экзамен,2015.
- Орлянская А.А., Ильяева Ю.М. Совершенствование системы стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования. № 19, 2015. – с.108-113
- Родионова В.М., Вавилов Ю.А., Гончаренко Л.И. и др. Финансы / Под ред. В.М.Родионовой. М.: Финансы и статисти¬ка, 2014. – 488с.
- Ряховский Д.И. Активация бизнес-процессов в малых городах. Бюджет, №12, 2014.
- Савранская О. Становление местного самоуправления в Российской Федерации. М., 2013. 139 с
Приложение 1
Функции местного самоуправления
Хозяйственная функция
Властная функция
Общественная функция (самоорганизация граждан)
Приложение 2
Структура системы местного самоуправления
Система
местного самоуправления
Концепции
Взаимодействия
Основы деятельности
С федеральными органами государственной власти
Правовые:
- Законодательство
Система народовластия
Демократия:
- Законодательство
Непредставительная
Территориальное общественное самоуправление
Представительная
Территориальные:
- Муниципальные образования
С органами государственной власти субъектов РФ
Организационные:
- Выборные органы и должностные лица;
- Иные органы и должностные лица;
-Муниципальная служба.
Выборы
С населением
С хозяйствующими субъектами
Экономические:
- Имущество, бюджеты
Межмуниципальные
Международные
Приложение 3
Основные показатели социально-экономического развития города Бузулука за 2015 год
Показатели |
Единица измерения |
Факт 2015 год |
В % к 2014 году |
Промышленность |
|||
Индекс промышленного производства |
% |
х |
92,4 |
Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг по фактическим видам экономической деятельности (в фактических отпускных ценах) |
млн.руб. |
254 993,4 |
92,4 |
Добыча полезных ископаемых |
млн.руб. |
251 018,4 |
92,2 |
из них: |
|||
добыча топливно - энергетических полезных ископаемых |
млн.руб. |
235 565,7 |
91,2 |
добыча полезных ископаемых, кроме топливно - энергетических |
млн.руб. |
- |
- |
Обрабатывающие производства |
млн.руб. |
2 324,4 |
104,8 |
из них: |
|||
производство пищевых продуктов, включая напитки |
млн.руб. |
1 118,2 |
102,1 |
текстильное и швейное производство |
млн.руб. |
22,8 |
120,9 |
производство кокса и нефтепродуктов |
млн.руб. |
- |
- |
химическое производство |
млн.руб. |
- |
- |
производство прочих неметаллических минеральных продуктов |
млн.руб. |
7,5 |
49,3 |
металлургическое производство |
млн.руб. |
- |
- |
производство машин и оборудования |
млн.руб. |
528,4 |
179,2 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
млн.руб. |
1 650,7 |
102,5 |
Инвестиции |
|||
Инвестиции в основной капитал |
млн.руб. |
22704,4 |
85,9 |
Ввод жилых домов |
тыс.кв.м |
26,4 |
44,2 |
Сельское хозяйство (все категории хозяйств) |
|||
Объем продукции сельского хозяйства |
млн.руб. |
- |
- |
в том числе: |
|||
растениеводство |
млн.руб. |
- |
- |
животноводство |
млн.руб. |
- |
- |
Наличие посевных площадей |
тыс.га |
- |
- |
Производство продукции |
Продолжение приложения 3 |
||
зерно |
млн.руб. |
- |
- |
скот и птица (производство - реализация) |
тыс.тонн |
- |
- |
молоко |
тыс.тонн |
- |
- |
Надой молока на одну корову |
кг |
- |
- |
Наличие поголовья скота: |
тыс.гол |
- |
- |
КРС |
тыс.гол |
- |
- |
в т.ч. коровы |
тыс.гол |
- |
- |
свиньи |
тыс.гол |
- |
- |
овцы и козы |
тыс.гол |
- |
- |
Потребительский рынок товаров и услуг |
|||
Оборот розничной торговли |
млн.руб. |
10972,0 |
94,3 |
Оборот общественного питания |
млн.руб. |
581,8 |
101,7 |
Объем платных услуг населению |
млн.руб. |
3498,4 |
86,8 |
в том числе бытовые услуги |
млн.руб. |
406,5 |
98,7 |
Финансы |
|||
Прибыль прибыльных предприятий по всем видам деятельности |
млн.руб. |
104 631,2 |
96,2 |
в том числе: |
|||
- от промышленности |
млн.руб. |
104 631,2 |
96,2 |
- от сельского хозяйства |
млн.руб. |
- |
- |
Убытки убыточных предприятий |
млн.руб. |
441,9 |
220,6 |
в том числе от сельского хозяйства |
млн.руб. |
- |
- |
Выполнение бюджета МО: |
|||
- доходы – всего |
млн.руб. |
1509,95 |
96,7 |
в том числе: собственные |
млн.руб. |
668,4 |
99,9 |
- расходы |
млн.руб. |
1554,4 |
93,6 |
Просроченная задолженность предприятий всех форм собственности (январь – ноябрь 2015г.) |
|||
- кредиторская |
млн.руб. |
397,6 |
28,9 |
- дебиторская |
млн.руб. |
397,3 |
116,4 |
Недоимка в бюджеты всех уровней |
млн.руб. |
405,55 |
х |
в том числе в бюджет МО |
млн.руб. |
17,01 |
х |
Труд и заработная плата |
|||
Численность населения |
тыс. чел. |
85,5 |
100,7 |
Трудовые ресурсы |
тыс. чел. |
57,58 |
100,7 |
Уровень регистрируемой безработицы |
% |
1,4 |
+0,6 |
Среднемесячная заработная плата 1 работника по МО (январь – ноябрь 2015г.) |
рублей |
||
в том числе: |
Продолжение приложения 3 |
||
среднемесячная заработная плата 1-го работника, занятого в сельском хозяйстве |
рублей |
10316,6 |
100,7 |
среднемесячная заработная плата 1-го работника, занятого в промышленности |
рублей |
40899,1 |
111,8 |
Просроченная задолженность по выдаче средств на зарплату, всего |
млн.руб. |
- |
- |
в том числе из-за отсутствия бюджетного финансирования |
млн.руб. |
- |
- |
Число малых предприятий |
единиц |
1013 |
100,0 |
в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств |
единиц |
21 |
- |
Приложение 4
Основные целевые индикаторы муниципальной программы «Экономическое развитие города Бузулука» на 2016–2021 годы»
№ п/п |
Мероприятие (подпрограмма) |
Наименование целевого индикатора |
Единица измерения |
Планируемые показатели эффективности реализации |
|||||
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
||||
1 |
«Организация деятельности по формированию благоприятного инвестиционного климата города Бузулука на 2016-2021 годы» |
Количество инвестиционных проектов реализуемых и планируемых к реализации предприятиями и организациями города |
шт |
3,0 |
3,0 |
3,0 |
3,0 |
3,0 |
3,0 |
2 |
«Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг на территории города Бузулука на 2016-2021 годы» |
Уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления муниципальных услуг на базе МФЦ |
% |
98 |
98 |
98 |
98 |
98 |
98 |
3 |
«Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в городе Бузулуке на 2016-2021 годы» |
Доля налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства, в общей сумме налогов поступающих в местный бюджет |
% |
38,4 |
38,5 |
38,6 |
38,7 |
38,8 |
38,9 |
4 |
Регулирование тарифов коммунального комплекса |
Количество утвержденных тарифов на услуги организаций коммунального комплекса |
ед. в год. |
7 |
- |
- |
- |
- |
- |