Файл: Местное самоуправление в Российской Федерации: тенденции и перспективы развития (Понятие, функции и принципы местного самоуправления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Объем инвестиций в основной капитал, привлеченных в экономику города, за 2015 года по предварительным расчетам составит 22704,4 млн. рублей – 85,9 % к показателю 2014 года. (Приложение 1)

Общая площадь введенного жилья за 2015 год составила 26,4 тыс. кв.м, что составило 44,2 % к показателю 2014 года. Населением за счет собственных и привлеченных средств за 2015 год введено 9,1 тыс. кв.м. жилья, что составило 83,9% к 2014 году.

По итогам 2015 года оборот розничной торговли составил 10972,0 млн. рублей, что составляет 94,3 % к 2014 году. (Приложение 1)

Оборот общественного питания за 2015 год составил 581,8 млн. рублей, что составляет 101,7% к 2014 году.

По предварительным расчетам за 2015 год объем платных услуг населению составил 3498,4 млн. рублей – 86,8 % к 2014 году. Объем бытовых услуг составил 406,5 млн. рублей – 98,7 % к 2014 года. (Таблица 2)

Таблица 2

Показатели потребительского рынка товаров и услуг г. Бузулука в 2013-2015 годах

Показатели

Сумма, млн.руб.

Темп роста, %

2013

2014

2015

2014 г к 2013 г.

2015 г к 2014 г.

Оборот розничной торговли

10346,6

10346,6

10972,0

94,3

100,0

Оборот общественного питания

682,2

591,7

581,8

101,7

115,3

Объем платных услуг населению

3121,6

3036,6

3498,4

86,8

102,8

в том числе бытовые услуги

408,8

401,2

406,5

98,7

101,9

Транспортная инфраструктура города достаточно развита и представляет собой 16 маршрутов, по которым осуществляют деятельность по перевозке пассажиров 289 единиц автобусов. Городская маршрутная сеть охватывает все социально значимые объекты города.

Объем инвестиций в основной капитал, привлеченных в экономику города, за 2015 год составил 25133,4 млн. рублей, в том числе объем инвестиций в основной капитал по крупным и средним организациям составил 24929,6 млн. рублей, объем инвестиций по ИЖС – 203,8 млн. рублей.

Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 человека составил 286 996 рублей (в 2014 году – 303 808 рублей).

Доля инвестиций за счет собственных средств предприятий в объеме средств крупных и средних предприятий составила 97,6% или 24333,8 млн. рублей; объем инвестиций за счет привлеченных средств 595,8 млн. рублей – 2,3%.


Привлеченные средства включают:

- бюджетные средства – 377,8 млн. рублей, в т.ч. 1,9 млн. рублей - средства федерального бюджета; 265,8 млн. рублей - средства областного бюджета; 110,1 млн. рублей – средства местного бюджета;

- кредиты банков - 62,6 млн. рублей;

- средства внебюджетных фондов – 4,7 млн. рублей;

- заемные средства других организаций – 1,7 млн. рублей;

- средства населения привлеченные для долевого строительства – 73,5 млн. рублей;

- прочие – 75,5 млн. рублей.

3 Совершенствование системы управления развитием МО город Бузулук

Город Бузулук имеет возможности и необходимые средства для того, чтобы стать центром межмуниципального взаимодействия на определенной территории.

Потенциал социально-экономического развития города Бузулука определяется следующими параметрами:

- налоговым потенциалом города Бузулука;

- доходностью муниципальных активов;

- потенциалом местного самоуправления, эффективностью муниципального управления и уровнем доверия населения к органам местной власти;

- состоянием городской среды и инфраструктуры с точки зрения соответствия требованиям;

- уровнем возможностей потребления товаров и услуг;

- доступностью образования и уровнем здравоохранения.

Первый общеэкономический стратегический ориентир - создание условий для появления и активного развития производственных (прежде всего обрабатывающих) отраслей с высокой добавленной стоимостью. В Стратегии Оренбургской области прогнозируется, что такими видами деятельности в экономике области могут стать: производство продуктов питания, средние и верхние переделы химического комплекса, машиностроение, организация и регулирование процессов продвижения товаров от производителей к потребителям, функционирование сферы обращения продукции, товаров, услуг, управление товарными запасами, создание инфраструктуры товародвижения.

Для муниципального управления сегодня представляется особенно важным овладеть механизмами и создать условия для доходного использования муниципальных активов, повышения эффективности деятельности бюджетных организаций, использования системы муниципальных заданий для увеличения потребительского спроса и соответствующих объемов предоставления услуг, товарооборота на локальном рынке. Стратегическая цель заключается не в поддержке малого бизнеса как такового, а именно в поддержке роста товарооборота и спроса на внутреннем рынке, что связано (с ключевым стратегическим ориентиром) с формированием экономической самодостаточности домашних хозяйств города за счет увеличения прав собственности домашних хозяйств, доходности личных подсобных хозяйств, потребительских расходов семей, обеспечиваемых их предпринимательской способностью.


Второй стратегический ориентир - развитие человеческого потенциала до уровня, соответствующего требуемому экономическому развитию. Развитие человеческого потенциала включает, с одной стороны, повышение его конкурентоспособности, создание предпринимательской способности, обеспечение и защиту прав собственности, с другой стороны, социальное благополучие и согласие, основанное на доверии населения к государственным и частным институтам, гарантии реализации конституционных прав граждан, создание эффективных механизмов правоприменения. Развитие человеческого капитала способствует формированию и увеличению роли среднего класса.

Третий стратегический ориентир - достижение социального благополучия и согласия. Достижение социального благополучия требует изменений в отношении социально ориентированных некоммерческих организаций и признания того факта, что в современной экономике они становятся значимым фактором как в отношении ВВП, так и в обеспечении занятости.

Наиболее неблагоприятной следует считать ситуацию, когда в достаточной мере не будет обеспечиваться увеличение человеческого потенциала и ценностей человеческой жизни. Это заставляет сегодня уделить максимальное внимание становлению и ценностям молодого поколения.

Стратегией Оренбургской области город Бузулук признается как зональный центр межселенного обслуживания, который "может показать наибольшую отдачу от поддержки со стороны регионального центра". Предполагается, что "зональный центр" способен обеспечить создание и предоставление большого объема услуг, в том числе имеющих уникальный характер.

Таблица 3

Прогноз экономического развития города Бузулука

Показатели

Единица измерения

прогноз

2017 год

2018 год

вариант 1

вариант 2

вариант 1

вариант 2

Индекс потребительских цен в среднем за год

в % к предыдущему году

106,00

105,60

105,00

104,80

Численность постоянного населения (среднегодовая)

тыс. человек

86,5

86,5

87,1

87,1

Промышленное производство

млн. руб.

228916

229785

235872

237514

Оборот розничной торговли

млн. руб.

13153

13327

14183

14540

Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования

млн. руб.

28976

30008

30240

32070

Денежные доходы населения

млн.руб.

33138

33947

36283

37334

Численность экономически активного населения

тыс. человек

46,84

46,87

46,85

46,88

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в целом по МО

тыс. рублей

27,91

28,06

28,52

28,90


Согласно прогноза социально-экономического развития города Бузулук на 2016-2018 год численность населения к концу 2018 года вырастет до 87,1 тыс. чел. Потребительские цены будут расти на 5-6% в год. Промышленное производство должно вырасти на 7-8%, а оборот розничной торговли – на 18-20%.При этом, хотя в прогнозе предусмотрен рост денежных доходов населения, он будет ниже инфляции. (Таблица 3)

Особое внимание следует обратить на организацию и процедуры земельных отношений. Практика продажи земельных участков, свободных от обязательств, должна быть сокращена или вовсе прекращена. Сама продажа земельных участков не должна рассматриваться как средство пополнения доходной части бюджета.

Внешняя миссия города Бузулука определяется его исторической и культурной, туристической ценностью, инвестиционной привлекательностью в связи с ценностью ресурсов, а также имеющимися или вероятными конкурентными преимуществами. Внешняя миссия обычно обозначается как "бренд" и в отличие от видения указывает не на смысл будущего, а на отличительные особенности и ключевые компетенции, которые позволяют говорить о реальности достижения этого будущего.

Брендинг заключается в нахождении или создании конкурентного преимущества, широком оповещении о нем и дальнейшем использовании в коммуникациях. По нашему мнению, наибольший интерес представляют: медицинское направление, прежде всего, как оздоровительное, включая производство лекарственных и биопрепаратов на основе нелесных ресурсов леса; развитие легкой промышленности на базе имеющихся ресурсов, в том числе ориентированной на женский труд, людей старшего и пожилого возраста.

Приоритетные направления расходов бюджета города Бузулука четко дифференцируются по трем секторам экономики: реальному, инфраструктурному и сектору услуг. Стратегические приоритеты развития связаны с расширением бюджетных ассигнований в сектор услуг, в том числе за счет сокращения финансирования инфраструктурных секторов. Расходы бюджета на административное управление не должны в перспективе превышать восьми процентов валюты бюджета. Предполагается, что заработная плата работников бюджетных учреждений будет увеличиваться прежде всего за счет введения системы предоставления личных услуг и контрактного менеджмента, увеличения финансовой ответственности бюджетных муниципальных учреждений.

В результате анализа прогноза социально-экономического развития Бузулука можно сделать вывод о том, что он является достаточно сбалансированным документом, в котором заложены логичные приоритеты развития. Вместе с тем, анализ плановых документов показал, что несмотря на качест­венно сформулированные цели и задачи, уровень проработки механизмов реализации стратегии достаточно низок. В связи с чем обостряется необхо­димость более детальной проработки механизмов реализации стратегии с использованием современных механизмов стратегического планирования - форсайт-технологий и краудсорсинга.


Краудсорсинговые инструменты позволяют добиться повышения эф­фективности муниципального управления путем вовлечения населения в решение общественно значимых проблем, мобилизовав за счет этого допол­нительные человеческие ресурсы для поиска новых креативных и иннова­ционных решений. Это, в свою очередь, дает возможность повысить от­крытость деятельности органов местного самоуправления, найти общест­венно поддерживаемые пути дальнейшего развития конкурентоспособности муниципальных образований, снизив вероятность социальных конфликтов и тем самым поддержав его устойчивое развитие.

Форсайт - это инструмент формирования приоритетов и мобилизации большого количества участников для достижения качественно новых резуль­татов в сфере науки и технологий, экономики, государства и общества. Сегодня Форсайт используется как системный инструмент формирования будущего, который позволяет учитывать изменения во всех сферах общест­венной жизни: науке и технологиях, экономике, социальных, общественных отношениях, культуре.

Рассмотренные управленческие инструменты способны повысить каче­ство стратегического планирования социально-экономического развития муниципалитетов на этапе разработки стратегий и оценки их исполнения, в тоже время обязательным инструментом реализации стратегических доку­ментов согласно федеральному законодательству в ближайшее время станут муниципальные программы, эффективное выполнение которых непосредственным образом будет отражаться на развитии конкурентоспособности му­ниципалитетов.

Заключение

Местное самоуправление в Российской Федерации – это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией и федеральными законами, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций.

Местное самоуправление – составная часть демократии, в связи с чем Европейская хартия местного самоуправления 1985 года устанавливает, что принципы местного самоуправления должны быть закреплены в законодательстве или даже конституции каждой страны, что и было реализовано в главе 8 и в статье 12 Конституции Российской Федерации, а так же в федеральных законах, регулирующих вопросы о местном самоуправлении, которые закрепили следующие принципы: подзаконности, так как его деятельность регламентируется законами; выборности, так как наличие выборных органов обязательно; самостоятельности, так как обладает собственной компетенцией; обеспеченности, так как необходимо наличие ресурсного обеспечения для реализации полномочий.