Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности (Понятие оперативно-розыскной деятельности и ее особенности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Во-вторых, конспиративность позволяет избежать необоснованной или преждевременной компроментации подозреваемых лиц.

В-третьих, она создает благоприятные условия для обеспечения безопасности лиц, привлеченных к участию в оперативно-розыскной деятельности.

Оперативно-розыскная деятельность включает различные виды деятельности, основном из которых является информационная деятельность. Информационный аспект имеет большое значение. Ибо работа с информацией, работа над информацией, работа с источниками информации составляют главное ее содержание.

Работа с конфидентами (секретными источниками) направлена на добывание: упреждающей информации об устремлениях преступников и признаках возможных посягательств на интересы безопасности защищаемых объектов (выявление); ориентирующей информации о признаках и фактах подготавливаемого или совершаемого посягательства и предотвращение ее вредных последствий (выявление и предупреждение); конкретной фактической информации о состоявшемся преступлении, способствующей его раскрытию и привлечению виновных лиц к ответственности (пресечению).

Специальные технические устройства и криминалистические средства используются для уточнения и перепроверки до-бытой и получения дополнительной информации. Полученная информация подвергается непрерывной обработке, анализируется и используется в процессе раскрытия механизма преступления и розыска конкретных его участников.

Добытая оперативным путем информация закрепляется в оперативных документах, используется в оперативных интересах, не всегда получая процессуальное оформление.

В этом главное отличие оперативно-розыскной деятельности от любой другой правоохранительной или правопри-менительной.

Иными словами, под оперативно-розыскной деятельностью понимается специальная деятельность, в которой используются в сочетании открытые и негласные специальные силы, средства и методы по добыванию и использованию информации о признаках и фактах подготавливаемых, совершаемых и совершившихся посягательств на интересы безопасности личности, общества и государства, в целях обнаружения, предупреждения, пресечения этих посягательств и оказания содействия расследованию преступлений.

равлени в том случае, если их попросят об участии и организуют их деятельность и 50% согласны работать при наличии поощрений, например за оплату труда, публичную похвалу и т.д. Из всей массы опрошенных 20% отказались от участия в деятельности местного самоуправления.


1.2. Субъекты и объекты оперативно-розыскной деятельности

В узком смысле субъектами оперативно-розыскной деятельности выступают оперативно-розыскные органы, на которых законодатель возложил соответствующие обязанности, предоставил для их выполнения определенные права и установил юридическую ответственность в случае их ненадлежащего исполнения.

Все иные участники связаны с оперативно-розыскной деятельностью по следующим причинам:

-  оказывают содействие ОРО;

-  изучаемые лица (и не зная об этом - объекты);

-  подлежат государственной защите;

-  правомочны контролировать оперативно-розыскной деятельности.

Участники правоотношений в области оперативно-розыскной деятельности

делятся на индивидуальные (физические лица) и коллективные (юридические лица). Индивидуальные субъекты – должностные лица и граждане (содействующие, защищаемые и изучаемые лица). Коллективные субъекты – организации, предприятия, частные фирмы, общественные объединения (обязанные содействовать ОРО, защищаемые или могущие стать предметами изучения) и государственные органы (ОРО, имеющие право контроля и надзора, объекты госзащиты).

Система государственных субъектов оперативно-розыскной деятельности в основном исходит из функционального критерия, а не подчиненности. Федеральный закон является многосубъектным, поэтому не имеет регламентированной предметной подведомственности работы перечисленных органов. Компетенцию каждого органа определяют автономный правовой акт, регламентирующий их деятельность (многие приняты после ФЗ), и УПК (статьи151), где указаны составы конкретных преступлений (в т. часть альтернативные), подследственные тем или иным правоохранительным органам и спецслужбам.

Отрицательным здесь является то, что при проведении оперативно-розыскных мероприятий на «территории» могут сталкиваться интересы нескольких оперативных органов (конфликты или перекладывание обязанностей). Вместе с тем, это дает им возможность осуществлять широкую деятельность по борьбе с преступностью, осуществлять «контроль» друг друга (в этом главный смысл дробления органов).

Общие функции координации деятельности оперативно-розыскных органов осуществляет Президент РФ и создаваем?ый им Совет безо?пасности. В целом же координация деятельности по борьбе с преступностью ФЗ «О Прокуратуре РФ» возложена на прокуроров.


Рассмотрим х?арактерист?ики субъекто?в оперативно-розыскной де?ятельности подробнее.

1. Исходя из де?йствующего ФЗ об оперативно-розыскной де?ятельности (статьи13) операт?ивно-розыс?кную деяте?льность на терр?итории РФ в по?лном объёме пр?авомочны осу?ществлять сотру?дники опер?ативных по?дразделени?й семи госу?дарственны?х органов (?перечень мо?жет быть из?менен толь?ко федерал?ьным законо?м):

1.  Органо?в внутренн?их дел (МВ?Д)

2.  Органо?в госбезоп?асности (ФС?Б)

3.  Органо?в внешней р?азведки (С?ВР, а ГРУ - то?лько в интерес?ах собстве?нной безоп?асности)

4.  Органо?в государст?венной охр?аны (ФСО)

5.  Таможен?ных органо?в (ФТС)

6.  Органов М?инюста РФ (ФС?ИН).

Оперативные с?лужбы субъе?ктов оперативно-розыскной де?ятельности (как элеме?нты ОРО) по?дразделяютс?я на:

-  агентур?ные (осущест?вляют все в?иды операт?ивно-розыс?кных меропр?иятий);

-  техничес?кие (осущест?вляют огра?ниченный перече?нь ОРМ);

-  информа?ционные (оперативный учет, обработк?а и анализ и?нформации).

В ходе про?ведения опер?ативно-про?цессуально?й деятельност?и оперработники подчинены то?лько закону и с?воим непосре?дственному и пр?ямому нача?льникам.

В процессе осу?ществления о?перативно-роз?ыскной деяте?льности сре?ди органов, ис?полняющих оперативно-розыскной де?ятельности (субъекто?м оперативно-розыскной де?ятельности), физичес?кими и юри?дическими л?ицами появ?ляются извест?ные правоот?ношения, ре?гулируемые з?аконодател?ьством.

Понятие «взаимодействие» о?пределить как согласо?ванную сообр?азно месту, це?ли и модел?и совместну?ю деятельност?ь заинтересо?ванных орг?анов (аппаратов, ус?луг, подраз?делений) в а?погеях свое?й компетен?ции в реше?нии стоящи?х задачасть

Внутреннее вз?аимодейств?ие предпол?агает реше?ние той либо дру?гой задачи в?нутри систе?мы субъект?а оперативно-розыскной де?ятельности (предполо?жим, в систе?ме МВД).

При этом и з?десь позво?лительно в?ыделить вз?аимодейств?ие внутри оперативно?го инструме?нта (между е?го сотрудн?иками либо стру?ктурными по?дразделени?ями); взаи?модействие о?перативно-роз?ыскного по?дразделени?я со следст?венным апп?аратом, с п?атрульно-посто?вой службо?й, со службо?й охраны, с по?дразделени?ями дорожно?й полиции и т.?д.

Внешнее вз?аимодейств?ие предста?вляет собо?й совместну?ю деятельност?ь оператив?ного аппар?ата, напри?мер, отдел в?нутренних де?л (ОВД) со стру?ктурными по?дразделени?ями органо?в национал?ьной безоп?асности, ф?инансовой по?лиции, тамо?женного ко?митета, с и?ными госуд?арственным?и органами (?прокуратуро?й, судом), ве?домствами, ор?ганизациям?и, учрежде?ниями, общест?венными объе?динениями и гр?ажданами[4].


По времени т?акое взаимо?действие мо?жет быть посто?янным, сезо?нным, перио?дическим, вре?менным, разо?вым.

Взаимодействие осу?ществляетс?я в следую?щих организ?ационно- т?актических фор?мах (Прило?жение В):

  • проведение совместно?й информац?ионно-анал?итической р?аботы по те?м или иным проб?лемам, зад?ачам;
  • совместное планирова?ние меропр?иятий по ре?шению акту?альных зад?ач, пробле?м, разреше?нию конкрет?но складыв?ающейся неб?лагоприятно?й ситуации;
  • подготовка и участие в со?вместных со?вещаниях, ко?нференциях, с?импозиумах, з?аседаниях по и?нтересующи?м вопросам;
  • проведение совместны?х научно-теорет?ических и н?аучно-практ?ических исс?ледований проб?лем борьбы с престу?пностью ил?и по ее от?дельным на?правлениям;
  • совместные выезды в с?лужебные ко?мандировки н?а места дл?я решения сто?ящих задач и о?казания пр?актической по?мощи;
  • непосредственное участие в про?ведении ко?нкретных проф?илактическ?их, уголов?но-процессу?альных, опер?ативно-роз?ыскных, ре?жимных и и?ных меропр?иятий, связ?анных с пре?дупреждение?м, раскрыт?ием, рассле?дованием престу?плений, роз?ыском скры?вшихся престу?пников и л?иц, пропав?ших без вест?и, а также ре?шением дру?гих правоо?хранительн?ых задачасть

Оперативно-розыскная де?ятельность - это с?пецифическ?ая деятель?ность госу?дарства, г?лавными ми?шенями которо?й являются: о?храна жизн?и, здоровь?я, преимущест?в, свобод и з?аконных интересо?в сплетня; о?храна собст?венности; г?арантия безо?пасности сооб?щества и ц?арства.

На достиже?ние этих це?лей направ?лены стара?ния органо?в, исполня?ющих операт?ивно-розыс?кную деяте?льность, в р?амках извест?ного Закон?а относите?льно оперативно-розыскной де?ятельности и других з?аконодател?ьных докуме?нтов. Опер?ативно-роз?ыскная деяте?льность по?казывает собо?й особенны?й образ де?ятельности, х?арактеризу?ющийся нал?ичием разно?го разряда прот?ивоборства с л?ицами и ор?ганизациям?и, занимаю?щимися прот?ивоправной де?ятельность?ю, а также со с?пециальным?и услугами з?аграничных госу?дарств, пре?пятствующи?ми проведе?нию операт?ивно-розыс?кной деяте?льности в и?нтересах РФ.

В связи с эт?им лица, уч?аствующие в оперативно-розыскной де?ятельности, часто рис?куют своей ж?изнью и здоро?вьем. При осу?ществлении с?воей деяте?льности он?и сами, их ро?дственники и б?лизкие могут т?акже понест?и материал?ьный ущерб.

В ходе опер?ативно-роз?ыскных меро?приятий он?и испытыва?ют огромные пс?ихологичес?кие и физичес?кие нагруз?ки.

Теория и пр?актика оперативно-розыскной де?ятельности отличают тр?и группы объе?ктов: опер?ативные (о?перативно-роз?ыскные) учет?ы и информ?ационные с?истемы; спе?циальная (о?перативная) те?хника; слу?жебно-розыс?кные собак?и. Операти?вный (опер?ативно-роз?ыскной) учет пре?дставляет собо?й основанну?ю на законе и и?ных нормат?ивных акта?х систему ре?гистрации, сосре?доточения, к?лассификац?ии, хранен?ия данных о л?ицах, пред?метах, соб?ытиях по и?х признака?м, предназ?наченную д?ля эффекти?вного инфор?мационного обес?печения де?ятельности пр?авоохраните?льных орга?нов по реше?нию стоящи?х перед ни?ми задачасть


Основными объе?ктами учет?а являются[5]:

  • лица, относящиес?я к категор?ии тех, чь?и основани?я и порядо?к постанов?ки на учет о?пределены з?аконодател?ьством и ве?домственны?ми нормати?вными акта?ми;
  • предметы (документ?ы), похище?нные, утраче?нные и не р?азысканные, а т?акже обнару?женные, пр?инадлежност?ь которых не уст?ановлена, и?ные (при необ?ходимости, це?лесообразност?и и законност?и);
  • события (как прав?ило, это з?арегистриро?ванные и пост?авленные н?а учет престу?пления, пр?авонарушен?ия, иные).

В свою очере?дь, объект?ами уголов?ного процесс?а являются л?ица, подозре?ваемые и об?виняемые в со?вершении престу?плений. То ест?ь круг объе?ктов правоо?хранительно?й функции о?перативно-роз?ыскной деяте?льности су?щественно ш?ире по сра?внению с объе?ктами уголо?вного процесс?а.

Таким образо?м, каждый субъе?кт оперативно-розыскной де?ятельности решает за?дачи исход?я из своих по?лномочий и в пре?делах свое?й компетен?ции, котор?ые определе?ны законам?и РФ и указ?ами Президе?нта.

1.3. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью

Цель прокурорс?кого надзор?а за операт?ивно-розыс?кной деяте?льностью з?аключается в обес?печении стро?гого испол?нения зако?нодательст?ва, укрепле?ния законност?и в сфере о?перативно-роз?ыскной деяте?льности. Правовую ос?нову данно?го вида про?курорского н?адзора сост?авляют лиш?ь нормы Фе?дерального з?акона " О про?куратуре РФ", котор?ые не отлич?аются подроб?ной регламе?нтацией изуч?аемого напр?авления про?курорского н?адзора.

Порядок про?ведения про?курорских про?верок в сфере о?перативно-роз?ыскной деяте?льности несо?мненно имеет с?вои особен?ности, в с?вязи с чем з?начимым пре?дставляетс?я разработ?ка и принят?ие методичес?ких рекоме?ндаций "Об ор?ганизации про?курорских про?верок за о?перативно-роз?ыскной деяте?льностью. Д?анные мето?дические ре?комендации до?лжны закре?пить:

- перечень нор?мативно-пр?авовых акто?в, которым?и прокурор до?лжен руково?дствуются пр?и осуществ?лении прокурорс?кой проверки;  правовое ре?гулирование про?цесса осущест?вления опер?ативно-роз?ыскной деяте?льности; В де?йствующем з?аконодател?ьстве содер?жится опре?деление опер?ативно-роз?ыскной деяте?льности.

Согласно ст?атье 1 Федер?ального за?кона от 12.08.1?995 N 144-ФЗ ("Об о?перативно-роз?ыскной деяте?льности" по?д ней пони?мается вид де?ятельности, осу?ществляемо?й гласно и не?гласно опер?ативными по?дразделени?ями государст?венных орг?анов, упол?номоченных н?а то насто?ящим Федер?альным зако?ном (далее - ор?ганы, осущест?вляющие опер?ативно-роз?ыскную деяте?льность), в пре?делах их по?лномочий посре?дством про?ведения опер?ативно-роз?ыскных меро?приятий в це?лях защиты ж?изни, здоро?вья, прав и с?вобод чело?века и гра?жданина, собст?венности, обес?печения безо?пасности об?щества и госу?дарства от престу?пных посяг?ательств .