Файл: Формирование группового поведения в организации(Понятие группы и классификация групп в теории организационного поведения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

В современном, быстроразвивающемся обществе все больше требуются усовершенствованные подходы к управлению организаций, в следствие чего будут увеличиваться изменения условий производства, а именно, будут происходить ускорения нововведений, поиск высококвалифицированных рабочих, тесное взаимодействие технологических, социально-экономических, а также политических процессов, и их масштабное воздействие на экономику.

В своем становлении и развитии группы проходят определенный ряд стадий. Менеджеры могут разным способом оказывать воздействие на групповое поведение, при этом зная, на какой стадии располагается та или иная группа.

Управление организацией это, прежде всего, управление людьми. В настоящее время управление поведением людей является искусством, которое становится решающим условием, обеспечивающим высокую конкурентоспособность компаний и предприятий, стабильность их развития. Также одним из способов усовершенствования государственной системы становится изучение управления человеческими ресурсами, а также использование результатов исследований. По своим свойствам человеческий ресурс значительно различается от других ресурсов, которые используются предприятиями и требует существенных методов управления. Поэтому научные основы организационного поведения и их применение на практике посредством управления сотрудниками организаций преобразуются в важное направление в области менеджмента.

Актуальность данной темы обусловлена важностью постоянного изучения и обобщения материалов исследований в области организационного поведения в условиях реформирования государственных структур, изменениях в общественных, политических, коммерческих организациях для формирования более подходящей модели группового поведения в организации.

Проблема данной темы заключается в том, что не всегда удается верно сформировать группу и обучить всех членов этой группы навыкам совместной работы и умению объединять и концентрировать усилия на решение общих задач, чтобы достичь высоких и существенных результатов совместной деятельности.

Целью курсовой работы является изучение формирования группового поведения в организации ООО «Мелета».

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:


  1. рассмотреть понятие группы и классификации групп в теории организационного поведения;
  2. охарактеризовать модели и нормы формирования группы;
  3. раскрыть потенциал группы и его результативность;
  4. дать общую характеристику предприятия ООО «Мелета»;
  5. провести анализ психологического климата в трудовом коллективе на предприятии;
  6. обозначить основные направления совершенствования группового поведения сотрудников в ООО «Мелета».

Объектом исследования курсовой работы является групповое поведение в ООО «Мелета».

Предмет исследования - система отношений в части формирования группового поведения в организации.

При написании курсовой работы были использованы следующие методы:

  1. Анализ научной литературы;
  2. Сравнение;
  3. Анкетирование;
  4. Интернет ресурсы;
  5. Индукция;
  6. Дедукция.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ

1.1 Понятие группы и классификация групп в теории организационного поведения

Эффективность деятельности предприятия может определяться не только усилиями, которые прикладывают люди, а в большей мере результативностью их общей деятельности. Являясь членом группы, в рамках которой человек работает, при этом он выполняет свои определенные трудовые обязанности во взаимодействии с другими людьми. Решение различных проблем, которые стоят перед группой, требуют усилия людей для совместной деятельности, обладающих высокой квалификацией, определенными знаниями, профессиональной подготовкой, опытом.

Однако для того, чтобы достичь более эффективных результатов совместной деятельности нужно всех членов группы обучить навыкам совместной работы, умению объединять и концентрировать усилия, а также правильно формировать команду для решения общих поставленных задач.

Участвуя в совместной работе группы, человек может значительно поменять свое личностное поведение. Это обусловливается важностью исследования определенных проблем функционирования и формирования групп.


Группа - относительно обособленное объединение некоторого количества людей, это может быть двое и более, взаимовлияющих, взаимозависимых и взаимодействующих друг с другом для достижения определенных результатов, которые выполняют различные обязанности, координируют совместную деятельность и рассматривают себя как часть единого целого.

Имеется довольно большое количество видов групп, и все они

классифицируются по следующим признакам:

По размеру:

  • большие;
  • малые.

На первый взгляд, за этой незамысловатой типологией стоит определенное число участников группы. Большое количество участников - большая группа, мало участников - малая группа. Несмотря на это в отечественной традиции имеет наиболее значимое основание разделение данных двух типов групп. Большая и малая социальные группы могут не просто различаться по определенному количеству членов, - это принципиально разные типы групп.

К малым группам относятся различные общественные объединения людей с маленьким и конечным числом участников, которые в определенной форме включены в систему общественного производства и контроля.

Малые группы - это рабочие коллективы, учебные учреждения, спортивные команды, научные лаборатории и т.д. У малых групп свой определенный размер и временя существования, а также они доступны непосредственному восприятию.

К большим группам относятся весомые по числу участников и изменяющиеся общественные организации, члены которых не находятся в прямом контакте и даже могут и не знать друг о друге. Членов большой группы могут объединять различные признаки непсихологического характера: принадлежность к тому или иному социальному слою, пребывание в определенном месте в определенный час, проживание на одной территории.

В свою очередь большие группы делятся на два подтипа.

К первому относятся классы, этносы, профессиональные группы. Их отличие заключается в длительности существования, закономерности возникновения и развитии с точки зрения социальной истории.

Ко второму относятся толпа, публика, аудитория - общности, которые возникли случайно и существуют временно. Однако в них люди определенное

время включены в общее эмоциональное пространство.

По сфере совместной деятельности:

  • производственные;
  • управленческие.

По уровню развития:

  • высокоразвитые;
  • слаборазвитые.

По степени формализации:

  • формальные;
  • неформальные.

Формальные группы формируются предприятием со своеобразными задачами по достижению тех или иных определенных целей. Неформальные группы, наоборот предприятием не создаются. Напротив, они появляются спонтанно, без поддержки организации. Но люди хотят быть часть группы независимо от формальности или неформальности. Из-за этого возникает вопрос, а какие будут выгоды человеку от принадлежности к определенной группе. Можно выделить несколько таких выгод.


Во-первых, люди становятся часть группы по причине того, что им нужно объединяться друг с другом, потому что они чувствуют необходимость общественного взаимодействия.

Во-вторых, группы могут предоставлять информацию о ком-то определенном и о внешнем мире в целом.

В-третьих, группа является источником вознаграждения.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что групповое поведение - важная составляющая организационного поведения, так как группы играют большую роль в деятельности организаций. Люди образуют группы по нескольким причинам, которые рассматриваются классическими теориями группообразования. Кроме того, работая в группе, люди могут удовлетворять свои потребности в общении, безопасности, власти и уважении.

1.2 Модели и нормы формирования группы

В литературе есть определенное количество моделей формирования группы, и в любой из этих моделей, стадии ее жизненного цикла называются по-разному. Например, Джон Иванцевич и Джеймс Х. Доннели - младший, Джеймс Л. Гибсон думают, что в самом развитии определенная группа проходит через стадии: общение и принятие решений, взаимное признание, контроль и организация, мотивация и продуктивность [12].

По мнению Т.В. Никоновой, Л.В. Карташовой и Т.О. Соломанидиной, таких стадий несколько: 1) начальная стадия развития; 2) конфликт внутри группы; 3) обеспечение сплоченности группы; 4) высокая работоспособность; 5) заключительная стадия для временных групп.

Отсутствие методологического критерия, некоторая произвольность является недостатком всех этих определений.

В основе модели автора лежит концепция, которая основана на определенных процессах, определяющих особенность формирования каждой группы. Процессы эти, мнению психологов, таковы: адаптация, идентификация, интеграция и коммуникация.

Адаптация характеризует начальный этап развития команды, тем, что ее члены группы узнают и принимают друг друга, при этом вырабатывают определенные нормы поведения, разрабатывают задачи, когда начинают проявляться структура, статус, иерархия, лидерство, роли.

Идентификация связана с развитием чувства принадлежности человека к группе. Данный процесс проходит на трех стадиях: ценностно­ мировоззренческой - способность принимать точку зрения другого человека или всей группы, эмоциональной - уметь сопереживать; и поведенческом - стремиться подчиняться складывающимся определенным групповым нормам.


Интеграция знаменует собой этап, когда в группе окончательно завершена борьба за власть, уже установлены групповые нормы, роли каждого сотрудника, то есть объединение индивидов превратилось в единичный коллектив.

Интеграция приводит к формированию коллектива в социальный организм, который способен сам регулировать процессы и хорошо приспосабливаться к совместно-индивидуальной деятельности.

Данный этап (развитие группы) характерен следующими признаками:

  1. Достигнута совместимость индивидов в группе;
  2. Четко обозначены цели;
  3. Группа успешно выполняет поставленные задачи;
  4. Лидер группы доказал на практике право на лидерство;
  5. Люди чувствуют свою принадлежность к группе, поддерживают друг друга, преодолевая совместно трудности и решая групповые задачи;
  6. Размер группы позволяет знать мнение каждого ее члена и оценивать

его;

  1. Проявляющиеся на первых порах конфликты и стрессы особенно часто и болезненно, возникают все реже и разрешаются наиболее щадящими способами с участием всей группы.

Степень сплоченности группы является показателем эффективности объединения. Наиболее высокая сплоченность присуща группе на ступени ее зрелости. Распад группы прежде всего начинается с проявления разобщенности между ее членами.

Таким образом, можно сделать вывод, что, если следовать логике формирования группы и тем процессам, которые его сопровождают, можно выделить следующие стадии:

  1. Адаптация;
  2. Идентификация;
  3. Интеграция;
  4. Распад.

При этом следует отметить, что все выше перечисленные стадии не являются изолированными друг от друга формами эволюции группы. Они только указывают на доминирующие тенденции, определяющие ее жизненный цикл.

В жизни все сложнее. Бывает так, что процессы адаптации, интеграции и идентификации, происходят в одно и то же время. В связи с появлением нового лидера или изменением стратегий группы, происходит так, что, когда достигается уровень интеграции, она переходит на более низкую ступень.

Если что-либо касается процесса коммуникации, то он помогает развиваться группе на всех ее стадиях. Коммуникация является средством, с помощью которого все члены группы могут общаться, взаимодействовать друг с другом, формировать характеристики группы, строить свои отношения, управляют своим поведением.

Формальные и неформальные группы имеют различные писаные или неписаные нормы. Некоторые из них формализованы в каких-либо письменных документах. Другие официально не объявляются, но при этом становятся известны всем сотрудникам группы. И хотя они носят неформальный характер, их воздействие на благоприятные отношения в группе и эффективность ее работы часто оказывается сильнее писанных норм.