Файл: Формирование группового поведения в организации(Понятие группы и классификация групп в теории организационного поведения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Директор является единоличным исполнительным органом общества, выполняющий определенную деятельность ООО «Мелета», при этом он отдает отчеты о выполненной работе собранию участников общества.

Аппарат управления предприятия представляет собой систему взаимосвязанных органов и работников управления. На предприятии имеются постоянные и действующие отделы и службы, которые отвечают за выполнение определенных функций на производстве. Работники этих подразделений несут ответственность за результаты производственной деятельности. Организационная структура предприятия штабная. Рисунок 2.1.

Рисунок 2.1 - Организационная структура предприятия ООО «Мелета»

Отдел бухгалтерии состоит из специалистов - главного бухгалтера и бухгалтеров, которые занимаются вопросами контроля и оперативного учета.

Стратегию фирмы определяет заместитель директора по коммерции, занимающийся изучением проблем по сбыту, также разрабатывает рекомендации для руководителя организации по улучшению товарной стратегии на базе изучения рынка, прогнозов в планировании объемов сбыта и управления товародвижением, а также формирования ценовой политики.

Качество менеджмента находится на достаточно высоком уровне, обеспечивающим решение поставленных задач.

Коммерческий отдел в фирме ООО «Мелета» выполняет свои определенные функции:

  • изучение проблем сбыта и рекомендации по усовершенствованию товарной стратегии;
  • формирование ценовой политики;
  • управление товародвижением;
  • прогнозирование в планировании объемов сбыта.

Независимо от деятельности предприятия внешняя среда ООО «Мелета» включает в себя определенные условия и факторы, которые способны возникать в окружающем мире, но при этом оказывают воздействие на состояние его внутренней среды. Основные факторы внешней среды анализируемого предприятия имеют две группы: факторы прямого и косвенного воздействия.

Поставщики сырья являются важным фактором прямого воздействия на систему предприятия. Основные поставщики ООО «Мелета» представлены в Таблице 2.1. Структура объема поставок сырья и материалов от поставщиков представлена на Рисунке 2.3.

Таблица 2.1 - Основные поставщики сырья и материалов ООО «Мелета» в 2017 г.

Рисунок 2.3 - Структура объема поставок сырья и материалов от поставщиков ООО «Мелета» в 2017 г.


Данные таблицы в 2.1. и диаграмма на рисунке 2.3. свидетельствуют о том, что наибольший объем поставок сырья и материалов для ООО «Мелета» осуществляет ООО «РусАгро», которое поставляет очень качественный пиломатериал для изготовления дверей, мебели и столярных изделий - 54 %. Наименьший объем поставок приходится на компанию «МСМ-Лоск» - 9 %, осуществляющего поставку фурнитуры для межкомнатных дверей.

В двух районах города Ростов-на-Дону, ООО «Мелета» имеет свою сбытовую сеть, которая представлена несколькими фирменными магазинами. В этих магазинах осуществляется оптовая и розничная продажа продукции собственного производства ООО «Мелета».

Немаловажным фактором считается то, что на функционирование предприятия влияют научно-технические достижения. Именно ее влияние сказывается и через развитие производственного потенциала, которое определяется состоянием основных фондов предприятий. ООО «Мелета» всегда осуществляет вложения для того, чтобы приобрести высококачественные и современные технологические оборудования, чтобы производить усовершенствованные деревянные изделия. Из-за своевременного обновления производственной базы происходит уменьшение издержек, при этом снижается себестоимость производимой продукции и, тем самым, повышается конкурентоспособность продукции ООО «Мелета». Данная компонента не оказывает сильного влияния на ООО «Мелета», из-за того, что современное оборудование для таких предприятий производится за рубежом. В основном производство деревянных изделий в ООО «Мелета» осуществляется на оборудовании японского и немецкого производства.

Ситуация, которая складывается в социальной сфере, оказывает большое влияние на деятельность ООО «Мелета», из-за того, что самый значительный объем продукции предприятия потребляется населением, чей уровень доходов возрастает, а также постоянно происходят прибавки к пенсиям. В первой половине 2017 года в демографической ситуации произошли положительные изменения, которые дают основания надеяться на улучшение в целом по году показателей, достигнутых в 2017 году.

Ценообразование на данном предприятии зависит от того, сколько будет произведено закупок и продаж. Цены в основном рыночные. В целом ассортимент реализуемой продукции обладает различной ценовой категорией. В нем приемлемы доступные цены для людей с невысоким уровнем дохода, средним уровнем доходов, так и высоким.

В связи с тем, что информационная база для оценивания экономического потенциала хозяйствующего субъекта представлена в полном объеме, в ООО «Мелета» применяется традиционная система налогообложения, учета и отчетности.


Принципы налогообложения ООО «Мелета» отражены в Положении об учетной политике предприятия для целей налогообложения.

Прибыль, которая получена по данным бухгалтерского учета, корректируется в зависимости от целей налогообложения.

Процесс формирования внутренней среды ООО Мелета» происходит под воздействием многих переменных и оказывает большое влияние на реализацию продукции. Эта среда включает в себя структуру: ресурсы, финансовое состояние, маркетинговую деятельность, производственную деятельность и корпоративную культуру.

Таким образом, изучив внешнюю и внутреннюю среду деятельности ООО «Мелета», можем перейти к анализу психологического климата в трудовом коллективе данного предприятия.

2.2 Исследования психологического климата в трудовом коллективе ООО «Мелета»

Спектр моделей поведения, которые нужны для совместной работы, ограничен. В результате продолжительного исследования было выделено несколько устойчивых типов поведения - командных ролей. С помощью теории ролей можно узнать, какой вклад человек может внести в работу команды. Знание командных ролей друг друга может улучшать взаимопонимание членов команды и позволять оправдать взаимные ожидания. Разочарований становится намного меньше. Приложение А.

Была продемонстрирована анкета М. Белбина, по которой проводился опрос среди работников предприятия. Данное анкетирование позволило сделать следующие выводы: среди исследуемого персонала выделились следующие роли. Рисунок 2.4.

Рисунок 2.4 - Распределение групповых ролей среди работников ООО «Мелета»

Таким образом, можно сделать вывод, что в данном коллективе есть представители 6 из 8 групп. В Таблице 2.2. представлена сравнительная характеристика поведения различных возрастных групп.

Таблица 2.2 - Сравнительная характеристика поведения различных различных возрастных групп

Рассмотрим их более подробно.

Потребность в достижении - важные характеристики обнаружены в зависимости от социометрического статуса и принятия взаимопомощи. Таким образом, можно сделать вывод о том, что группа нацелена на достижения, стремится много работать и предпринимать усилия, чтобы достичь достаточно высоких целей.


Потребность привлекать к себе внимание - на потребность быть в центре внимания, как можно заметить, имеет воздействие стаж и возрастная категория. Таким образом, чем ниже стаж, и, следовательно, возрастная категория, тем наиболее высокая потребность быть в центре внимания.

Потребность в порядке - зависимость от социометрического статуса. Чем выше статус, тем больше желание запланированности порядка.

Ориентация на игру - формируется при принятии взаимопомощи, стремлении оказывать помощь, много действий совершается в свободных времяпрепровождениях.

Потребность в поддержке - говорит об отсутствии ответственности, желания оказывать поддержку другим; отвержение взаимопомощи как фактора, говорит о низкой потребности в поддержке.

Потребность в хороших условиях работы и комфортной окружающей обстановке характера для более авторитетных людей.

Потребность в социальных контактах говорит о достаточно высокой степени доверительных отношений и связей с коллегами и не зависит от возраста, стажа, социометрического статуса.

Для людей с более высоким стажем работы, характерна потребность ставить перед собой сложные цели и достигать их.

Потребность во влиятельности и власти, говорит о стремлении руководить подчиненными, что не проявляется в данных исследованиях и, следовательно, не вызывает конкуренции в коллективе.

Потребность в разнообразии очень ярко проявляется у людей с более высоким разрядом, большим стажем и возрастной категорией. Можно пронаблюдать взаимосвязь стажа, возраста и готовности к переменам. Чем выше данные характеристики, тем большую подготовку к переменам мы можем увидеть.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что группа ООО «Мелета», в которой проводился опрос, является довольно сплоченной.

2.3 Основные направления совершенствования группового поведения сотрудников в ООО «Мелета»

Для того, чтобы определить пути повышения эффективности системы взаимодействия сотрудников необходимо рассмотреть внешние и внутренние факторы, которые характеризуют их поведение.

Внешние факторы, характеризующие поведение группы, заключаются в следующем. Группа является подсистемой в большой системе и поэтому для того, чтобы объяснить организационное поведение группы нужно описать факторы организации, к которой данная группа относится.


  1. Организационная стратегия. Организация имеет стратегию по проблемам, относящиеся к бизнесу, в котором она работает (или хочет работать) и какой организацией является (или хочет стать). Данная стратегия может определяться высшим руководством или в сотрудничестве с нижестоящими менеджерами. Стратегия определяет цели предприятия и средства достижения этих целей. Стратегия организации в любой момент может оказывать влияние на определенные рабочие группы, которые, определяют ресурсы, привлекаемые руководством для решений поставленных задач.
  2. Структура руководства. Структура руководства может определять, кто перед кем должен отчитываться, кто принимать решения и какие группы должны их выполнять. Она устанавливает, в каком месте организационной иерархии находится определенная группа и каковы формальные внутригрупповые взаимоотношения.
  3. Формальное регулирование. Организация устанавливает правила, процедуры и другие различные формы регулирования, которые лимитируют поведение персонала. Если, например, Макдональд установил определенные правила и стандарты приготовления гамбургеров, то индивидуальное поведение членов группы не может выйти за рамки установленных правил.
  4. Организационные ресурсы. В большинстве случаев размеры и прибыли организации определяются тем, какие они имеют ресурсы. Значительное воздействие на поведение группы оказывают наличие или отсутствие тех или иных ресурсов, например, времени или денег, которые организация может предоставить группе.
  5. Подбор персонала. Члены группы, которые являются в первую очередь сотрудниками компании, в которой работает данная группа, отбираются в соответствии с установленными компанией требованиями. В связи с этим данный фактор следует отнести к внешним условиям деятельности группы.
  6. Оценка работы. От оценки и определенной системы вознаграждений зависит организационное поведение группы. Данный фактор также можно отнести к компетенции организации в целом.
  7. Организационная культура. Каждая организация имеет свою "неписанную" культуру, определяющая стандарты приемлемого или неприемлемого поведения. Уже через некоторое время работы каждый сотрудник предприятия понимает особенность порядков, которые здесь установлены. Это может касаться одежды, стиля поведения, манер и т.д., и, хотя рабочая группа является носителем некой субкультуры, для ее сотрудников необходимо следовать определенным установленным нормам, которые предусмотрены в данной организации.
  8. Физические факторы среды. Поведение группы зависит от физических факторов среды: освещенности и шума на рабочем месте, архитектуры и дизайна помещения, количества людей в одном помещении и т.д.