Файл: Основные этапы формирования и развития налогового учета в России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Налоговый учет является ведущим звеном информационной системы финансово-экономической деятельности предприятия, формируемым на принципах бухгалтерского учета в целях определения доли изъятий доходов в пользу государственного бюджета.[1]

Налоговый учет имеет относительно недавнюю историю. С начала 1992 года, то есть с момента появления в российском финансовом законодательстве первых элементов налогового учета и до наших дней, данная специализированная система прошла несколько этапов своего становления и развития. И хотя в настоящее время еще рано говорить о налогово-учетной системе как о сложившемся и устоявшемся экономико-правовом явлении, весь ход развития хозяйственно-финансового законодательства дает возможность проследить этапы развития налогового учета.[2]

Актуальность темы «Основные этапы формирования налогового учета в Российской Федерации» связана с двумя факторами. Во-первых, отсутствие единообразия в формировании этапов становления налогового учета, во-вторых, в научной литературе недостаточно внимания уделяется развитию налогового учета после 2002 года.

Целью написания данной курсовой работы является изучение и анализ этапов формирования и развития налогового учета в России. Для этого необходимо решить следующие задачи:

-рассмотреть общие положения налогового учета, такие как понятие и сущность налогового учета;

- изучить подтверждающие данные налогового учета : первичные учетные документы, аналитические регистры налогового учета , расчет налоговой базы;

-охарактеризовать современную систему налоговых органов России;

-исследовать предпосылки возникновения налогового учета в мировой практике;

-проанализировать основные классификации этапов становления и развития налогового учета с точки зрения выявления достоинств и установления недостатков, внесения собственных предложений на основании данного анализа и выводов по исследуемой теме.

Объектом исследования выступают учетные отношения, то есть отношения по сбору, обработке, группировке и детализации данных, необходимых для исчисления и уплаты налогов. Предметом исследования являются особенности этапов формирования налогового учета в России


Практическая значимость и научная новизна данной курсовой работы заключается в том, что исследована и обоснована модель формирования налогового учета, которая определяет его дальнейшее развитие, как с точки зрения теории, так и практики налогообложения. Рассмотрены точки зрения на формирование этапов становления налогового учета. В основу разделения этапов становления налогового учета положены нормы налогового законодательства, а также внесены коррективы в формирование и характеристики этапов развития налогового учета, предложенных рассматриваемыми в работе авторами. Представлены основные изменения в правилах налогового учета за последнее десятилетие.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации и ее субъектов, работы российских ученых и специалистов в области бухгалтерского учета и налогообложения.


 

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О НАЛОГОВОМ УЧЕТЕ

Понятие и сущность налогового учета

В соответствии со ст. 313 НК РФ налоговый учет − это система обобщения информации для определения налогооблагаемой базы на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным в Налоговом кодексе. Налоговый учет ведется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налога в бюджет. В целях исчисления налога на прибыль параллельно бухгалтерскому учету ведется налоговый учет, т. е. группировка данных из первичных документов в аналитические регистры для формирования налоговой базы.[3]

В соответствии со ст. 313 НК РФ налоговый учет − это система обобщения информации для определения налогооблагаемой базы на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным в Налоговом кодексе[4].


Однако, на основе определения, содержащегося в НК РФ, некоторые авторы смогли дать свое понятие налоговому учету (табл. 1).

Таблица 1 – Анализ понятий налогового учета Автор

Понятие

Источник

Л.Н. Никулина, А.В. Золотухин

Налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы при исчислении налога на прибыль и является составляющей учетно-аналитической системы [5]

Управленческий учет. – 2005. - №1

А.Г. Грязнова

Налоговый учет - Система сбора, фиксации и обобщения информации для определения налоговой базы по налогам на основе первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным налоговым законодательством [6]

Финансово-кредитный энциклопедический словарь

Н.В. Свиридова

Т.Н. Козлова

В.В. Вовкотруб

Ф.К. Гафурова

Налоговый учет – система обобщения информации, ориентированная на определение

налоговой базы по налогу на прибыль за каждый отчетный (налоговый) период, которая формируется не только и не столько под действием сугубо экономических законов, сколько под влиянием фискальной функции налоговой системы[7]

Налоговый учет и отчетность – учебное пособие. – 2005

В. Сузанский

Налоговым учетом признается осуществление плательщиками (иными обязанными лицами) учета объектов налогообложения и определения налоговой базы по налогам, сборам (пошлинам) путем расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета, если иное не установлено налоговым законодательством[8]

НДС: регистры налогового учета

Налоговый учет ведется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налога в бюджет[9]. В целях исчисления налога на прибыль параллельно бухгалтерскому учету ведется налоговый учет, т. е. группировка данных из первичных документов в аналитические регистры для формирования налоговой базы.

Подтверждением данных налогового учета являются: первичные учетные документы[10], включая справку бухгалтера; аналитические регистры налогового учета; расчет налоговой базы.


1.2. Аналитические регистры

Аналитические регистры − это сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный период, сгруппированные без распределения по счетам бухгалтерского учета.

Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы, являющиеся документами для налогового учета, в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:

  • наименование регистра;
  • период (дату) составления;
  • измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
  • наименование хозяйственных операций;
  • подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронной форме и (или) любых машинных носителях[11].

Содержание данных налогового учета (в том числе данных первичных документов) является налоговой тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в данных налогового учета, обязаны хранить налоговую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную действующим законодательством[12].

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета. Порядок ведения налогового учета устанавливается в учетной политике для целей налогообложения, в которой также находят отражение сами регистры налогового учета. Формы регистров и их заполнение на основании законодательства[13] налогоплательщик разрабатывает самостоятельно и прилагает к учетной политике организации.[14]

Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем периоде, сумму остатков расходов, подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом.

Письмом ФНС России от 21.10.2013 N ММВ-20-3/96@ рекомендована форма универсального передаточного документа (УПД). УПД, который включает все реквизиты, обязательные как для первичного учетного документа, так и для счета-фактуры, налогоплательщик вправе применять как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения по НДС и по иным налогам. В дополнение к данному документу направлено Письмо ФНС России от 17.10.2014 N ММВ-20-15/86@.


1.3. Первичные учетные документы

Первичные учетные документы − это документы, оформленные согласно Федеральному закону о бухгалтерском учете[15], бухгалтерская справка отражает исправительные, дополнительные и вновь выявленные хозяйственные операции, которые не были отражены в текущем учете (например, корректировка расчетов по налогам).

В целях упрощения ведения налоговых регистров их нумерация и наименование могут совпадать с планом счетов предприятия. Но при этом регистры обязательно должны содержать следующие реквизиты:

наименование, период, измерители операции в натуральном и стоимостном выражении, содержание хозяйственной операции, подпись ответственного лица. Основной задачей регистров является полное и достоверное отражение информации о формировании доходов и расходов организации в хронологическом порядке, определяющих размер налогооблагаемой базы, в соответствии с главой 25 НК РФ. Основой для ведения регистра является документарное подтверждение возникновения доходов или расходов. Указанные регистры не являются типовыми формами, и нет утвержденных форм регистров, хотя Министерство по налогам и сборам РФ (МНС России) в порядке рекомендаций привело примерный перечень таких форм. Поэтому на практике налогоплательщики разрабатывают и ведут регистры налогового учета самостоятельно.[16]

С 1 января 2013 года появилась возможность применять наравне с унифицированными формами первичных документов их модифицированные формы[17]. На практике организации утверждают в составе учетной политики для бухгалтерского учета следующие группы первичных документов:

-формы унифицированных учетных документов;

-модифицированные формы унифицированных учетных документов;

-оригинальные формы первичных документов, используемые в конкретной организации.

При утверждении форм первичных документов необходимо учитывать требования законодательства, установленные к их оформлению.[18]

Первичные учетные документы должны содержать следующие обязательные реквизиты:

-наименование документа;

-дату составления документа;

-наименование экономического субъекта, составившего документ;

-содержание факта хозяйственной жизни;