Файл: Эффективность менеджмента организации(Основы эффективности менеджмента организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность темы обуславливается ролью, которую играет институт УК в управлении современными организациями. При смене промышленной экономики на экономику знаний, которая отличается большей изменчивостью и креативизацией социально-экономических процессов и явлений, адекватность управленческих решений и процедур менеджмента становится определяющим фактором способности к конкуренции организаций. Всё более жесткие требования, касающиеся уровня компетентности, гибкости и способности использовать оригинальные, нестандартные инструменты управления предъявляются к системам менеджмента и к управленцам. Особенно актуальны эти требования в период после кризисного развития, что связано с негативными изменениями деловой среды ведения бизнеса, ужесточающими условия функционирования организаций и повышающими уровень рисков.

Эффективность менеджмента является характеристикой результативности управленческой деятельности. Управление может считаться эффективным, если поставленные перед организацией цели будут достигнуты.

Различают внутреннюю и внешнюю эффективность менеджмента. Внешняя эффективность характеризуется долей рынка, удовлетворенностью клиентов, потенциальной возможностью развития, степенью выполнения миссии организации.

Внутренняя эффективность – это соотношение между результатами работы компании и использованными ресурсами. Чем это соотношение выше, тем эффективность менеджмента выше. Внутренняя эффективность менеджмента делится на экономическую и социальную эффективность.

Экономическая эффективность заключается в экономическом эффекте от деятельности организации. Главным показателем экономического эффекта, безусловно, является прибыль. К другим показателям экономической эффективности можно отнести увеличение производительности труда и фондоотдачи, рост выручки, снижение расходов, повышение качества продукции и услуг.

Социальная эффективность менеджмента проявляется в повышении удовлетворенности персонала, улучшении условий труда, в создании позитивного морально-психологического климата в организации.

Цель работы – изучить теоретические основы эффективности менеджмента организации.

Для раскрытия цели в работе поставлены задачи:

- изучить основы эффективности менеджмента организации;


- определить принципы и технологии менеджмента организации и ее эффективности;

- рассмотреть развитие эффективности менеджмента организации.

Предмет работы – теоретические основы эффективности менеджмента организации.

Объект работы – эффективность менеджмента.

Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы и приложения.

1. Основы эффективности менеджмента организации

В начале XX века французский промышленник Анри Файоль, рассматривая управление как необходимость деятельности руководителя, отмечал: «Управлять – это значит предвидеть, изучать будущее и устанавливать программу действий; организовывать – строить двойной организм предприятий: материальный и социальный; распоряжаться – приводить в действие персонала предприятия; согласовывать – связывать и объединять, сочетать все действия и умение; контролировать – наблюдать, чтобы всё происходило сообразно установленным правилам и отданным распоряжениям» [2, с. 9].

В период существование постсоветской России лишь немногие организации сумели выстроить эффективную систему управления. Большинство же успешных, если судить по экономическим показателям, предприятий своими экономическими результатами обязаны чаще всего либо благоприятной внешней конъектуре, либо государственной поддержке, либо тому и другому одновременно. [29, с41]

Эффективность – это одна из важнейших социально-экономических характеристик, для которой свойственны динамичность и историчность. Результативность производственной деятельности присуща самым разным условиям развития производительных сил каждой общественной формации.

В зависимости от того, какие затраты и особенно какие результаты принимаются во внимание, можно говорить о следующих основных видах эффективности: [15, с.74]

Экономическая – соотношение экономических результатов деятельности организаций, предприятий и затрат на их достижение;

Социальная – соотношение социальных результатов деятельности организаций, предприятий и затрат на их достижение;

Социально-экономическая – соотношение экономических и социальных результатов деятельности организации, предприятий и затрат на их достижение.

Согласно энциклопедическому словарю «Управление организацией», под эффективностью понимается «результативность, действенность полезность; в экономике – это всегда отношение между следствием и причиной, результатом и затратами, то есть эффектом и требуемым для его достижения затратами» [4, с. 9].


Результативность относится к числу наиболее общих, центральных экономических категорий, свойственных производству и отражающих связь между ресурсами и целями производства, между созидательной деятельностью человека и ее полезным эффектом [3, с. 275].

Эффективность управления (деятельностью) организацией в широком смысле – это целесообразность и качество управления, нацеленное на наилучшую результативность деятельности управляемой системы организации, реализацию целей и стратегий, достижение определенных качественных и количественных экономических результатов. Эффективность управления определяется многими аспектами деятельности организации, включая внешние и внутренние характеристики [1, с. 16].

Внутренняя эффективность показывает, каким образом удовлетворение определенных потребностей сказывается на динамике собственных целей организации и отдельных групп ее участников. Для внутренней эффективности управления институциональное окружение предстает как естественная среда чисто внешнего свойства. Однако в экономике среда определяется, прежде всего, выбором, который совершают организации в рамках отношений взаимозависимости.

Внешняя эффективность управления показывает, насколько организация соответствует требованиям и ограничениям внешней среды, общества, экономики.

Эффективность деятельности организации во многом зависит от руководителя, от его личностных качеств и способностей. Психолог А.Н. Леонтьев определил способности как свойства индивида, совокупность которых обуславливает успешность выполнения некоторой деятельности. [18, с.74]

Одним из основных показателей эффективности руководителя как организатора-менеджера является результаты труда персонала в целом и каждого члена коллектива в частности. Они измеряются различными производственно-экономическими показателями, на которые оказывают влияние технические, экономические и организационные решения. При характеристике результативности работы менеджера-управленца нельзя ограничиваться только производственно-экономическими показателями трудовой деятельности. Нужно, также, учитывать и тот комплекс показателей жизнедеятельности коллектива, на который оказывает влияние руководитель. Данные показатели выражаются через социально-психологические факторы. [7, с.65]

Следовательно, можно сказать, что результатом эффективности работы руководителя являются как производственно-экономические, так и социально- психологические показатели. К первым можно отнести: экономический эффект, показатели эффективности, период окупаемости капитала, точка безубыточности ведения хозяйства. К социально-психологическим можно отнести такие показатели, как: сочетание формального и неформального лидера, психологическая совместимость коллектива, психологический климат в организации и т. п. [29, с.74]


Большую роль в управлении организацией играет умение руководителя улучшать функциональную расстановку кадров. Эффективный руководитель умеет правильно и более точно оценить положительный эффект деятельности подчинённых. Руководитель организации, подразделения старается не привлекать слабых подчинённых к решению сложных задач и/или важных вопросов, при этом помогает им разобраться в подобных ситуациях, опираясь на автократические методы руководства.

Так как люди являются наиболее важным организационным ресурсом, руководитель организации должен уделять большую часть своего времени непосредственно управлению персоналом. [1, с.14]

В течение последнего десятилетия эффективность деятельности отечественных организаций, предприятий продолжала постоянно снижаться. Снижение эффективности проявлялось в ряде факторов, в числе которых повышение уровня морального и физического износа основных производственных фондов, снижение доли инновационной продукции в ВВП и т. п. Перечисленные обстоятельства позволяют предположить, что основной причиной снижения эффективности работы выступает низкое качество управления хозяйствующими субъектами.

Сложность оценки управленческой деятельности связана с особенностями управленческого труда, с его специфическими характеристиками, в частности, с целями, объектом, предметом, продуктом.

Дж. М. Иванцевич и Доннелли выделяют три уровня эффективности и факторы на них влияющие: [8, с.62]

индивидуальный (способности, умения, знания, отношения, мотивация, стресс);

групповой (взаимосвязь, лидерство, структура, статус, роли, нормы);

организационный (внешние условия, технология, выбор стратегии, структура, процессы, культура).

Анализ отечественных и зарубежных исследований позволяет сделать вывод о наличии различных подходов к оценке эффективности управления. Оценка результативности управления организациями не может ограничиваться оценкой только управленческой деятельности, поскольку основным критерием этой оценки является результативная деятельность самих организаций. [25, .с62]

Рассмотрим несколько подходов к оценке эффективности управления.

Подход к оценке эффективности текущего и стратегического управления. Рентабельность, производительность, рост объемов продаж и издержки производства используются для нужд текущего управления. Для обеспечения результативности стратегического управления компании особое внимание уделяют управлению нововведениями, качества продукции, конкурентоспособностью, уровнем обслуживания потребителей. [7, с.41]


Целевой подход отражает взгляд на эффективность управления, подчеркивает роль достижения цели как критерия эффективности организации. Теория целей основана на представлении об организациях как рациональных, целенаправленных образованиях, которые руководствуются определенными миссиями, целями и задачами. Успешность достижения целей и решения задач показывает успешность функционирования организации, то есть ее эффективность. [23, с.102]

Например, Румянцева З.П., понимая под эффективностью менеджмента степень достижения целей организации, предлагает рассчитывать эффективность управления следующим образом: [18, с.41]

оценка эффективности целеполагания:

Э ц.п = Цели/Потребности

оценка эффективности целереализации:

Э ц.р = Результат/Цели

оценка эффективности способов достижения цели:

Э ц.д.ц = Результат/Затраты

общая оценка эффективности менеджмента:

Эффективность менеджмента = Э ц.п× Э ц.р ×Э ц.д.ц

Системный. Широкое распространение в менеджменте теории систем дало возможность использовать ее положения в оценке эффективности управления. В соответствии с данным подходом акцент делается на внешней среде организации (она предъявляет требования к качеству и количеству выпускаемой продукции, экологии и т. п.) и балансе между элементами системы: входом (организация получает ресурсы из внешней среды), процессом (организация перерабатывает ресурсы) и выходом (организация выпускает продукцию/услуги). Эффективность управления отражает, в том числе адаптацию этой системы к условиям системы более высокого уровня, частью которой она является (отрасль, экономика в целом).

Многопараметрический подход к оценке эффективности управления предполагает удовлетворение индивидов и групп, участвующих в деятельности организации. [14, с.52]

Одной из ключевых проблем современного российского управления, а следовательно, и причиной неэффективности является его несбалансированность. Менеджмент большинства отечественных организаций сосредотачивается на контроле и распределении материальных и финансовых ресурсов и практически не уделяет внимания прочим составляющим управления. Это приводит к низкой мотивации, что является одной из главных причин низкой производительности труда. Проблема несбалансированности касается не только исполнения классических управленческих функций. Российские руководители часто пренебрегают работой по обеспечению желаемых финансовых результатов, сосредотачиваясь либо на достижении высокого уровня эффективности, либо на обеспечении финансовой устойчивости, что приводит к замедленным темпам развития отечественных предприятий относительно зарубежных. [19, с.74]