Файл: Эффективность менеджмента организации(Основы эффективности менеджмента организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рассматривая в данной статье вопрос об эффективном управлении можно сказать, что по большому счёту он является практически не изученным в теории менеджмента. В то же время современные тенденции развития науки управления показывают, что обеспечение эффективности деятельности организации в целом и системы управления в частности возможно только при условии учёта различных аспектов. Таким образом, возникает идея об обеспечении определённого управленческого баланса, а именно баланса между всеми функциями менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль и координация. [18, с.65] Именно рациональное, грамотное управление в рамках всех функций менеджмента можно добиться эффективности управления организацией.

Исходя из вышесказанного, целесообразно проводить оценку эффективности управления по следующим направлениям: [19,с.103]

Логико-управленческому, то есть ориентированному на целесообразность, рационализацию и оптимальность управленческих действий;

Статико-математическому– поиску закономерностей на основе разнообразных расчётов и углублённого анализа и подтверждению полученных результатов;

Финансово-экономическому, т. е. обоснованию затрат и результатов в денежном выражении;

Социально-психологическому – создание и учёт социально психологических условий труда, взаимоотношений и социально-психологического климата;

Также, при оценке эффективности управления организацией не стоит забывать об учёте и оценке нематериальных активов данного хозяйствующего субъекта. Ведь именно они выступают одним из факторов повышения конкурентоспособности организации на современном рынке. Узнаваемость брэнда, имидж, положительная репутация – немаловажные показатели эффективности управления организацией и достигаются соответствующего уровня не за один год упорной, добросовестной трудовой деятельности. [7, с.33] Организации бывают разные: по масштабу деятельности, по отрасли хозяйствования, по структуре и т. д. Поэтому деятельность определённой организации характеризуется совокупностью определённых как внутренних, так и внешних факторов, прямых и косвенных, которые оказывают влияние на её деятельность. Исходя из этого применение одного метода при сравнении нескольких организаций, которые осуществляют предпринимательскую деятельность на одном рынке и имеют идентичную продукцию, будет не вполне корректно.


2. Принципы и технологии менеджмента организации, и ее эффективности

Один из главных ресурсов разрешения возникающих проблем и повышения эффективности менеджмента организаций заключен в использовании имеющегося у них потенциала, а также базирующегося на использовании неощутимых возможностей и ресурсов. А для этого необходима объективная профессиональная оценка и разработка методов привлечения, вовлечения в практику менеджмента. Из-за перегруженности текущей работой часто менеджеры организаций не в состоянии эффективно решать возникшие проблемы. Следовательно, необходимо привлечение профессионалов в области консультации управления, которые могут более оперативно разработать действенные меры, которые направлены на повышение эффективности менеджмента организации-клиента. [5, .с103]

Нынешний подход к управлению деятельностью организации состоит из совместного рассмотрения ее внутренних процессов и выявления, и описания структуры, а также ее связи с наружной средой. При этом все задачи управления организацией изучается через призму управленческих процессов, то есть через взаимоувязанные между собой управленческие действия и решения, которые направлены на достижении постеленной цели организации. [9,с .41]

При этом, исходя из системных принципов устойчивости и непрерывности, достижение поставленной цели организации изучается как серия непрерывных взаимодействий. Ее успех во многом зависит от нескольких факторов: частных решений и эффекта частных управленческих действий. [7,с.66]

Уровень проявления указанных факторов может быть повышен при использовании в системе менеджмента организации. На макроуровне управленческое консультирование (УК) рассматривается как двойственный экономико-управленческий феномен. Это одновременно и особый участок сферы услуг, и составная часть инфраструктуры рыночной экономики. УК – вид деятельности, создающий необходимые условия для эффективного и качественного управления организацией, которые помогают проанализировать и решить возникшие перед менеджментом организации проблемы, проводив реинжиниринг бизнес-процессов и иные изменения, которые основаны на внедрении известного в практике менеджмента передового опыта и теоретических разработках. [21, с.32]

С технологической стороны, УК может быть организовано несколькими базовыми путями : путем преображения консалтинговых услуг у профильных компаний или путем организации внутрифирменного УК. Возможность изучать УК как один из видов профессиональной помощи менеджерам (внешней или внутренней), которая осуществляется для повышения эффективности менеджмента организации в целом, а также отдельных бизнес-процессов. [17, с.107]


Следовательно, УК изучается как помощь в оказание экспертных услуг, а так же и более широко- как тип деятельности, который создает требуемые критерии для эффективного и качественного управления организацией. А это возможно не только с помощью внешнего консалтинга, но и внутреннего совершенствования бизнес-процессов. Так как внутренний (организационный) и внешний (рыночный) управленческий консалтинг обладают своими недостатками и сильными сторонами, предлагается совместное использование их инструментов, которые позволяют организовать эффективную интеграцию УК в системы менеджмента организаций. [9, с.203]

Технологии УК– это совокупность способов и приемов создания консалтинговой деятельности, которая состоит из динамических взаимодействий, которые реализуются в рамках отдельных и взаимосообщающихся проектов улучшения системы менеджмента организации. Установлено, что технологии УК складываются под влиянием следующих основных факторов: стоимость проектов УК; развитость рынка консалтинговых услуг; потребность менеджмента организации в конкретных результатах; наличие отраслевой и региональной специфики УК; кадровое обеспечение; стратегии развития компаний-клиентов и поставщиков услуг УК; эффективность систем контроля качества в сфере управленческого консалтинга. УК, является сравнительно новым феноменом российской экономики и управленческой практики, прошло определенные этапы в своем становлении и развитии. [2, с.62]

На основе признаков распространенности управленческого консалтинга и его институционального закрепления автором обоснована периодизация этапов развития консультационной деятельности в России, а также выявлены тенденции в развитии УК, связанные с разрешением проблем и противоречий в этой области. [15, с.105]

Субъекты УК (консультанты – производители услуг УК и менеджеры- их потребители), действуя в определенном социально–экономическом и политическом пространстве, находятся под влиянием факторов внутренней и внешней среды, причем эти факторы оказывают, как прямое, так и опосредованное влияние, меняя качественные и количественные характеристики консультационных услуг. Установлено, что при анализе внешних факторов внимание должно быть в первую очередь акцентировано на политическом, экономическом, социально- культурном и технологическом аспектах внешней деловой среды организации. [19, с.65]

Следуя диалектическому принципу построения сложных систем на базе объединения общего, единичного и всеобщего, в авторском подходе выделяется несколько ярусов абстракции, отражающих иерархичность, многоуровневость построения процессов управленческого консалтинга и управления организациями, ориентированного на обеспечение эффективности менеджмента организации. Принципы познания, законы управления и категориальный предмет УК предполагают определение начальных научных, мировоззренческих принципов, вырабатывающих базу исследовательской прикладной деятельности, которая осуществляется в рамках УК и направлена на обеспечение эффективности менеджмента организаций. На базе УК лежит два вида деятельности: аналитическая формально-логическая и синтетическая креативно-конструктивная.


Первый из них базируется на логической схеме управленческой деятельности и предполагает взаимосвязанное понятие задач и целей менеджмента, а также способов и средств их достижения. [10, с.62]

Второй базируется на умении консультанта видеть, понимать, распознавать, учитывать и оценивать факты и зависимости, которое раскрывает сущность задач менеджмента и создающие пути решения этих задач. Отношение вышеперечисленных видов деятельности различаются на разных этапах жизнедеятельности реализации проектов управленческого консалтинга. На этапах инициирования консультационного проекта, выбора его исполнителя и проведении управленческого обследования системы менеджмента организации главную роль играет формально-логический аспект, позволяющий немного уменьшить требования к уровню квалификации консультантов и больший акцент поставить на использовании специальных информационно-технических средств (программного обеспечения, специальных тестов, управленческих моделей и т.п.). [26, с.302]

На этапах создания управленческих рекомендаций и внедрения их в практику управления на передний план выходит креативно-конструктивная деятельность, требующая наличия профессиональной высокой квалификации, профессиональных знаний и практического опыта у консультантов. На завершающем этапе жизнедеятельности оказания услуг по УК – при мониторинге и авторском сопровождении исполнения управленческих рекомендаций – значимость 2 явных видов деятельности приблизительно равна. [24, с.62]

Сущность выявленных видов деятельности в сфере УК позволяет реализовать структуризацию способов удовлетворения менеджмента организаций в управленческих консультациях. Формально-логическая деятельность может быть эффективна реализована внутренними подразделениями организации, что не исключает возможности привлечения внешних консультантов. [18, с.22]

Креативно-конструктивная предполагает наличия профессиональных компетенций, следовательно при ее осуществлении лучше полагаться на ресурсы профессиональных консалтинговых агентств, фирм и других организаций, которые действуют на рынке услуг УК. Указанными аспектами определяется структура рынка управленческого консалтинга, уровень профессионализма и диверсификации деятельности его субъектов, конкурентные и интеграционные связи между ними. Анализ, который был проведен в статье, показал, что рынок УК подвержен перманентным изменениям, что обуславливается тремя ключевыми факторами: эволюцией рыночной среды УК; тенденциями развития систем менеджмента организаций; технологическими изменениями в самом УК, что изменяет соотношение внешнего и внутреннего консультирования. В связи этой, методология создания и развития УК так же подвержена постоянным изменениям. Она постоянно увеличивается, поддаваясь требованиям наиболее глубоких знаний управленческих процессов и отношений, которые находятся в постоянном развитии. [6,с .107]


Выделены следующие элементы, которые характерны содержанию методологии УК и определяющие содержание и направленность ее изменения: категориальный предмет УК, концепция, принципы познания, законы управления, и подходы к консультированию, парадигмы, проблемы, приоритеты, ориентиры, критерии, альтернативы, процедуры выбора, технологии, модели, средства и методы, а также ограничения. [9, с.203]

Процесс управленческого консалтинга является инструментом, используемый при принятии управленческих решений и обеспечивает внедрение инноваций в систему менеджмента и положительные изменения в перспективных и проблемных направлениях деятельности организации. Управленческий консалтинг должен быть ориентирован преимущественно на внешнюю среду и учет ее особенностей и динамики, что достигается использованием технологий коучинга и реинжиниринга. Реинжиниринг бизнес-процессов организации - это особый вид менеджмента, который способен обеспечить предприятие в течение долгосрочного периода такие конкурентные преимущества, которые позволяют занять сильную конкурентную позицию, достигнуть высокого уровня прибыльности и устойчивого финансового положения. [17, с.203]

Под реинжинирингом бизнес-процессов, который применяют при УК, мы понимаем процесс внедрения и перепроектирования структурных и организационно-технологических изменений обслуживающих и производственных систем с целью значительного улучшить главные показатели деятельности организации. При организационном проектировании с использованием реинжиниринга в рамках реализации УК-проектов на организацию как на институт ложатся новые обязанности воспроизводства интра- и интерорганизационных структур и взаимосвязей, что определяет специфику реализации соответствующих проектов изменений и их условного закрепления во внутриорганизационных документах. Коучинг предполагает системное изучение современных подходов к управлению изменениями с учетом личных особенностей людей, работающих в компании. То есть, в отличие от реинжиниринга, здесь акцент ставится на субъективных свойствах менеджеров и профессионалов организации-заказчика услуг управленческого консалтинга. [5, с.108]

При интеграции УК в систему менеджмента организации коучинг является требуемым условием быстрой адаптации к произошедшим внешнеорганизационным и внутренним изменениям за счет специального содействия членам коллектива в переориентации и достижении его профессиональных и личных целей в максимальном объеме за минимальное время и с минималь­ными усилиями. Так как УК-проекты организационных изменений направлены на создание будущего имиджа организации и ее системы менеджмента, рекомендуется в практике УК более широко использовать имитационное моделирование в качестве универсального метода, который обеспечивает диагностику, проводимую перед коучингом, анализ финансово-хозяйственной деятельности и стратегического потенциала и визуальное представление иных вариантов управленческого поведения. В практике УК возможно использование разных информационных технологий и дифференцированных бизнес-моделей, описывающих организационные структураы и бизнес-процессы. В практике бизнес-моделирования используется методология АRIS (Аrchitecture of Integrаted Informаtion Systems), рассматривающаяся как «конструктор», из которого под некоторый проект управленческого консалтинга, в зависимости от его задач и целей, разрабатывается локальная мето­дология, которая состоит из малого количества построенных по модульному принципу объектов и бизнес-моделей. [21, с.204]