Файл: Основные функции в системе менеджмента (КОНКРЕТНЫЕ ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 59

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Такое понятие как «управление», в современном мире, многие трактуют как науку, которая в свою очередь называется менеджментом. Большинство руководителей различных компаний в последние годы руководствуются и опираются на теорию функций данной науки. В учебных заведениях данная отрасль с каждым годом набирает большие обороты, а так же существует множество курсов, на которых можно получить необходимые знания по менеджменту для применения их на практике.

Такое понятие как «менеджмент», в свою очередь, является аналогом понятия «управление», то есть по сути является его синонимом. Но так же важно понимать, что есть и главное отличие у этих понятий, которое ясно дифференцирует область применения данных терминов. Управление относится к живой и неживой сфере. Например, управление техникой, биологическими процессами, государством, т.е. управление, как понятие, является более широким. Понятие «менеджмент» же применяется только в управлении социально-экономическими системами- совокупность различных составляющих элементов: принципов управления, функций, методов, технологий, информационного обеспечения, материального, технического обеспечения в условиях АСУ, а также правового обеспечения деятельности.

Каждый специалист в области познания менеджмента должен понимать, что такая наука, как менеджмент это неотъемлемая часть человеческого знания, помогающая руководству любой компании опираться на его основные постулаты для достижения своих конечных положительных результатов. В данной специфике работают только действия в комплексе взаимосвязей. Любое действие представляет собой процесс, который, в свою очередь называется управленческими функциями. Эти функции, как правило, оказывают огромное влияние на успех организации в целом. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций. Сам процесс управления (менеджмент) имеет пять наиболее общих взаимосвязанных функций: планирование, организация, мотивация, стимулирование и контроль.

Функции управления (менеджмента) являются одной из важнейших характеристик процесса управления и несут в себе набор действий и решений, на которых основывается весь организационно-производственный процесс предприятия.


Целью данной курсовой работы является исследование основных функций менеджмента их место и роль в системе. Для достижения данной цели в ходе работы необходимо решить задачу по рассмотрению каждого вида управленческой функции.

Предметом исследования курсовой работы является менеджмент. Объектом исследования, соответственно, будут основные функции управления, которые используют все менеджеры в любой организации, как для решения текущих задач, так и определения дальнейшей перспективы.

Теоретико-методологической и эмпирической базой курсовой работы явились труды таких ученых и авторов как: Г.Г. Лигинчук, В.Р. Веснин, Н.Ю. Круглова, О.С. Виханский, А.И. Наумов, А. Файоль, А.П. Иванов, в том числе электронные варианты книг и популярных публикаций, специализированные Интернет-сайты и др.

Практическая значимость данной курсовой работы заключается в том, что в одном материале собраны и рассмотрены все основные функции менеджмента.

Структурно курсовая работа представлена из введения, трех глав, объединяющих в себе пять параграфов, заключения и библиографии.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА

В зарубежной и отечественной литературе существует множество трактовок понятия «менеджмент».

Менеджмент — вид профессиональной деятельности, управленческий труд, который включает: предмет труда (информация), средства труда (организационные и технические) и менеджера, обладающего определенными знаниями и умениями [4, с.34-35].

Менеджмент – самостоятельная область знаний, требующая освоения, для успешного выполнения профессиональной деятельности менеджера [8, с.46] .

Менеджмент — наука, использующая количественные методы и моделирование при принятии управленческих решений [11, с.134].

Менеджмент — искусство управления, требующее личных способностей и творческого потенциала менеджера [5, с.16-17].

Менеджмент – совокупность общих (планирование, организация, мотивация и контроль) и специальных функций управления [13, с.54].

Менеджмент – это профессионально осуществляемое управление любой хозяйственной деятельностью организации (предприятия, фирмы) в рыночных условиях, направленное на получение прибыли путем рационального использования ресурсов [3, с.23-24].

Менеджмент – это особая динамическая организация управления, необходимая экономически самостоятельному хозяйственному объекту, гибкая система предприимчивого и инновационного руководства, способная чутко реагировать на конъюнктуру рынка, условия конкуренции и своевременно перестраиваться с учетом требований внешней среды [16, с.34-35].


В общедоступном понимании менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.

Термин «управление» шире термина «менеджмент», т.к. применяется к различным сферам и видам человеческой деятельности. Термин «менеджмент» применяется к управлению социально-экономическими процессами на уровне организации, действующей в рыночных условиях.

На наш взгляд, такую науку как менеджент необходимо рассматривать с точки зрения искусства управления людьми. Во всех сферах человеческой деятельности наука и искусство не исключают, а дополняют друг друга. В управлении, когда в результате групповой деятельности любое решение отличается от альтернативных вариантов (если не целью, то методами), умение найти разумный компромисс с минимальными потерями является проявлением искусства управляющего. Вполне объяснимо, почему среди достижений мировой управленческой мысли особое место занимает один из высших разделов теории управления – искусство управления. Действительно, не каждому дано овладеть этим искусством, как, впрочем, и любыми другими его видами, но знать основы искусства управления, стараться применять его важнейшие принципы и методы – обязанность каждого специалиста и руководителя любого уровня.

Руководитель должен быть выдающейся личностью, мастерски обладая искусством общения, убеждения, общения, иметь острый, необычный ум и прочную эрудицию во всех сферах жизни и знания. Любой руководитель работает в первую очередь с людьми, он обязан знать все тонкости «человеческой инженерии» и иметь обширные знания.Теория управления не может дать готовые рекомендации для конкретных жизненных ситуаций, и каждый человек принимает решения, основываясь на интуиции и собственном опыте.

Управление не может быть отнесено к точной науки, поскольку процесс управления происходит в условиях значительной неопределенности и характеризуется множеством внешних и внутренних переменных. Однако наука управления позволяет нам систематизировать, анализировать процесс управления и разрабатывать рекомендации по его оптимизации.

Ученые в сфере менеджмента согласны с тем, что управление является частью политических, экономических, технологических, социальных систем и основано на их собственных концепциях, принципах и методах, то есть имеет серьезную научную и методологическую основу. В этом отношении выделяются следующие типы управления: технические (в технических системах); Естественный (основанный на законах зоологии и биологии); социальный (это непрерывный процесс воздействия на объект управления: человек, коллектив, предприятие, отрасль, государство) для достижения оптимальных результатов с наименьшим временем и ресурсами.


Многие специалисты, занимающиеся изучением системных подходов менеджмента, утверждается, что процессы управления являются конкретными и целенаправленными действиями. Однако в некоторых «материальных» условиях происходят всевозможные действия. Такая среда управления является системой управления. Поскольку среда и действия в ней неразделимы, система управления и процессы управления настолько неотделимы. Одно невозможно без другого. Процесс управления без системы управления невозможен, а система управления без процесса управления бесполезна. В этой связи мы обращаемся к рассмотрению системы управления организацией как среды для процесса управления.

Управление любой организацией является сложной системой, созданной для сбора, анализа и переработки информации с целью выработки управляющих воздействий, получения максимального конечного результата при определенных ограничениях (наличия ресурсов и времени).

Менеджмент как тип рыночного управления имеет следующие отличительные черты:

- ориентация на человека;

- ориентация на потребителя;

- полная ориентация на рынок;

- постоянное совершенствование системы управления организацией.

В настоящее время к менеджменту применяют следующие научные подходы.

А). Процессный подход появился в 20-х годах XX века и существует до настоящего времени. Это первый исторически разработанный подход. Это было предложено классической административной школой. Данный подход рассматривает управление как непрерывный ряд взаимосвязанных управленческих функций, определяет управление как процесс, в котором деятельность направлена на достижение целей организации. В соответствии с технологическим подходом каждая из функций управления также является процессом [7, с.46] .

Процессный подход понимает менеджмент как простое одномерное взаимодействие людей в организации и не учитывает влияние на управленческую деятельность внешней среды.

Б). Системный подход появился в 50-х годах XX века и существует в наши дни. Системный подход реализовывается посредствам способа мышления в отношении организации и управления. Он включает изучение объекта анализа как системы, которая включает компоненты (подсистемы), без которых невозможно функционирование объекта в целом. При анализе рассматриваются внутренние связи между компонентами и внешние отношения объекта. Применение системного подхода к управлению помогает видеть организацию в единстве ее составных частей, которые неразрывно связаны с внешним миром [7,с.76] .


Система представляет собой набор взаимодействующих элементов, которые составляют интегральную формацию с новым свойством, которое ни один из ее элементов не имеет индивидуально.

Признаки системы:

1. Сложность объекта и его целостность.

2. Способность делиться на подсистемы (это не отделы).

3. Быть, как правило, элементом системы более высокого уровня.

4. Способность образовывать единство с внешней средой [1, с. 6].

На данном этапе развития, в каждой фирме существует своя система управления, которая координирует совокупность процессов, происходящих в процессе производства, в определенные информационные связи, которые, в свою очередь, ориентированы на достижение положительных конечных результатов.

В любой систему управления есть как объект системы управления, так и субъект.

В). Ситуационный подход – появился в 60-е годы XX века, существует в наше время. Он основан на предположении, что в менеджменте организации не существует только одного набора принципов, которые могут быть использованы во всех ситуациях, т.е. отвергаются любые универсальные принципы менеджмента [4, с.16].

Современное управление, принимая во внимание достижения всех школ и областей, интегрирует их в процесс управления. Основными моментами современной системы взглядов на управление («новая парадигма управления») являются следующие:

- отказ от управленческого рационализма классических школ менеджмента,

- использование в менеджменте теории систем,

- применение к управлению ситуационного подхода,

- признание социальной ответственности менеджмента как перед обществом в целом, так и перед отдельными работниками организации.

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА

Функция – это, во-первых, роль, которая выполняется субъектом или объектом в определенной сфере деятельности. Можно сказать, что функция – это то, за что отвечает субъект или объект в данном случае. В ряде точных наук функцией называются отношения между объектами, когда изменение одного из них ведет к изменению другого [1, с.17].

Функция менеджмента отражает содержание процесса управления, вид управленческой деятельности, совокупность обязанностей управляющей подсистемы (субъекта управления). Конечным результатом управления является выработка управленческого воздействия, команды, приказа, направленных на достижение поставленной цели. Один работник может выполнять несколько функций, несколько работников могу выполнять одну функцию. Каждая функция менеджмента представляет собой сферу действия определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности – это совокупность функций, связанных единым управленческим циклом.