Файл: Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия и ее совершенствование («Лимпопо»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2. Анализ организации коммерческой деятельности на предприятии

Коммерческая деятельность рассматриваемого предприятия включает в себя нахождение поставщиков, формирование заказов на поставку, складирование, организацию торгового процесса и управлению получаемой прибылью.

Заключение договоров в магазина «Лимпопо» ИП Никитиной О.С. обычно происходит с несколькими поставщиками и предпочтение отдается поставщикам, которые предлагают более широкий ассортимент товаров.

В таблице 3 рассмотрим закупочную деятельность рассматриваемого магазина по поставщикам.

Таблица 3

Поставщики товаров в магазин «Лимпопо»

Наименование поставщика

Ассортимент поставляемой продукции

Форма поставки

ОАО «Свитан»

Верхний трикотаж, бельевой трикотаж

Децентрализованная

ОАО «Армада»

Верхний трикотаж

Децентрализованная

ООО «СВС»

Бельевой трикотаж

Децентрализованная

ОАО «Красная ветка»

Верхний трикотаж, бельевой трикотаж

Централизованная

OOO «Носкофф»

Чулочно-носочные изделия

Централизованная

Выбор поставщика осуществляется на основании сопоставления условий поставки товаров отдельных товаров. При этом в качестве критериев выбора отдельных поставщиков служат такие показатели, как ассортимент товаров, предлагаемых поставщиком, цены поставки, условия оплаты, транспортные расходы и др.

Рассмотрим сопоставление критериев выбора отдельных поставщиков, которые использует директор магазина «Лимпопо» при выборе источников закупок товаров (таблица 4). При этом для оценки поставщиков используется бальная система оценки.

Таблица 4

Критерии выбора поставщиков магазина «Лимпопо»

Показатель

ОАО “Свитан”

ОАО “Армада”

ООО “СВС”

ОАО “Красная ветка”

OOO “Носкофф”

Месторасположение (г. Москва – 5, г. Моск. обл – 4, другие - 3)

3

4

5

3

3

Количество наименований товаров

96

56

66

61

47

Условия оплаты (предоплата 50% - 2, предоплата 30% - 3, оплата в момент поставки – 4, оплата через 5-10 дней после поставки – 5)

5

5

4

5

2

Уровень цен (высокий -2, средний - 3, удовлетворительный - 5)

3

5

5

5

5

Возможный средний уровень

36

38

44

42

30

Транспортные расходы (5 – оплачивает поставщик, 4 – делятся поровну между поставщиком и магазином, 3 – полностью оплачивает магазин)

5

5

5

4

3

Частота обновления ассортимента (5 - не менее 1 раза в месяц, 4 – каждый сезон, 3 - периодически, 2 – очень редко)

3

5

4

3

5

Качество товаров (5- высокое, 4 – среднее, 3- низкое)

5

5

5

5

5

Итого

156

125

138

128

100


Анализ данных таблицы 4 показывает, что основными критериями выбора поставщиков являются такие, как ассортимент товаров, их качество, частота обновления, месторасположения поставщика, условия оплаты, транспортные расходы.

Каждому показателю дается определенная балльная оценка. В соответствии с результатами подсчетов наиболее оптимальными являются те поставщики, которые набирают наибольшее количество баллов (ОАО «Свитан» – 156 баллов, ООО «СВС» - 138 баллов и ОАО «Красная ветка» - 128 баллов.). Таким образом, на основе выставления баллов руководство магазина имеет возможность определить оптимального для своих нужд поставщика.

В результате заключения хозяйственных связей с широким кругом поставщиков магазин имеет возможность представить покупателям максимально широкий ассортимент.

Все поставщики предлагают практически аналогичный ассортимент товаров. Однако в связи с тем, что некоторые являются торговыми посредниками, их ассортимент различается не только по моделям, но и по производителям.

Процесс принятия решения о закупках основывается на оценке положительных и отрицательных сторон того или иного поставщика (рисунок 3).

Рис. 3. Процесс принятия решения о закупках

Закупка товара осуществляется по мере необходимости - определенной периодичности не существует в связи с неравномерностью спроса. На складе магазина ведется компьютерный учет товарных запасов с помощью специальной программы. Узкая товарная номенклатура позволяет достаточно оперативно и точно отражать приход / отгрузку товара в программе, позволяет руководству в любой момент получать достоверную информацию об остатках товаров на складе и принимать решения о закупках. Товар приобретается сравнительно небольшими партиями с учетом предполагаемых объема сбыта и структуры имеющихся заявок от покупателей.

Такой метод определения потребности объема заказов при грамотной реализации создает все необходимые предпосылки к эффективному управлению товарными запасами предприятия розничной торговли.

В магазине «Лимпопо» продажа осуществляется через прилавок. Товары, выложены на прилавках - витринах, на постоянных полках. Покупатели имеют возможность ознакомиться с ассортиментом товаров, сделать выбор.

Продажа товаров в данном магазине состоит из следующих операций:

- встреча покупателей и выявление спроса;

- предложение и показ товаров;

- помощь в выборе и консультация;


- предложение сопутствующих товаров;

- выполнение технологических операций;

- расчетные операции;

- упаковка и выдача покупки.

Встреча покупателей заключается в том, что товар должен быть полностью подготовлен к продаже и выложен на рабочем месте, а рабочее место должно быть подготовленным: оснащено необходимым оборудованием и инструментами; товары должны иметь ценники, а продавцы своим видом показывают готовность обслужить покупателя.

Придя в магазин покупатель встречает приветливое отношение к нему со стороны торгового персонала. Благоприятное впечатление также оставляет опрятный внешний вид работников магазина, порядок и чистота в торговом зале.

После того, как покупатель сориентируется в магазине, продавец показывает ему товары, которые могут его заинтересовать. При этом он обращает внимание на особенности отдельных товаров, предлагает вместо отсутствующих другие однородные товары. Если нужно, продавец предоставляет квалифицированную консультацию покупателю, которая может включать информацию о назначении товаров, о вариантах их эксплуатации, нормах потребления, соответствии предлагаемых товаров современной моде и тому подобное. Консультация должна способствовать продвижению новых товаров, воспитанию у потребителей эстетических вкусов и помощи в случае возникновения неопределенности с выбором.

Завершается продажа товаров расчетом с покупателями и отдачей им покупок. Эти операции выполняются на рабочем месте продавца.

Магазин «Лимпопо» проводит большую работу по оформлению магазина, по рекламированию самого магазина и новой продукции.

Как недостаток, необходимо отметить, что рекламные мероприятия проводятся эпизодически, без предварительно разработанного экономически обоснованного плана.

Таким образом, для рассматриваемого магазина узкая товарная номенклатура позволяет достаточно оперативно и точно ориентироваться в производимых закупках и в любой момент получать достоверную информацию об остатках товаров на складе. Товар приобретается сравнительно небольшими партиями с учетом предполагаемых объема и структуры заявок от покупателей. Обслуживание в магазине находится на хорошем уровне, но явный недостаток заметен в мероприятиях по продвижению и рекламе своей деятельности.


2.3. Оценка эффективности коммерческой деятельности предприятия

Анализ товарного ассортимента магазина «Лимпопо» за 2016-2017 года по товарным группам представлен в таблице 5.

Таблица 5

Анализ товаров магазина «Лимпопо» за 2016-2017 года по товарным группам

Товарная группа

2016 год

2017 год

Отклонение 2017г. к 2016г.

Сумма, тыс. руб.

Уд. вес, %

Сумма, тыс. руб.

Уд. вес, %

Сумма, тыс. руб.

Уд. вес, %

Товары для девочек

1003,65

45,05

988,39

43,63

-15,26

-1,42

Товары для мальчиков

682,61

30,64

712,24

31,44

29,63

0,8

Обувь

330,39

14,83

331,43

14,63

1,04

-0,2

Игрушки

211,20

9,48

233,33

10,30

22,13

0,82

Итого

2227,85

100

2265,39

100

37,54

0

Для наглядности изобразим представленные в таблице данные на диаграмме рисунка 6.

Рис. 6. Анализ товаров магазина «Лимпопо» за 2016-2017 года по товарным группам

Анализ структуры товаров предприятия показывает, что наибольший удельный вес в общей их сумме приходится на группу товаров для девочек (43,02% в 2016 г., 45,05% в 2017 г.), а наименьший - на игрушки –10,30% в 2016 г., 9,48% в 2017 г. соответственно. Это в полной мере соответствует структуре оборота.

Также согласно представленным данным можно увидеть уменьшение товарных запасов на товары для девочек на 15,26 тыс. руб. и на 1,42% в удельном весе. Этот спад является незначительным. Возможно предприятие направляет свое внимание на другие группы товаров, для того чтобы добиться равномерного спроса покупателей.

Эффективность управления товарными запасами определяется, прежде всего, показателями валового дохода по товарным группам, значение которых представлены в таблице 6.

Таблица 6

Анализ валового дохода по товарным группам магазина «Лимпопо»


Товарная группа

2016 год

2017 год

Отклонение 2017 г. к 2016 г.

Сумма, тысяч рублей

Уд. вес, %

Сумма, тысяч рублей

Уд. вес, %

Сумма, тысяч рублей

Уд. вес, %

Товары для девочек

1875,86

45,62

2061,38

44,36

185,52

-1,26

Товары для мальчиков

965,48

23,48

1110,15

23,89

144,67

0,41

Обувь

803,06

19,53

992,59

21,36

189,53

1,83

Игрушки

467,53

11,37

482,82

10,39

15,29

-0,98

Итого

4111,93

4646,94

535,01

Для наглядности изобразим представленные в таблице данные на диаграмме рисунка 8.

Рис. 8. Анализ валового дохода по товарным группам, тыс. руб.

По результатам расчетов можно сказать о том, что наибольший удельный вес приходится на группу товаров для девочек за счет большего оборота, как это было выявлено ранее. Наибольший прирост валового дохода отмечается в группе игрушки и составляет 1,83 %.

Данные, представленные в следующей таблице, позволяют определить влияние структуры оборота на валовой доход (см. табл. 7).

Таблица 7

Расчет влияния изменения структуры оборота на валовый доход предприятия

Товарная группа

Удельный вес в товарообороте, %

Процентные числа

Влияние состава товарооборота на средний уровень валового дохода

2016 год

2017 год

отклонение

Товары для девочек

45,9

44,49

-1,41

-38,07

-

Товары для мальчиков

22,95

23,78

0,83

20,335

-

Обувь

19,75

21,36

1,61

37,352

-

Игрушки

11,40

10,37

-1,03

-19,467

-

Итого

100

100

0

1,13

113,01