Файл: Жизненный цикл и управление организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Исследования в формировании организации более важны в данное время. На Западе теории формирования организаций придают особенное значение, в российской экономике это новинка, однако российские экономисты уже проводят исследования по этапам развития предприятий и переносят модели западных коллег на российскую действительность.

В теории менеджмента создаётся направление, в рамках которого исследователи рассматривают организацию как развивающийся во времени объект, имеющий жизненный цикл. Подразумевается, что проектирование, развитие и поведение организаций может быть описано с поддержкой моделей, которые основываются на одной из процессных теорий - теории жизненных циклов. В основании теории жизненных циклов организации лежит аналогия с биологическими объектами.

Организации зарождаются, создаются, достигают успехов, слабеют, и, в конце концов, прекращают свое существование. Некоторые из них существуют бесконечно долго, ни одна не живет без изменений. Новые организации создаются каждый день. В то же время ежедневно сотни организаций ликвидируются навсегда.

В данное время организационному развитию уделяется немалое внимание. Как правило, под ним понимаются отдельные целенаправленные изменения, включаемые управленцами с целью повысить результативность работы организации. При этом одни организации развиваются динамичнее и успешнее других, другие - словно стоят на месте, третьи - переживают не проходящий кризис.

Каждый день формируется множество новых фирм. Далеко не все из них способны успешно развиваться, добиваться успехов и достигать поставленных целей. Весьма немногие организации способны существовать бесконечно долго, и ни одна не живет без изменений. Все же для эффективного управления организацией недостаточно уметь прогнозировать события. Руководству необходимо знать, на какой стадии своего развития находится компания, чтобы устремить усилия на задачи, которые на данном этапе необходимо решить в первую очередь.

В настоящее время в управленческой мысли широко распространен процессный подход к управлению, который подвергает анализу управление как процесс, состоящий из ряда обусловленных последовательных шагов - функций управления.

Как правило, специалисты, несмотря на продолжающиеся дискуссии, сходятся в том, что полный жизненный цикл организации обязательно включает такие стадии, как формирование организации, ее интенсивный рост или “размножение”, стабилизацию и кризис.


Большая часть людей планируют свою деятельность на день (месяц, год и т.д.), далее организуют ресурсы, что требуются для выполнения их плана. По мере перемещения вперед мы сравниваем то, что сделали, с целями и задачами, что поставили ранее. Такая обыденная работа затрагивает целый ряд управленческих функций. То есть, управление необходимо рассматривать как циклический процесс, состоящий из точных видов управленческих работ, именуемых функциями управления.

Функция менеджмента как возможная область формирования управляющего воздействием предполагает осуществление непрерывных взаимосвязанных между собой действий по выработке средств и методов воздействия и их реализации применительно к решению конкретной проблемы.

Цель этой работы: выявить закономерности в развитии организаций.

Задачи данной работы:

- дать определения и характеристику жизненным циклам и стадиям развития организаций;

- рассмотреть этапы жизненного цикла организаций;

- рассмотреть функции и методы управления организацией

Глава 1. Жизненный цикл организации

Понятие жизненный цикл организации

Учитывая зависимость каждой организации от многих внешних и внутренних факторов, можно предполагать, что компании развиваются персонально, по - особому, отличному от других, пути.

Тем не менее, еще в 60-х годах 20 века было предложено провести аналогию между развитием организации и человека. Позже был сделан следующий вывод: все компании эволюционируют по определенной закономерности, согласно своим внутренним законам, так или же иначе, проходят несколько стадий в собственном развитии. Под стадиями следует понимать, периоды жизни организации в рамках однотипных ценностных установок, фиксирующие особенности управленческих задач, находящихся в центре внимания руководства.

Обнаруженная закономерность нашла свое отражение в теории жизненного цикла организации. Периоды, в которые организация принципиально изменяет ценности и ориентации, называют циклами или же фазами развития организации. Жизненный цикл организации - это совокупность стадий развития, через которые проходит организация за период своего функционирования. См. рисунок 1


Рис.1

Жизненный цикл организации

В соответствии с концепцией процессуальности и стадийности развития организации ни одно предприятие не может слишком долго оставаться в одном и том же состоянии, а всегда проходит несколько этапов своего развития, каждый из которых сменяется следующим, но зачастую непросто, а с переживанием трудностей, противоречий.

Таким образом, жизненный цикл организации отражает ее эволюцию от замысла до исчезновения организации как отдельной сущности. При этом время прохождения этапов цикла у разных организаций существенно отличается. На средний срок жизни организации воздействует большое количество факторов. Это, прежде всего и размер фирмы, отрасль приложения, тип товара, степень комбинирования, диверсификации, горизонтальной и вертикальной интегрированности, технический уровень и многое др.

Жизненный цикл имеет следующий вид:

- зарождение и становление, рост, когда фирма активно наполняет избранный ею сегмент рынка;

- зрелость, когда фирма пробует сберечь имеющуюся долю рынка под собственным контролем;

- старость, когда фирма быстро теряет свою долю рынка и вытесняется конкурентами.

В последующем организация или же ликвидируется, или же вливается в крупную, или же разбивается на более мелкие организации, которые в зависимости от ситуации могут оказаться на стадии роста или же зрелости. Сколько организаций, столько и различных типов жизненного цикла.

Еще в 1965 году Дж. Гарднер писал: «Как люди и растения, организации также имеют свой жизненный цикл. Они проходят время зеленой и гибкой юности, расцвета и сучковатой старости... Организации могут преодолеть время от юности до старости за два или три десятилетия, а могут жить веками».

Можно утверждать, что психологический возраст организации часто отличается от физического, в чем и проявляется индивидуальность развития организаций.

Модель жизненного цикла была сформирована для прогнозирования изменений, ожидаемых в организации, находящейся в той или другой стадии развития. Получив информацию о нахождении организации на определенном этапе, руководитель может с большей долей уверенности оценить правильность принятого в фирме стиля руководства.

Модель жизненных циклов считается одним из известных инструментов, применяемых для описания процесса развития каждой экономической системы. На основе модели жизненных циклов вполне возможно изучить отдельные факторы, действующие на организационную эффективность. Разнообразность видов жизненных циклов дает возможность рассматривать изменения, происходящие на разных уровнях управления промышленным предприятием.


Концепции жизненного цикла уделяется значительное внимание в литературе по изучению рынков. Жизненный цикл применяется для объяснения того, как продукт проходит через этапы рождения или формирования, роста, зрелости и упадка. Организации имеют исключительные характеристики, которые требуют определенной модификации понятия жизненного цикла.

1.2 Этапы и стадии жизненного цикла организации

Все организации по аналогии с живой природой: рождаются, растут, стареют и умирают. Согласно официальной статистике из 10 новых компаний в США половина скрываются, не прожив и 5 лет, 4 доживают до десятилетия и только 3 - до 15 лет. На протяжении периода жизни организации сталкиваются с массой проблем и трудностей, что вполне возможно в целом разделить на внешние (макроэкономические и отраслевые дисбалансы, кризис экономики, конкуренция, законодательство и т.д.) и внутренние (недостаточность денежных средств, уровень квалификации персонала, освоение новых товаров и технологий и т.д.).

Развитие организации в общем случае обусловливается ее способностью решать текущие и перспективные проблемы, а также оставаться жизнеспособной организацией.

Любая организация по - собственному уникальна и имеет специфические особенности, связанные со сферой деятельности. Впрочем, всецело можно выделить общие тенденции развития организаций на любой из стадий жизненного цикла и проанализировать более характерные для них проблемы.

Современная и относительно молодая теория жизненного цикла организации рассматривается в рамках менеджмента и подразумевает прохождение организацией нескольких этапов развития по аналогии с товаром: зарождение, становление, развитие (рост), зрелость, старость (смерть). Однако, последний этап не совсем применим ко всем организациям, поскольку не каждое предприятие либо субъект хозяйственной деятельности обязательно должно умереть в полном смысле этого слова, так как они могут быть преобразованы в другие организации, реструктуризированы, объединены в более большие организации и т.д.

Жизненный цикл организации имеет следующие стадии:

-”Зарождение”, когда организация только образуется: идет поиск творческого потенциала сотрудников, юридическое оформление, уточнение специализации и т.д. Этот этап в значительной степени находится в зависимости от авторитета и квалификации личности руководителя. Взаимоотношения в коллективе достаточно неформальные с преобладанием здорового энтузиазма, рассчитанного на будущие успехи. Совместная деятельность молодого коллектива возникает с «ярмарки знаний», когда в процессе продвижения организации к успеху каждый сотрудник стремится показать уровень собственных знаний и творческого мышления.


-”Становление”, на протяжении которого организация приобретает настоящие очертания самостоятельного субъекта хозяйственной деятельности и имеет конкретный набор предлагаемых товаров и услуг. В этот период цели развития определены не совсем четко, творческий процесс проходит достаточно свободно. Поведение организации в такой период зачастую сопоставляют с серой мышкой, которая подбирает зернышки, а также упускают из виду более большие рыночные структуры.

На предоставленном этапе принимается главный вопрос выбора стратегии конкурентной борьбы, которая находится в зависимости от размеров бизнеса:

* силовая стратегия, действующая в сфере крупного бизнеса или же производства товаров и услуг;

* стратегия приспособления в сфере среднего бизнеса;

* стратегия заполнения «ниш» для мелкого бизнеса и малых предприятий с узкой специализацией.

-"Развитие (рост)”, когда организация показывает ярко выраженное развитие:

- по объему производства товаров (услуг);

- росту активов, численности персонала;

- активно участвует в конкурентной борьбе в своем сегменте рынка;

- укрепляет, интегрирует хозяйственные связи и др.

Важнейшей задачей этапа считается обеспечение экономического роста и выпуска конкурентоспособной продукции (услуг). Данный период нередко в научной литературе называют этапом коллегиальности и формирования базиса организационной культуры.

Успех деятельности на этом этапе зависит:

* правильности и осознанности стратегических идей членами организации;

* творческого уровня сотрудников, способных обогатить и развить первоначальные идеи;

* готовности коллектива к решению и реализации стратегических задач;

* эффективности построения коллективной работы.

-”Зрелость” характеризуется периодом стабилизации экономического роста и структуры, а также сохранением сравнительно стойкого положения во внешней среде. К этому периоду организация уже имеет определенный накопленный опыт работы, существенно достигает намеченных целей, в том числе и положения на рынке. По мере диверсификации товаров и услуг, она умеренно осваивает инновации и пытается сохранить свою долю на рынке.

-”Старость” - это период нарастания финансово-экономических кризисных явлений, резкого сокращения деятельности, т.е. объемов продаж и прибыли, потери части рынка, активного вытеснения организации конкурентами.

Этому периоду свойственно следующее:

* ликвидация (самоликвидация);