Файл: Эффективность менеджмента организации. Контроль, как главная функция управления.pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 62
Скачиваний: 0
2) осуществляйте визиты руководства центрального офиса корпорации в зарубежные филиалы и дочерние компании;
3) назначайте на работу в зарубежные филиалы менеджеров из центральной штаб-квартиры;
4) требуйте предоставления реальных отчетов из зарубежных отделений в штаб-квартиру фирмы с детальным описанием результатов деятельности по отдельным направлениям работ;
5) осуществляйте различные виды бюджетно-финансового контроля.
Многонациональные фирмы должны, также, как и внутристрановые фирмы, применять и финансовые, и нефинансовые меры контроля. К нефинансовым характеристикам, подлежащим контролю, относится доля продукции фирмы на рынке, производительность труда, образ фирмы в стране и в обществе, моральный уровень сотрудников, взаимоотношения с профсоюзами и отношения с правительством принимающей страны.
• Информационно-управляющие системы в планировании и контроле
Среди функций управления наиболее явно взаимосвязаны между собой функции планирования и контроля. Как было отмечено ранее, многие действия по планированию проводятся так, чтобы было легче осуществлять контроль за работой организации в будущем. И для планирования, и для контроля необходима своевременная, конкретная, точная информация, эффективная по отношению к затратам на ее получение.
Заключение
На основании вышесказанного, можно сделать вывод, что контроль - это процесс обнаружения несоответствия фактически достигнутых результатов с планами организации и коррекция выявленного данного несоответствия. Цель, поставленная в данной работе, была достигнута. Выявлено, что контроль, как функция в управлении организации играет существенную роль, без которой по сути эффективность работы всей организации ставиться под сомнение. Изучив методы и виды контроля, исследовав контроль, как процесс, были выявлены характеристики его эффективности.
Существуют различные виды контроля. Его разделяют на четыре группы:
1) по времени осуществления: предварительный, текущий и заключительный:
2) по степени охвата: общий и выборочный;
3) по срокам проведения: систематический, периодический и разовый;
4) по форме осуществления: финансовый, административный и технический.
Для эффективной работы организации необходим постоянный контроль, который будет состоять из предварительного, текущего и заключительного. Также необходим, как и общий контроль за процессом работы организации, так и выборочно. Контроль, самоконтроль есть неотъемлемая часть процесса работы в организации всем коллективом. В отсутствии контроля эффективности процесса работы не будет, поставленные цели и планы не осуществляться, или результаты работы будут искажены.
Как бы не была «тяжела» работа менеджера ему в процессе своей работы необходимо всегда учитывать различные виды контроля, для проведения более эффективного анализа работы организации, проведения коррекции или удаления нежелательного результата повлекшего к «торможению» процесса работы коллектива и тем самым отсутствию результата работы, т.е. намеченных планов. В различных организациях применяются разные виды контроля, но в целом как функция контроль необходим для эффективной работы любой организации. Даже если в организации нет менеджера, отвечающего за данную функцию на всех этапах работы организации, контроль все равно необходим и весь процесс контроля ложиться на руководство организации.
Итак, контроль - это процесс, который основан на проведении наблюдений и измерений, сравнении со стандартными показателями эффективности работы всей организации и коррекции несоответствий в деятельности организации.
Изначально условием для осуществления процесса контроля является определение целей контроля или использование плановых показателей. Для того, чтобы определить, насколько эффективно выполняется работа коллектива в реальности, т.е. в соответствии с планом, руководитель организации должен владеть полной информацией о рабочем процессе организации (ресурсы, психологическое настроение коллектива, …). Поэтому на втором этапе процесса контроля обязательно проведение наблюдений и измерение фактических показателей эффективности труда в целом всего коллектива. На следующем этапе руководитель должен определить, насколько достигнутые результаты работы коллектива организации в целом соответствуют его ожиданиям и утвержденным планам. Но соответственно он должен понимать, насколько допустимы или относительно безопасны обнаруженные отклонения от стандартов (сроки выполнения намеченных планов, эффективность рабочего процесса, мотивация участников рабочего процесса). Четвертый и последний этап самого процесса контроля заключается в корректировки либо всей деятельности организации, либо деятельности работы отдельных отделов организации по результатам контроля, т.е. в регулировании.
Для оптимального решения поставленных задач перед организацией контроль должен соответствовать определенным требованиям, а именно, быть: действенным, гибким, систематическим, комплексным, экономичным, гласным, своевременным и понятным. Соответствие контроля этим характеристикам делает его действенным и эффективным. Контроль может быть систематическим либо периодичным, но как показывает практика в работе организации наиболее эффективный систематическое проведение контроля. Отсутствие контроля, как полноценной функции, порождает хаос.
При оценке роли и места функции контроля в управлении, следует помнить, что контроль занимает в управленческом цикле работы организации последнее место лишь логически, но отнюдь не по значению.
Для более эффективного процесса работы над поставленными целями любой организации используются социально - психологические, экономические (покрытие расходов, премии и т.д.) и административные (замечания, выговор, административная и уголовная ответственность) методы управления. Самыми эффективными методами управления могут казаться экономические, но в совокупности с психологическими управление будет более эффективно.
Основными причинами необходимости контроля в организации являются:
1. Неопределенность, сложность и динамичность среды;
2. Предупреждение возникновения кризисных ситуаций, до того, как они нанесут организации ощутимый вред;
3. Поддержание успеха путем сопоставления планов и фактических результатов работы организации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Ананькина Е.А., Данилочкин С.В, Данилочкина Н.Г. Контроль как инструмент управления предприятием [Текст]: учебник / Ананькина Е.А., Данилочкин С.В., Данилочкина Н. Г., - М., Аудит, ЮНИТИ, 1998г.
2. Герчикова, И.Н. Менеджмент Текст: учебник / И.Н. Герчикова. - М., 2006г.
3. Иванов, А.П. Менеджмент Текст: учебное пособие для студентов / А.П. Иванов. - СПб. Изд-во Михайлова В.А.: 2008г.
4. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента Текст: учебное пособие / Н.И. Кабушкин. -М.: Экономпресс, 2007г.
5. Казначевская, Г.Б. Менеджмент Текст: учебное пособие / Г.Б.Казначевская. - М.: Зерцало, 2007г.
6. Кричевский, Р.Л. Если вы - руководитель Текст: настольная книга для руководителя / Р.Л. Кричевский. - М.: Дело, 2009г.
7. Кунц, Г. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций Текст: учебное пособие / Г. Кунц, С. Одонел. - М. 2007г.
8. Липсиц, И.В. Секреты умелого руководителя Текст: настольная книга руководителя. - М.: Экономика, 2007г.
9. Соловьев, Э.Я. Роль функций менеджмента Текст: учебное пособие / Э.Я. Соловьев. - М.: ОСЬ - 89, 2008г.
10. Файоль, А. Управление - это наука и искусство Текст: учебное пособие / А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. М.: Республика, 2008г.