Файл: Учетная политика для целей налогообложения цель, задачи, формирование, применение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Организация может определять ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей исчислению (п. 2 ст. 286 НК РФ). В этом случае отчетными периодами признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.

Вторым вариантом является выбор в качестве отчетных периодов по налогу I квартала, полугодия и девяти месяцев календарного года (п. 2 ст. 285 НК РФ).

Независимо от положений учетной политики изменение системы уплаты авансовых платежей требует уведомления налоговой инспекции не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором предполагается применять новый порядок (п. 2 ст. 286 НК РФ).

Целый блок учетной политики может быть связан с определением налоговой базы по операциям с ценными бумагами. Причем у некоторых категорий, к числу которых относятся профессиональные участники рынка ценных бумаг, есть дополнительная специфика.

Будет действовать режим налогообложения операций с ценными бумагами (ст. 280 НК РФ) или операций поставки (ст. 301 НК РФ), если в учетной политике не установлены:

- критерии отнесения операций к операциям с ценными бумагами либо к операциям с производными финансовыми инструментами (далее - ПФИ);

- критерии отнесения сделок, предусматривающих поставку предмета сделки (за исключением операций хеджирования), к категории операций с ПФИ.

При заключении сделок с ценными бумагами вне организованного рынка ценных бумаг, в том числе сделок, заключаемых посредством электронных торговых систем, выбор в учетной политике применимого законодательства для целей отнесения ценных бумаг к обращающимся может быть осуществлен на основе места нахождения организации (п. 1 ст. 280 НК РФ). В этом случае подлежит применению законодательство РФ.

С 2015 года организация может не применять правила определения цены ценной бумаги для целей налогообложения (ст. 280 НК РФ). Вместо этих методов при определении финансового результата по контролируемым сделкам с обращающимися ценными бумагами может быть использована расчетная цена сделки, определяемая с применением методов трансфертного ценообразования из главы 14.3 Налогового кодекса. Для применения расчетной цены должно соблюдаться хотя бы одно из следующих условий (п. 19 ст. 280 НК РФ):

- покупатель ценных бумаг (совместно с аффилированными лицами) становится владельцем более 5 процентов соответствующего выпуска ценных бумаг;

- количество ценных бумаг превышает 1 процент от соответствующего выпуска ценных бумаг;


-цена ценных бумаг установлена по решению органов государственной власти или органов местного самоуправления;

покупатель (продавец) ценных бумаг является их эмитентом, в том числе по оферте. [10, с. 37].

Отсутствие в учетной политике названных положений о расчетной цене сделки повлечет применение правил определения цены ценной бумаги, не учитывающих рассмотренные выше особенности.

С 1 января 2016 года нормы Налогового кодекса об определении цены ценных бумаг и признании цены необращающегося финансового инструмента срочных сделок (ПФИ) рыночной применяются только в отношении контролируемых сделок (п. 29 ст. 280, п. 4 ст. 305 НК РФ).

Организации-профучастники вправе закрепить уменьшение налоговой базы по прибыли, облагаемой по ставке 20 процентов (п. 1 ст. 284 НК РФ), в отношении которой не предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка, на сумму убытка, полученного по операциям с ПФИ, не обращающимися на организованном рынке (ст. 304 НК РФ).

Также организация-профучастник может формировать резерв под обесценение ценных бумаг.

Необходимо ли закреплять в учетной политике метод оценки стоимости ценных бумаг при их последующей реализации?

Как и в прочих случаях реализации ранее приобретенного имущества, в учетной политике должен быть определен метод списания на расходы стоимости выбывших ценных бумаг, в том числе учет выбывающих (возвращающихся) ценных бумаг по операции РЕПО (п. 23 ст. 280 НК РФ):

- по стоимости первых по времени приобретений - ФИФО (в первую очередь закрывают позиции, которые были открыты ранее);

- или по стоимости единицы.

Кстати, по операциям РЕПО также должны быть установлены некоторые иные показатели, включая порядок закрытия короткой позиции в течение одного дня (п. 9 ст. 282 НК РФ):

- с учетом последовательности сделок по приобретению и реализации (выбытию) ценных бумаг;

- или по итогам этого дня в случае превышения количества приобретенных ценных бумаг над количеством реализованных ценных бумаг.

Отметим, что применение в учетной политике некоторых опций требует дополнительного подзаконного регулирования. Так, должны быть изданы требования Центрального банка РФ и (или) Минфина России к формированию портфеля ценных бумаг в зависимости от срока и целей их приобретения для возможности применения выбранного метода списания на расходы стоимости выбывших ценных бумаг в отношении каждого портфеля ценных бумаг.

Для действующих организаций формально крайним сроком является 31 декабря года, предшествующего календарному году начала применения учетной политики (ст. 313 НК РФ). На практике приказ об утверждении нередко оформляется позднее, но обязательно датируется указанной датой.


Обязанности по ежегодному утверждению учетной политики нет. Однако переутверждать или вносить в нее изменения приходится достаточно часто в силу постоянных нововведений в законодательстве.

Глава 3. Новые аспекты в формировании учетной политики на 2018 год

Принципы государственного регулирования учета в РФ

Несмотря на широко заявляемое сближение с международными стандартами, бухгалтерия российских предприятий по-прежнему жестко регулируется на государственном уровне в подавляющем большинстве основных аспектов.

Причиной этого, возможно, следует считать особые взгляды российских законодателей на учет. Данные учета в первую очередь рассматриваются как данные для исчисления, удержания и контроля налогов. В то время как распространенные в мире системы стандартов и правил (например, IFRS или GAAP) в первую очередь ориентированы на формирование и представление данных, годных для принятия решений в отношении фирмы заинтересованными лицами. Налоговые расчеты, как правило, остаются именно расчетами, без обособления в отдельный (почти ведущий) раздел учета. [23].

Поэтому ничего нет удивительного в том, что каждая попытка еще больше детализировать регулятивные налоговые законы ведет к тому, что это так или иначе отражается и на бухгалтерском учете предприятия и, как следствие, на применяемых учетных политиках.

Изменения последних лет, влияющие на учетную политику 2018 года

Из изменений последних лет, предшествующих 2017 году, наиболее существенными стали:

- увеличение до 100 000 руб. стоимости приобретаемого имущества для целей его признания в налоговом учете основным средством (ОС);

- увеличение до 15 млн руб. суммы среднеквартального дохода, дающего право на уплату квартальных авансов по прибыли;

- введение возможности применять вычет по НДС в таком же, как и для реализации на территории РФ, порядке для экспортеров несырьевых товаров и расширение круга лиц, имеющих право на применение заявительного порядка возмещения;

- принятие закона об онлайн-кассах, меняющего состав лиц, обязанных применять ККТ и освобождаемых от этой обязанности;

- уточнение критериев СМП, которые не вправе пользоваться упрощенными методами ведения учета (в первую очередь это те СМП, отчетность которых подлежит обязательному аудиту), и появление в ПБУ 2/2008, 8/2010, 11/2008, 12/2010, 16/02, 18/02 отдельно оговоренных разрешений не применять их положения тем, кто ведет бухучет упрощенными методами;


- введение обязанности по начислению налога на имущество от кадастровой стоимости для лиц, ранее освобождавшихся от таких платежей. [23].

Вступившие в силу с 2017 года изменения, которые имеют значение для учетной политики, таковы:

- появились варианты определения размера резерва по сомнительным долгам;

ограничена величиной 50% доля прибыли, которую можно использовать для списания убытков прошлых лет, но снято 10-летнее ограничение срока на списание;

- изменено соотношение распределения налога на прибыль между бюджетами (3 и 17% вместо 2 и 18%);

- обновлены ОКОФ и классификатор ОС;

- увеличены лимиты, значимые для применения УСН (до 112,5 млн руб. — 9-месячный доход, до 150 млн руб. — общий годовой доход, до 150 млн руб. — предел стоимости ОС);

- регионам предоставлено право принятия решения о применении освобождения от налога на имущество движимых объектов, приобретенных после 2012 года;

- страховые взносы на ОПС, ОМС, ОСС (по нетрудоспособности и материнству) начали подчиняться положениям НК РФ, пределы баз по ним традиционно выросли, появилось ограничение для сумм суточных, не облагаемых взносами;

- определена последовательность предпочтений при выборе образца в случае самостоятельной разработки способов ведения бухучета: стандарты МСФО – аналоги в стандартах РСБУ – рекомендации в области РСБУ;

- шире стал перечень энергоэффективных объектов, допускающих применение ускоренной амортизации. [24].

Что меняется в 2018 году

Изменения, вступающие в силу с 2018 года, оказались менее значимыми, чем предшествовавшие этому году.

В части бухучета изменений не произошло. А в сфере налогового законодательства новшества есть, но принять их во внимание необходимо только тем налогоплательщикам, деятельности которых коснулись обновленные положения НК РФ. Среди обновлений:

- корректировки в перечне доходов, не учитываемых при определении налоговой базы (есть дополнения, исключения и уточнения);

- на период 2018–2022 годов расширен (за счет объектов водоснабжения и водоотведения) список объектов, для которых может применяться ускоренная амортизация;

- дополнения в правилах учета расходов на НИОКР (некоторые из них ограничены определенным периодом действия). [23].

Анализ тенденций, или Чего ждать дальше?

Помимо представленных выше изменений, Минфин разрабатывает новый план счетов и формат официальной отчетности, которая будет подаваться в налоговую. Срок завершения этой работы пока не определен. Однако основное направление разработок уже известно — корреляция номеров счетов и нумерации строк отчетов. Например, строка 01 для счета 01 и так далее. При этом планируется добавить необходимые счета и строки для детализации учета — к примеру, для отдельного учета инвестиционного имущества.


Если посмотреть в комплексе на такие изменения, как:

- введение системы электронной передачи данных по наличным расчетам в ФНС через онлайн-кассы;

- передача ФНС всего комплекса зарплатных налогов и сборов;

- приведение в определенный формат плана счетов и строк отчетов;

- исключение из налоговых расчетов многих спорных моментов;

- упрощение бухучета для достаточно обширной группы плательщиков,

то можно проследить определенный вектор. А именно: приоритетный с точки зрения госрегулирования налоговый учет вводится под полный контроль налоговых органов. Более того, скорее всего, будет сделана попытка выведения налоговых расчетов из компетенции самого предприятия. [23].

Все вычисления попробуют производить силами ФНС на основе поступающих сведений и отчетов самих плательщиков для контрольной сверки. Недаром в СКБ «Контур», который собирается стать оператором фискальных данных, разработку соответствующего ПО ведет отдел, занимающийся, кроме этого, системой ЕГАИС. В ЕГАИС видна вся цепочка движения товаров от продавцов до конечной реализации потребителям. Теперь того же стараются добиться по всем остальным (неалкогольным) товарам.

Исходя из этого, возможно, что в дальнейшем следует ожидать:

- Дальнейшего обособления налогового учета от бухгалтерского с переходом многих функций по налоговым расчетам и контролю в ФНС.

- Дальнейшего упрощения способов и методов учета для тех предприятий, чья отчетность не подлежит аудиту. Для этого будет сразу несколько резонов:

- Единообразие учетных политик поможет ФНС упростить обработку поступающих данных по деятельности этих фирм.

- Унифицикация порядка учета доходов и расходов позволит лучше контролировать, а также автоматизировать расчет налогов к уплате на основе этого порядка. [23].

Возможно, что будут внесены дополнительные изменения в законы, исключающие варианты выбора метода учета по инициативе предприятия, — наподобие закрытого перечня принимаемых в уменьшение налога расходов по УСН.

Полноформатный бухгалтерский учет получит свою «нишу» — подготовку отчетов для заинтересованных лиц: инвесторов, акционеров, кредиторов. На этом фоне, должно быть, станет действительно возможным полное принятие какой-либо системы международных стандартов. Если же и дальше будут отдельно «совершенствовать» РСБУ, то такое выделение бухучета и финансовой отчетности в отдельную категорию вообще может утратить смысл. Крупные игроки в экономике и финансах все равно захотят видеть отчеты в международных стандартах (и аудированные по международным же стандартам), а мелкие акционеры и инвесторы на внутреннем рынке не имеют достаточного практического опыта и соответствующих традиций, чтобы вникать в нюансы отчетности в РСБУ. То есть у финансовой отчетности по РСБУ не будет пользователей (может быть, кроме проверяющих инспекторов ФНС, если сохранятся штрафы за некорректное ведение бухучета).