Файл: Учетная политика для целей налогообложения цель, задачи, формирование, применение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Формирование учетной политики организации возлагается на главного бухгалтера или же на должностное лицо, уполномоченное на ведение в учреждении бухучета. Разработанная и согласованная УП утверждается приказом (распоряжением) руководителя предприятия. Формальный вид приказа или распоряжения учреждение регламентирует самостоятельно.

Ключевой нормативно-правовой акт, регламентирующий разработку УП для предприятий, — это положение по бухгалтерскому учету ПБУ 1/2008.

УП так же, как и приказ о ее утверждении, — это внутриорганизационные документы, разграничивающие нормы ответственности руководителя и главного бухгалтера за процесс разработки комплекса мер по ведению бухучета.

Сформировать учетную политику в организации необходимо для целей разработки положений налогового и бухучета, а также для согласования следующих ее приложений:

- рабочий план счетов бухучета;

- формы первичных документов;

- правила и порядок инвентаризации;

- методология оценки активов и др.

Учетная политика организации формируется, в соответствии с п. 9 ПБУ 1/2008, не позднее 90 дней с момента регистрации нового предприятия.

Способы, методы и положения бухгалтерского учета, прописанные в УП учреждения, вступают в силу с 1 января периода (года), следующего за годом ее утверждения. [13, с. 44].

Внесенные в действующую УП изменения утверждаются в текущем году, однако в силу вступают с периода, следующего за годом утверждения, внесение дополнений производится непосредственно в дату необходимости внесения таких дополнений.

Все решения о дополнениях и изменениях положений УП производятся с целью приведения этого основополагающего документа в соответствие с действующим законодательством.

В связи с тем, что регламент УП утверждается приказом, подписываемым руководителем, последний несет ту же меру ответственности за разработку способов ведения бухгалтерского и налогового учета, что и главный бухгалтер. [18, с. 78].

Учетная политика (УП) применяется на предприятии последовательно из года в год. Но возникают ситуации, когда необходимо вносить изменения. Рассмотрим причины, по которым может понадобится обновить такой документ, а также порядок их оформления.

Под таким изменением подразумевается корректировка уже имеющихся методов учета. Причиной этого может быть:

Разработка и внедрение новых способов ведения учета. Эти нововведения оправданы в том случае, если повышают достоверность и качество информации, либо уменьшают трудоемкость процесса. Например, компания переходит на электронный документооборот с поставщиками и покупателями.


Нововведения в законодательстве. Например, компания применяет метод учета, который отменяется на законодательном уровне. В этой ситуации, также необходимо внести поправки.

Смена условий деятельности. Изменение учетной политики организации может быть следствием реорганизации предприятия, смены собственника или смены вида деятельности. Допустим, организация меняет сферу деятельности с торговли на строительство, что необходимо отразить в документе.

Если изменяются методы учета по инициативе бюджетной организации, нововведения вступают в силу с начала следующего года (ч. 7 ст. 8 Закона №402-ФЗ от 06.12.2011).

Если вносятся поправки в закон, то корректировки вступают в силу тогда, когда вступает в действие новый правовой акт.

В бухгалтерской отчетности раскройте и поясните все новые положения УП, если эти поправки существенно повлияли на финансовый результат организации (п. 16 ПБУ 1/2008).

В пояснениях требуется указать:

- почему поменялась содержание документа в отчетном году. Например, смена способа списания ТМЦ (так как это привело к увеличению достоверности информации), номер закона, вступление силу которого повлекло поправки или смена деятельности компании;

какие именно корректировки внесены;

- как отражаются последствия сделанных корректировок в отчетности;

- суммы корректировок, связанных с нововведениями. Если компания не является субъектом малого предпринимательства, то необходимо также сделать ретроспективный расчет. [12, с. 38].

Изменение учетной политики должно вводится приказом руководителя организации. В документе указываются причины и пункты, которые меняются.

Случается, что в течение года компании возникают новые операции, методы учета которых не отражены в учетной политике. Например организация, которая выполняла услуги, начала продавать покупные товары, и новый порядок учета товаров необходимо отразить в документе. В этом случает его дополняют (п. 10 ПБУ 1/2008).

Такие дополнения вводятся аналогично любым другим изменениям. Вносить их можно в любое время, в том числе и в середине года.

Глава 2. Особенности учетной политики для целей налогообложения


2.1. Задачи учетной политики для целей налогообложения

Для расчета своих налоговых обязательств налогоплательщику, как правило, недостаточно данных бухгалтерского учета. Для правильного определения налоговой базы и суммы налога к уплате ведется налоговый учет. При этом мы отмечали в, что налоговый учет не ограничивается одним лишь налогом на прибыль. Учетная политика, содержащая правила ведения налогового учета, необходима всегда, когда действующим налоговым законодательством предусмотрена вариативность тех или иных методов учета или отдельные вопросы вообще не урегулированы. Поэтому при составлении Учетной политики для налогового учета наряду с налогом на прибыль, речь может идти об НДС, налоге на имущество и т.д. [11, с. 71].

На практике учетная политика для целей налогообложения формируется обычно именно плательщиками налогов в рамках ОСНО, поскольку для них бухгалтерский и налоговый учет характеризуется наибольшим количеством различий, а сам налоговый учет, к примеру, прибыли и НДС, – множественностью подходов.

Как оформить учетную политику для целей налогообложения

Налоговая учетная политика оформляется либо как отдельный документ, либо как приложение к бухгалтерской учетной политике и утверждается руководителем организации.

Учитывая, что ведение учета без использования специализированных бухгалтерских программ в настоящее время редкость, особенности налоговой учетной политике должны быть указаны и в применяемой бухгалтерской программе (к примеру, 1С). Ведь если не указаны параметры учетной политики налогового учета (о чем на экране компьютера может появляться соответствующее предупреждение), рассчитать в автоматическом режиме свои налоговые обязательства и в целом вести верно налоговый учет в программе не получится. [4, с. 128].

Так, при формировании учетной политики организации в целях расчета налога на прибыль надо, в частности, предусмотреть:

- метод определения доходов и расходов (начисления или кассовый);

- метод начисления амортизации (линейный или нелинейный) и факт применения амортизационной премии;

- методы списания материалов и товаров, а также порядок определения покупной стоимости товаров;

- метод оценки НЗП;

- факт создания налоговых резервов. [13, с. 58].

В части, НДС, например, в учетной политике могут быть предусмотрены вопросы ведения учета при наличии облагаемых и необлагаемых НДС операций, нумерации счетов-фактур при наличии обособленных подразделений и т.д. [13, с. 69].


Для учетной политики для целей налогового учета образец можно найти на сайте, где, воспользовавшись Конструктором учетной политики, можно сформировать и распечатать Учетную политику с учетом особенностей деятельности.

Налоговый кодекс предусматривает обязательное наличие в организации учетной политики для целей налогообложения, причем в качестве самостоятельного документа. Учетная политика для целей бухгалтерского учета ее не заменяет.

Отсутствие порядка определения показателей для расчета налогов в большинстве случаев просто не позволит организации, применяющей общий режим налогообложения, уплатить налоги. Например, она не сможет учитывать расходы на приобретение основных средств, если не выберет метод амортизации.

Кроме того, статья 314 Налогового кодекса предписывает устанавливать в приложениях к учетной политике формы регистров налогового учета. За отсутствие регистров предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от 10 тысяч рублей (ст. 120 НК РФ).

В каких случаях учетную политику нужно представлять в налоговую инспекцию?

Только в случае, когда от инспекторов получено соответствующее требование в рамках налоговой проверки (ст. 93 НК РФ).

Обратим внимание, что представлению подлежат как единый документ: приказ об утверждении учетной политики, собственно учетная политика (как приложение к приказу) и все приложения к учетной политике. Непредставление перечисленных документов повлечет ответственность в виде штрафа в размере 200 рублей (ст. 126 НК РФ).

В качестве исходной информации важно знать, какой режим налогообложения будет применять организация в налоговом периоде: общий, специальный или их совмещение.

Далее необходимо учесть структуру организации, так как наличие или отсутствие обособленных подразделений влияет на порядок уплаты налогов, а также на порядок нумерации, составления и оформления счетов-фактур, корректировочных счетов-фактур, ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур и книги продаж (покупок).

Проанализируйте виды деятельности, которыми организация фактически занимается и планирует заниматься. В случае начала осуществления новых видов деятельности учетная политика может быть дополнена порядком определения для них показателей. При необходимости такие дополнения вносят в течение налогового периода (ст. 313 НК РФ).

Удостоверьтесь в наличии или отсутствии у организации специального статуса. Например, для профессиональных участников рынка ценных бумаг действуют свои особенности определения базы по налогу на прибыль. В частности, есть возможность включать в расходы суммы НДС, уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам) (п. 5 ст. 170 НК РФ).


Проверьте принадлежность организации объектов (земли, транспорта, имущества), по которым она признается плательщиком соответствующего налога.

В итоге организации на общем режиме налогообложения можно будет установить в учетной политике только способы (методы) определения показателей по налогу на прибыль и НДС. Для исчисления иных налогов (а с 2017 г. и страховых взносов) дополнительных положений, помимо законодательства о налогах и сборах, не потребуется. [22].

В этом случае структура учетной политики может выглядеть следующим образом: общие положения, НДС, налог на прибыль, формы регистров.

Насколько объемной должна быть описательная часть учетной политики?

Излишне воспроизводить, дублировать положения Налогового кодекса, которые не предусматривают альтернативного варианта поведения или не нужны для описания выбранного организацией способа (метода) учета показателей. [15, с. 138].

На мой взгляд, при составлении учетной политики не следует рассматривать ее как сборник цитат из законов, комментариев и судебной практики по вопросам налогообложения. Она не является методичкой о порядке исчисления и уплаты налогов.

Хотя на практике встречаются учетные политики, текст которых составляет более 100 страниц без приложений.

Следует ли включать в учетную политику положения о применении при исчислении налогов разъяснений уполномоченных органов (Минфина России, ФНС России)?

Данный вопрос лучше решать применительно к отдельно полученному I разъяснению, касающемуся конкретной ситуации. Иными словами, закреплять как общий принцип, что организация руководствуется разъяснениями уполномоченных органов, не следует.

Нужно ли оговаривать в учетной политике все возможные "развилки", предусмотренные Налоговым кодексом?

Нет, не нужно. В учетную политику следует включать только те положения, которые необходимы для исполнения обязанности по исчислению и уплате налогов в связи с конкретной деятельностью, осуществляемой организацией. Прописывать положения для видов деятельности, которые не применяются, или для имущества, которое отсутствует, - напрасный труд.

С другой стороны, учетная политика - это инструмент, позволяющий максимально использовать предоставляемые законодательством о налогах и сборах преференции в виде ускоренного списания расходов, переноса убытков и т.д. Поэтому в ней можно оговаривать применение всех тех положений Налогового кодекса, которые сформулированы как "налогоплательщик вправе", если они направлены на реализацию вышеназванной цели. [15, с. 96].