Файл: Сотрудничество России с мировыми финансово-кредитными институтами (Роль и задачи международных кредитно-финансовых институтов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Одна из недавних инициатив в этой области, а именно – предложение о создании общей системы платёжных карт для стран БРИКС и их региональных партнёров, была выдвинута Верховным комиссаром по финансам и инвестициям Евразийской организации экономического сотрудничества (ЕОЭС) Олегом Прексиным.[39] Общая карточная платёжная система дополнила бы (а не заменила) существующие национальные системы платёжных карт стран БРИКС+ и создала бы условия для увеличения доли национальных рынков в обслуживании финансовых операций на внутренних рынках.[40] Проект создания общей карточной платежной системы включён в рабочую программу Делового совета БРИКС и в проект доклада саммиту БРИКС в Сямэне в сентябре 2017 года.

В общем и целом из вышеприведенного вырисовывается триединая система расширенного партнёрства стран БРИКС с другими странами развивающегося мира, включающая в себя экономическую интеграцию, региональное сотрудничество в целях экономического развития, а также укрепление региональной финансовой стабильности. На сегодняшний день уже существует почти полный набор региональных институтов для формирования системы БРИКС+ на всех этих трёх направлениях, но Университет их взаимного сотрудничества используется пока незначительно. Помимо взаимного сотрудничества между соответствующими РТС, региональными банками/фондами развития и РФО необходимо наладить сотрудничество между этими институтами системы БРИКС+ и международными экономическими организациями, а именно с ВТО – в сфере торговли, с Всемирным банком – в сфере институтов развития, с также с МВФ – в сфере финансовой и макроэкономической стабильности. 

Глава 3. Перспективы России на мировом финансовом рынке

Согласно проведенным исследованиям, в настоящее время отмечается изменение степени и характера участия России в международной финансовой системе, как следствие геополитических процессов, происходящих последние 10 лет.

Если в финансовой сфере Россия столкнулась с рядом беспрецедентных вызовов в международном масштабе, то в глобальном плане позиции России претерпевают изменения вследствие интеграционных процессов, в которых Россия принимает участие. В связи с этим, повышается значимость для национальной экономической системы проведения государством суверенной финансовой политики.[41]


Значимой проблемой является необходимость выявления факторов и тенденций, позволяющих укрепить позиции России на мировом финансовом рынке, что является жизненно-необходимым фактором для поступательного развития российской экономики и упрочения позиций России в геополитическом и геоэкономическом плане, вплоть до обретения полной независимости от деструктивного влияния международных финансовых институтов.

Мировой финансовый рынок представляет собой совокупность национальных и международных институтов, обеспечивающих направление, аккумуляцию и перераспределение денежных капиталов между субъектами рынка посредством финансовых учреждений с целью достижения нормального соотношения между предложением и спросом на капитал.

Оценка интеграции России в международные финансовые рынки показывает, что ее факторами выступает увеличение объемов капитализации финансовых активов, повышение доли недорогих ресурсов в долгосрочном периоде, что как следствие, обуславливает необходимость облегчения доступа на мировые рынки капитала.[42]

Помимо этого, в современных условиях наблюдается активизация операций в национальных валютах между Россией и другими странами. Основным вектором должен стать переход к целенаправленному расширению объемов расчетов и перечня национальных валют, которые будут участвовать в прямых расчетах.

Интересы России в международных финансовых нститутах сопряжены с рядом факторов:

- Повышение конкурентоспособности на финансовом рынке и оптимизация инвестиционных процессов – эти факторы связаны с перераспределением финансовых ресурсов в пользу проектов, реализуемых в контексте российских интересах на принципах равноправного партнерства.

- Повышение эффективности финансирования и доходности финансовых активов – это предполагает активизацию деятельности России на мировом уровне в рамках участия в международных проектах, реализуемых существующими экономическими объединениями, включая БРИКС, ШОС и другие.

- Увеличение роли России в управлении мировым финансовым рынком – это проявляется в участии в новых финансовых институтах, таких как Банк развития, а также участие в качестве соучредителя и партнера от Азии в Азиатском банке инфраструктурных инвестиций.

Реализация предпосылок получения российским рублем статуса мировой валюты – в первую очередь, это использование во внешней торговле возможностей заключения контрактов, номинированных в рублях, в сфере торговли военно-промышленной продукцией, сложными технологиями, реализации атомных проектов, атомной энергетики, а также в области нефтегазовой торговли. Кроме того, перспективным является переход на рубли в обоюдных расчетах со странами, в структуре внешнеторгового оборота которых Россия занимает существенную долю.


В существующих обстоятельствах перспективы взаимодействия России со странами ближнего и дальнего зарубежья представляются различными в силу разных условий торговли и другой экономической деятельности.

Перспективы взаимодействия России с ближайшими странами на международном финансовом рынке связаны с усилением торгово-экономического сотрудничества в СНГ, влиянием на страны СНГ со стороны ЕС и АСЕАН, а также с геополитическими рисками и дестабилизацией общественно-политических режимов. В результате, Россия, занимающая лидирующее положение среди стран СНГ, будет определяющим фактором развития финансовых систем этих стран.[43]

При этом Россия будет испытывать влияние со стороны стран ЕС и АСЕАН в рамках взаимодействия в банковской, инвестиционной и экономической сфере.

Рынки стран СНГ, АСЕАН, БРИКС, а также ряда стран Ближнего Востока и Латинской Америки станут основными для России в ближайшее время вследствие экономического и политического давления со стороны западных стран.

Перспективы участия России на мировом финансовом рынке со странами ЕС определяются тем, что процесс финансовой интеграции и взаимодействия связан с развитием финансирования и инвестиционного процесса, уровнем сотрудничества мировых и региональных финансовых рынков, а также влиянием на финансовую политику государства. В связи с этим Российская Федерация проявляет высокую степень заинтересованности в процессах мировой финансовой интеграции и будет диверсифицировать свои рынки в соответствии с рынками стран АСЕАН, СНГ, БРИКС, а также Ближнего Востока и Латинской Америки, независимо от позиций ЕС и США.

Таким образом, основным направлением для России является участие в интеграционных проектах, способствующих объективному развитию мирового финансового рынка, а также использование перспектив повышения эффективности деятельности на финансовом рынке в целом.

Возможности развития финансовых отношений России в мировыми финансовыми институтами позволяют судить, что наиболее перспективным направлением, которое отвечают интересам России на современном этапе развития, является, в частности, интенсификация деятельности в рамках интеграционных проектов, включая участие в БРИКС, ШОС, Азиатском банке инфраструктурных инвестиций. При этом наблюдается процесс диверсификации финансово-экономических отношений в пользу стран АСЕАН, СНГ, БРИКС, Ближнего Востока и Латинской Америки и пересмотр отношений с ЕС и США. [44]


Большое количество зарубежных стран мира проявляют повышенный интерес к организации международных финансовых центров (МФЦ) в своих столицах. Из мировой практики также нужно отметить то, что международные финансовые центры способствуют кругообороту капитала, стимулированию инновационных возможностей и климата. Для формирования и развития данных центров привлекаются различные финансовые институты и организации, инвестиционные фонды и частные инвесторы других стран и континентов. Посредством международных финансовых центров опосредуется движение международных финансовых потоков. МФЦ являются по своей сути  международными рыночными механизмами, объединяя банки и прочие  кредитно-финансовые организации для осуществления кредитных и финансовых операций как внутри стран, так и между несколькими странами.

Формирование и развитие МФЦ в России представляет собой проект постоянного развития, в рамках которого вовлекаются как агенты деловых сообществ, государственных органов власти, так и различных кругов российского общества. Целью развития МФЦ в России является стратегия модернизирования финансовых рынков, которая включает как само регулирование данных рынков, так и различные сферы социально – экономического пространства (наука, здравоохранение, культура и т.п.)

Потребность в организации и дальнейшем развитии концепции МФЦ г. Москва была разработана в 2008 году в кризисных условиях финансовой глобализации, в условиях, когда в стране наблюдалась острая необходимость изменения российской экономики. Одним из условий этих изменений могло стать развитие конкурентоспособности финансового рынка и его профессиональных участников. Поэтому непосредственной стратегической целью МФЦ г.Москва стало создание конкурентного финансового рынка на базе высокотехнологичных финансовых инструментов.

На протяжении 2008 – 2017 гг было разработано много законодательных мер, касающихся развития МФЦ (положения, стратегия, дорожная карта), но, тем не менее, несмотря на все это  в Рейтинге глобальных финансовых центров, которая проводилась британской консалтинговой компанией Z/Yen Group (GFCI – индекс) Москва имеет достаточно низкие позиции (табл. 1). Из приведенных данных можно заметить снижение позиции в рейтинге за 2015 – 2017 года с 75-го до 85-го.  Но данные показатели рейтинга могут вызвать сомнения из-за субъективизма проводимой оценки и высоких геополитических рисков.[45]

Таблица 1


Изменение показателей Москвы в рейтинге GFCI

Показатели

GFCI 17

Март, 2015

GFCI 18

Сентябрь, 2015

GFCI 19

Март, 2016

GFCI 20

Сентябрь, 2016

GFCI 21

Март, 2017

Место

75

78

67

84

85

Рейтинг

579

598

611

586

566

По данным проведенного рейтинга глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума, проведенного в  сентябре 2017 года, Россия  заняла уже 38-е место среди 137 стран,  поднявшись с 33-го места. На первом месте рейтинга стоит Швейцария, затем идут США, Сингапур, Нидерланды, Германия. Вместе с тем необходимо отметить большое увеличение макроэкономических показателей, характеризующих финансово – экономическую ситуацию в России, прежде всего, снижение инфляции и рост сбережений.

К основным проблемам, препятствующими конкурентоспособности России, является коррупция, высокое налоговое бремя на реальный сектор экономики и неэффективная работа государственного аппарата управления.[46]

Рассматривая Москву как международный финансовый центр необходимо отметить, что это может привести к росту инвестиций, расширению вероятности выхода на новые зарубежные фондовые рынки и, конечно же, активное включение в международную финансовую политику.[47] Для этого необходимо более полно отразить соотношение преимуществ и проблем МФЦ Москвы, для разработки дальнейших возможных направлений развития. Итак, на наш взгляд, к основным преимуществам МФЦ г. Москва можно отнести следующие элементы (табл.2).

Таблица 2

Основным преимуществам МФЦ г.Москва

Преимущества

Характеристика

Для общества

– появление новых мест на рынке труда;

– рост квалификационных характеристик персонала;

– процессные изменения в сфере обучения, образования, наукоемких отраслях;

– обмен культурными ценностями в процессе привлечения большого количества зарубежных специалистов

Для экономической сферы

– оптимизация законодательной сферы по координации рынка валюты, финансов, ценных бумаг, денежно-кредитного рынка;

– совершенствование условий организации и ведения бизнеса;

– совершенствование комплекса обслуживающих объектов по регулированию финансового рынка;

– усиление показателей ликвидности и их рост в динамке;

– снижение налогового бремени для предприятий, занимающихся инвестиционной деятельностью

Для страны

– МФЦ в Москве может быть важным стимулом для развития региональных финансовых рынков,

– достаточно легкий подход российских компаний к зарубежным фондам, как следствие, увеличение иностранных вливаний

В международном масштабе

– как своеобразный фактор устойчивости мировой финансовой системы, обусловленный ростом количества таких площадок как предпосылка большой доступности информации о мировых финансовых рынках,

– свободный доступ к рынкам капитала стран – соседей для участников рынка ценных бумаг из стран – членов СНГ,

– оптимизация условий организации и реализации бизнеса на финансовых рынках стран-участниц Таможенного союза и Единого экономического пространства в следствии гармонизации регулирования финансовых рынков

Общие

– изменения институциональных составляющих российской экономики: рост удельного веса финансового сектора в ВВП,

– рост устойчивости финансовой системы,

– рост уровня международного доверия к российскому финансовому рынку,

– взаимовыгодные условия от интеграции России в мировую экономику