Файл: Сотрудничество России с мировыми финансово-кредитными институтами (Роль и задачи международных кредитно-финансовых институтов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Итак, международные валютно-финансовые и банковские организации занимают существенную роль в системе международных экономических отношений. Определенные организации (МВФ) многофункциональны, однако вовлечение зарубежных заимствований содержат в себе как выгоды, так и опасности, и конечный результат для экономики и банковского сектора во многом находится в зависимости от того, оптимально ли выбран уровень внешнего долга и продуктивно ли правительство и банки управляют рисками, объединенными с привлечением внешнего финансирования.

Уже 25 лет Российская Федерация является членом Международного валютного фонда (МВФ). 27 апреля 1992 года Совет управляющих МВФ проголосовал за прием в состав организации нашей страны и еще 12 бывших республик Советского Союза.

За это время Россия прошла путь от заемщика, получившего от МВФ примерно $22 млрд, до кредитора. [27]

Официальной датой создания МВФ считается 27 декабря 1945 года. В этот день первые 29 государств подписали Хартию МВФ — главный документ фонда.[28] На сайте организации указана главная цель ее существования: обеспечение стабильности международной валютной системы, то есть системы обменных курсов и международных расчетов, которая позволяет странам и их гражданам вести операции друг с другом.

Сегодня в МВФ входят 189 государств.

Фонд выполняет множество функций. Например, он следит за состоянием международной валютной и финансовой системы как в общемировом разрезе, так и в каждой конкретной стране. Кроме того, сотрудники МВФ консультируют страны, входящие в состав организации. Еще одна функция фонда — кредитование стран с существенными проблемами в экономике.

Каждая страна — член МВФ имеет свою квоту, влияющую на размер взносов, количество «голосов» при принятии решений и доступ к финансированию. Действующая формула расчета квот в МВФ состоит из четырех компонентов: валовый внутренний продукт, открытость экономики и ее изменчивость, а также международные резервы страны.

Каждое государство-участник передает взносы в фонд в определенных валютных пропорциях — четверть на выбор в одной из следующих валют: доллар США, евро (до 2003-го — марка и французский франк), японская иена, юань КНР и фунт стерлингов. Оставшиеся три четверти — в национальной валюте.[29]

Поскольку у стран — членов МВФ разные валюты, с 1972 года для общего удобства финансы фонда конвертируют во внутреннее платежное средство, оно называется SDR («специальные права заимствования»). [30]Именно в SDR МВФ ведет все расчеты и выдает кредиты, причем только по «безналу» — ни монет, ни купюр SDR нет и никогда не было. Курс плавающий: по состоянию на 27 апреля 1 SDR был равен $1,37, или 76,5 рубля.


Впрочем, в момент вступления России в МВФ сложилась любопытная ситуация. У нашей страны в 1992 году не было возможности внести свою долю в валюте. Проблему решили оригинально — страна взяла на один день беспроцентный кредит у США, Германии, Франции и Японии в валютах этих стран, внесла свой взнос в МВФ и сразу же попросила свою «резервную долю» (кредит в размере четверти от квоты, которую страна-член имеет право попросить у фонда в любой момент в иностранной валюте). После чего вернула предоставленные средства.

Квота России составляет 2,7% — 12 903 млн SDR ($17 677 млн, или почти триллион рублей).[31]

Почему Советский Союз не входил в МВФ?

Некоторые эксперты считают, что это просчет руководства СССР. Например, нынешний дуайен Совета директоров фонда (термин МВФ, дословно переводящийся как «старейшина») Алексей Можин рассказал ТАСС, что советская делегация участвовала в Бреттон-Вудской конференции, на которой разрабатывалась Хартия МВФ.

Ее участники обращались к руководству Советского Союза с рекомендацией вступить в МВФ, но тогдашний нарком иностранных дел Вячеслав Молотов написал отказную резолюцию. По мнению Можина, причиной были особенности советской экономики, иная статистика и нежелание властей выдавать иностранным государствам некоторые экономические данные, например размер золотовалютных резервов.

Почему же Россия начала занимать деньги у фонда?

После развала Советского Союза остались многомиллиардные долги, ликвидировать которые удалось только в этом году. По разным данным, они составляли от 65 до 140 млрд долларов. Изначально планировалось, что отдавать займы будут 12 республик бывшего Союза (кроме стран Прибалтики). Однако в конце 1992 года президент РФ (1991–1999) Борис Ельцин подписал соглашение о «нулевом варианте», при котором Российская Федерация соглашалась выплачивать долги всех республик СССР, а взамен получала право на все активы бывшего Союза.[32]

МВФ и Соединенные Штаты (в качестве обладателя самой большой квоты в фонде) приветствовали это решение (по одной из версий — потому что другие республики попросту отказались возвращать займы и в 1992 году деньги отдала только Россия). Больше того, по версии Смыслова, МВФ едва ли не ставил подписание «нулевого варианта» условием вступления в фонд.

Фонд позволял получать средства на длительные сроки и под очень низкие проценты (в 1992 году ставка была 6,6% годовых и с тех пор она неуклонно снижается). Таким образом, Россия «рефинансировала» долги перед кредиторами СССР: их «процентная ставка» была существенно выше. Обратной стороной медали были требования, которые МВФ выставлял к России.


И сколько мы получили от фонда?

Есть две цифры. Первая из них — размер одобренных кредитов, он составляет 25,8 млрд SDR. Однако по факту Россия получила только 15,6 млрд SDR. Эта существенная разница объясняется тем, что кредиты выдаются частями и с определенными условиями. В случае если, по мнению МВФ, Россия их не выполняла, дальнейшие транши просто не приходили.

Например, по итогам 1992 года Россия должна была обеспечить сокращение бюджетного дефицита до 5% ВВП. Но он оказался в два раза выше, и поэтому транш не был отправлен. В 1993 году МВФ должен был выдать кредит более чем на 1 млрд SDR, однако его руководство не было удовлетворено результатами проводимой в России финансовой и макроэкономической стабилизации.

По этой причине, а также из-за перемен в составе правительства РФ вторая половина кредита в 1993 году так и не была предоставлена. Наконец, в 1998 году Россия объявила дефолт, и поэтому объем финансовой помощи в размере более $10 млрд предоставлен не был. В 1999–2000 годах МВФ должен был дать в кредит около $4,5 млрд, но перечислил только первый транш.[33]

Кредитование прекратилось по инициативе России — поднялась цена на нефть, в 2000 году существенно изменилась политическая конъюнктура в стране и необходимость влезать в долги исчезла. После этого Россия вплоть до 2005 года погашала займы. С того момента наша страна не занимала у МВФ средства.[34]

В любом случае Россия была крупнейшим заемщиком МВФ, и, например, в 1998 году количество выданных кредитов превышало квоту более чем в три раза.

На что тратились эти деньги? Однозначного ответа нет. Часть из них шла на укрепление рубля, часть — в бюджет России. Очень много денег из кредитов МВФ ушло на погашение внешнего долга СССР перед другими кредиторами, в том числе Лондонским и Парижским клубами.

МВФ помогал только деньгами? Нет. Фонд оказывал России и другим постсоветским странам комплекс экспертных и консалтинговых услуг. Особенно актуально это было сразу после распада СССР, поскольку в то время Россия и другие республики еще не умели эффективно управлять рыночной экономикой. По мнению Алексея Можина, фонд сыграл решающую, ключевую роль в создании казначейской системы в России. Кроме того, взаимоотношения с МВФ помогали России получать и другие займы, в том числе от коммерческих банков и организаций.

Какие взаимоотношения у России с МВФ сейчас? «Россия участвует в финансировании наших усилий — будь то в африканских странах, где у нас сейчас много программ, или в некоторых европейских странах, где мы работаем. И деньги к ней вернутся, с процентами» — так охарактеризовала роль нашей страны директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард.


В свою очередь, Россия периодически проводит консультации с МВФ по всем аспектам экономического положения в нашей стране и развития экономики.

2.2. Сотрудничество России с финансовыми институтами стран БРИКС

Оказавшись в условиях низких темпов роста, мировая экономика остро нуждается в новом импульсе, новом двигателе развития. Существующие институты развития ориентированы прежде всего на развитые государства и не готовы предложить инклюзивную повестку дня для всех. В связи с этим группе БРИКС предоставляется уникальная возможность возглавить мировую экономическую интеграцию.

В число таких РТС могут войти МЕРКОСУР, Евразийский экономический союз, а также организации типа Южноафриканского таможенного союза, зоны свободной торговли Китай – АСЕАН и Южно-азиатской зоны свободной торговли (САФТА), тогда как группа региональных банков развития может включать, наряду с прочими, Евразийский банк развития, ФОСЕМ (Фонд структурной конвергенции МЕРКОСУР) и Фонд для устойчивого развития (SDF).[35] Кроме того, существует ещё одна важная область сотрудничества, в которой в последние годы были достигнуты большие успехи в деле координации экономической политики стран БРИКС и которая может стать ещё одним ключевым элементом расширенной структуры БРИКС+.[36]

Речь идёт о сотрудничестве в финансовой сфере, направленном на обеспечение макроэкономической стабильности и включающем сотрудничество между региональными финансовыми организациями (РФО), в которые входят страны БРИКС+. В частности, это Евразийский фонд стабилизации и развития (ЕФСР), Пул условных валютных резервов стран БРИКС (BRICS CRA) и Чиангмайская многосторонняя инициатива. Центральное место среди РФО занимает начавший свою работу в 2015 году Пул условных валютных резервов, являющийся главным элементом системы сотрудничества БРИКС в области поддержания финансовой и макроэкономической стабильности. В соответствии со статьёй 5 Договора БРИКС о Пуле условных валютных резервов стран БРИКС его начальный капитал составляет 100 млрд долл. США, при этом участие стран варьируется от 41 млрд со стороны Китая до 5 млрд долл. от ЮАР. [37]

Финансовое сотрудничество стран БРИКС+ может развиваться по нескольким направлениям, в рамках которых будет полезно участие и соответствующих РФО. Одно из таких направлений – взаимное согласование позиций в международных финансовых организациях. Фактически такое согласование уже осуществляется. В октябре 2016 года в Вашингтоне состоялся диалог высокого уровня о роли региональных финансовых организаций в Глобальной сети финансовой безопасности (ГСФБ). Участвовали представители Центра макроэкономических исследований АСЕАН+3, Пула условных валютных резервов стран БРИКС (в лице представителей Резервного банка Индии), Евразийского фонда стабилизации и развития, Латиноамериканского резервного фонда, Европейского стабилизационного механизма и Арабского валютного фонда.


Ещё одним направлением сотрудничества в финансовой сфере (не обязательно имеющее отношение к РФО) может стать использование национальных валют в сделках между странами-членами и создание совместных платёжных систем с участием стран БРИКС и их региональных партнёров. Собственно, как раз формат БРИКС+, включающий союзников стран БРИКС в соответствующих региональных интеграционных группировках, и обеспечивает широкие возможности для осуществления подобных инициатив, поскольку валюты и платёжные системы стран − членов БРИКС в той или иной мере уже используются среди соседей по региону.

В условиях высокого уровня долларизации экономик многих стран БРИКС+ имеется значительный потенциал для более широкого использования национальных валют в расчётах между странами БРИКС и их региональными партнёрами. В Евразийском экономическом союзе, например, использование российского рубля в расчётах между странами в 2016 году возросло до 75% по сравнению с 56% в 2010 году, тогда как доля доллара США сократилась с 35% в 2010 году до 19% в 2016 году. [38]

В этих условиях есть возможности для выдвижения так называемой «инициативы R5», нацеленной на использование национальных валют стран − членов БРИКС – рубля (Россия), рэнда (ЮАР), реала (Бразилия), рупии (Индия) и ренминби (юань) (Китай) – как среди стран БРИКС+, так и в рамках мировой экономики. Такая стратегия может включать меры по поощрению торговли и капиталовложений между странами БРИКС+ (сотрудничество между соответствующими РТС с целью расширения возможностей использования национальных валют), сотрудничество между институтами развития по использованию национальных валют в финансировании инвестиций и долгосрочных проектов, создание общих платёжных карт и общих платёжных систем, взаимодействие в поддержке валют стран БРИКС+ в получении статуса резервной валюты. Важная деталь: инициатива R5 (а ещё лучше – инициатива R5+, чтобы обозначить валюты всех стран БРИКС+) должна ставить своей целью более широкое использование всех валют в ареале БРИКС+, что будет дополнительным стимулом для присоединения развивающихся стран к структуре БРИКС+.

Осуществление инициативы R5+ позволит странам БРИКС+ «монетизировать» расширяющееся экономическое сотрудничество посредством использования национальных валют и значительного сокращения операционных/конверсионных издержек, связанных с использованием во взаимных сделках других валют – таких, как доллар или евро. Более того, для инициативы R5+ формат БРИКС+ выглядит наиболее подходящим. Во-первых, привлечение круга региональных партнёров облегчает распространение такой инициативы и делает её более жизнеспособной благодаря интенсивному торгово-инвестиционному взаимодействию в рамках соответствующих региональных интеграционных союзов. Кроме того, Университет сотрудничества между региональными банками развития и соответствующими РФО, входящими в структуру БРИКС+, создаёт дополнительные инструменты и возможности для поддержания более широкого использования национальных валют на региональном и межрегиональном уровне.