Файл: конфликты в организации(Изучение природы конфликта).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При обработке «Опросника» Почебута нами было выявлено, что полученные показатели идентичны результатам предыдущей методики (рис. 3):

Рис. 2 – Распределение педагогов по уровням агрессивности

Таким образом, рисунок 2 свидетельствуют о том, что в коллективе из 24 учителей 16 (77%) имеют низкий уровень агрессивности, а у 8 из них (33%) наблюдается средний уровень агрессивности. Следует отметить, что высокий уровень агрессивности в данном коллективе не выявлен ни у кого.

Далее обратимся к шкальным данным, полученным нами в результате обработки методики. Ниже представлены полученные нами результаты (рис. 3):

Рис. 3 – Выраженность видов агрессии в педагогическом коллективе

Из рисунка 3 мы видим, что у учителей исследуемого педагогического коллектива практически по всем шкалам преобладают низкие уровни выраженности. Исключение составляет лишь шкала самоагрессии, уровень выраженности которой является средним. Отдельно следует отметить, что 38% учителей продемонстрировали средний уровень и 21% – высокий уровень вербальной агрессии

Таким образом, можно сделать выводы по методике:

1. Изучаемый педагогический коллектив является низкоконфликтным.

2. Формой проявления агрессии в данном коллективе является вербальная агрессия (выражение негативного отношения посредством использования словесных оскорблений).

В заключение рассмотрим результаты, полученные по методике «шкала ситуативной и личностной тревожности» Спилбергера – Ханина (рис. 4):

Рис. 4 – Средние значения ситуативной и личностной

тревожности в педагогическом коллективе

Рисунок 4 наглядно демонстрирует нам, что уровни личностной и ситуативной тревожности у представителей педагогического коллектива соответствуют низкому уровню, но при этом мы видим, что показатель ситуативной тревожности выше показателя личностной тревожности, что свидетельствует о наличии у некоторых педагогов незначительного уровня напряженности, связанной с участием в тестировании.

Вывод по методике: уровни личностной и ситуативной тревожности в исследуемом педагогическом коллективе являются низкими, что свидетельствует о том, что обстановка, окружающая членов педагогического коллектива, является благополучной.


2.3. Выявление корреляционных связей между агрессивностью, тревожностью и типами поведения личности в конфликтных ситуациях

Оценка наличия взаимосвязей между агрессивным поведением, видами агрессии, тревожностью и типами конфликтного поведения осуществлялась нами посредством корреляционного анализа.

Корреляционный анализ представляет собой статистическую процедуру, которая позволяет выявлять взаимосвязи между переменными и производить их количественную оценку.

Связь между переменными характеризуют коэффициентом парной корреляции r(x,y), величина которого может быть от -1 до +1.

При r(x,y) < 0 (со знаком минус) – связь между переменными X и Y обратная, отрицательная, т.е. с увеличением значений перемен­ной X значения переменной Y уменьшаются.

При r(x,y) > 0 (со знаком плюс) – связь прямая, положительная, т.е. с увеличением значений переменной X переменная Y также увеличивается.

При r(x,y)=0 – связь между X и Y отсутствует; при r(x,y)=1 – связь между X и Y функциональная, т.е. каждому заданному значению x отвечает вполне определенное значение y.

Качественная оценка силы, тесноты корреляционной связи между переменными X и Y дается по абсолютной величине коэффици­ента корреляции.

При |r(x,y)| < 0,3 – связь оценивают, как сла­бую; при 0,3 < |r(x,y)| < 0,7 – как умеренную и при |r(x,y)| > 0,7 – как сильную.

На основании полученных нами в ходе анализа результатов методик показателей мы составили корреляционную матрицу (табл. 3):

Таблица 4 – Корреляционная матрица

Показатели

Сокращения

Агрессивное поведение

Физическая агрессия

ФА

0,40

Предметная агрессия

ПА

0,49

Эмоциональная агрессия

ЭА

0,49

Самоарессия

СА

0,16

Вербальная агрессия

ВА

0,36

Личностная тревожность

ЛТ

0,37

Ситуационная тревожность

СТ

0,41

Соревнование

Соревн.

0,44

Приспособление

П

0,00

Компромисс

К

-0,46

Избегание

И

-0,11

Сотрудничество

Сотр.

-0,41


Согласно показателям, представленным в таблице 3 (матрице), мы построили корреляционную плеяду, позволяющую проследить наличие связей между выявленными показателями (рис. 5):

Рисунок 5. Корреляционная плеяда

Положительные умеренные связи

Отрицательные умеренные связи

Согласно рисунку 5, выявлены следующие связи между агрессивностью в общении:

  • положительные умеренные с: физической агрессией (r=0,40), предметной агрессией (r=0,49), эмоциональной агрессией (r=0,49), вербальной агрессией (r=0,36), личностной тревожностью (r=0,37), ситуативной тревожностью (r=0,41), поведением в конфликте «соревнование» (r=0,44);
  • отрицательные умеренные с: поведением в конфликте «компромисс» (r = -0,46) и поведением в конфликте «сотрудничество» (r = -0,41).

Таким образом, можно сделать вывод о том, агрессивное поведение связано со склонностью к проявлению различных видов агрессии, стремлением к соревнованию в конфликте и наличием личностной и ситуативной тревожности.

Таким образом, подведем итоги проведенного исследования. В ходе его проведения нам удалось выявить, что:

1. Члены исследуемого педагогического коллектива в большинстве предпочитают такие стили выхода из конфликтных ситуаций как компромисс и сотрудничество. Данные стили конфликтного поведения являются наиболее предпочтительными, но, наряду с этим, они являются и самыми сложными для стратегической и тактической реализации. Указанные типы конфликтного поведения обычно формируются не спонтанно, а в ходе длительной работы над собой.

2. Изученный педагогический коллектив является низкоконфликтным, но, в случае периодически возникающих конфликтов, члены коллектива склонны к выражению своего неудовлетворения ситуацией или коллегами посредством словесных оскорблений.

3. У членов коллектива преобладает низкий уровень тревожности, что свидетельствует о преобладании благоприятной для них обстановки.

4. Данный педагогический коллектив является полностью сформированным, а психологическая атмосфера является благоприятствующей для его полноценного функционирования и развития.

На основании всего выше сказанного, можно утверждать, что работа администрации школы направлена на формирование благоприятного социально-психологического климата и действительно включает в себя деятельность, направленную на развитие у членов коллектива способности к адекватному разрешению конфликтных ситуаций, возникающих в повседневной жизни.


Заключение

Целью данной курсовой работы стало исследование эффективности управления конфликтами в общеобразовательном учреждении путем анализа используемых руководством механизмов предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций и изучения степени конфликтности педагогического коллектива.

В ходе осуществления литературного обзора, мы обратили внимание на природу организационных конфликтов и их типологию, определили основные причины возникновения конфликтов и их последствия, рассмотрели основные функции конфликта.

Кроме того, нами были рассмотрены основные подходы к предупреждению и разрешению конфликтов в организации и определены основные стратегии поведения руководителей в конфликтной ситуации.

Это позволило нам сделать выводы, о том, что большинство авторов считают, что без конфликта невозможно развитие группы, коллектива, организации и общества, что изучение конфликта, как социально-психологического феномена, его функций и особенностей его реализации в коллективе крайне актуально.

Существует множество работ, посвященных изучению различных аспектов конфликта, изучение которых показало, что на современном этапе развития психологической науки не существует общепринятого определения понятия конфликта и ведущего подхода к его изучению. В качестве общего, можно отметить то, что большинство изученных нами авторов признают конфликт как противодействие, противоречие, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей в коллективе, обществе.

Большинство авторов сходны в том, что конфликт является необходимым условием развития коллектива, и, наряду с негативными, выполняет еще и позитивные функции.

На сегодняшний день практической психологией разработано множество путей профилактики и непосредственного преодоления (разрешения) конфликтов, но основная задача руководителя состоит в том, чтобы освоить умение определять и вовремя входить в конфликт на начальной стадии, с целью его скорейшего разрешения. Кроме того, одной из его важнейших задач является формирование благоприятного психологического климата в коллективе, руководить развитием которого он поставлен.

Практическая часть нашей работы была направлена на выявление практических подходов к профилактике и разрешению конфликтных ситуаций в общеобразовательной школе, а также на определение эффективности принимаемых администрацией школы мер в данном направлении.


Исследовательская часть работы проводилась на базе педагогического коллектива. Проведенное исследование позволили нам сделать следующие выводы:

1. Члены исследуемого педагогического коллектива в большинстве предпочитают такие стили выхода из конфликтных ситуаций как компромисс и сотрудничество. Данные стили конфликтного поведения являются наиболее предпочтительными, но, наряду с этим, они являются и самыми сложными для стратегической и тактической реализации. Указанные типы конфликтного поведения обычно формируются не спонтанно, а в ходе длительной работы над собой.

2. Изученный педагогический коллектив является низкоконфликтным, но, в случае периодически возникающих конфликтов, члены коллектива склонны к выражению своего неудовлетворения ситуацией или коллегами посредством словесных оскорблений.

3. У членов коллектива преобладает низкий уровень тревожности, что свидетельствует о преобладании благоприятной для них обстановки.

4. Данный педагогический коллектив является полностью сформированным, а психологическая атмосфера является благоприятствующей для его полноценного функционирования и развития, на основании чего можно утверждать, что работа администрации школы направлена на формирование благоприятного социально-психологического климата и действительно включает в себя деятельность, направленную на развитие у членов коллектива способности к адекватному разрешению конфликтных ситуаций, возникающих в повседневной жизни.

В ходе поэтапного выполнения работы нами были решены все поставленные задачи, а гипотезы, предложенные перед началом работы, подтверждены в полном объеме.

Таким образом, поставленные цели были нами достигнуты.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях: учебное пособие 2-е изд. перераб. – СПб.: Питер, 2009. – 304 с.
  2. Берлач А.И. Конфликтология: Учебное пособие для дистанционного образования – К., 2007. – 203 с.
  3. Большаков А.Г., Несмелова М.Ю. Конфликтология организаций. Учебное пособие. – М.: МЗ Пресс, 2001. – 182 с.
  4. Волков Б.С. Конфликтология: учебное пособие для студентов ВУЗов / Б.С. Волков, Н.Д. Волкова. Изд. 3-е исп. и доп. – М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2007. – 400 с.
  5. Гительмахер Р.Б., Когаловская А.С., Марушкин Ю.Б. Конфликт: социально-психологический аспект. – Иваново: Издательство ИГУ, 1995.
  6. Глазл Ф. Конфликтменеджмент. Настольная книга руководителя и консультанта: Пер. с нем./Глазл Ф. – Калуга: Духовное познание, 2002. – 516 с.
  7. Гришина Н.В. Психология конфликта. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 544 с.
  8. Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций. – М.: Тандем, 2008. – 320 с.
  9. Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. – СПб., 2002. – С. 124-126.
  10. Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов. – М., 2006. – 205 с.
  11. Дмитриев А.В. Конфликтология: учебник / А.В. Дмитриев. Изд-во 3-е, перераб. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2009. – 336 с.
  12. Дмитриев А.В.Социальный конфликт. – М.: Гардарики, 2002. – 320 с.
  13. Дружинин В.В., Конторов Д.С., Конторов М.Д. Введение и теорию конфликта. – М.: Радио и связь, 1989. – 288 с.
  14. Дэн Д. Преодоление разногласий. – СПб.: ЛЕНАТО, 1994. – 138 с.
  15. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии, 3-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 384 с.
  16. Емельянов С.М. Управление конфликтами в организации. – М.: «Авалонъ», «Азбука-классика», 2009. – 256 с.
  17. Ершов А. А. Социально-психологические аспекты конфликтов. // Социальная психология и социальное планирование. – Л., 1973. – С. 33-39.
  18. Козырев Г.И. Конфликтология: учебник/ Г.И. Козырев. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2010. – 304 с.
  19. Козырев Г.И. Основы конфликтологии: учебник / Г.И. Козырев 2-е изд; перераб. и доп. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2010. – 240 с.
  20. Конфликтология. Конспект лекций: Пособие для подготовки к экзаменам / А.Д. Атоян. – М.: А-Приор, 2010. – 64 с.
  21. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы: теоретический и практический аспект. – М.: Мысль, 1991.
  22. Локутов С.П. Конфликты в коллективе: причины, управление, минимизация. – М.: Вентана-Граф, 2001.
  23. Нагаев В.М. Конфликтология: Практикум./ Харьковский нац. аграр. ун-т им. В.В. Докучаева – Х., 2006. – 108 с.
  24. Никифоров Г.С., Дмитриева М.А., Снетков В.М. Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента. – СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2001. – 240 с.
  25. Олейник А.Н. Основы конфликтологии. – М.: АПО, 1992.
  26. Опросник Ассингера [Электронный ресурс] // http://azps.ru/tests/tests_assinger.html
  27. Платонов Ю.П. Психология конфликтного поведения. – СПб: Речь, 2009. – 544 с.
  28. Почебут Л. Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во «Речь», 2002.- 298 с.
  29. Психологические тесты / Под ред. А.А.Карелина: В 2 т. – М., 2001. – Т. 2.
  30. Русинка И.И. Конфликтология. – Т.: Учебное пособие, 2003. – 293 с.
  31. Рутицкая В. Конфликты в организации// Справочник кадровика. – М., 2010. – 135 с.
  32. Светлов В.А. Конфликт: модели, решения, менеджмент. – СПб.: Питер, 2005.
  33. Социальная конфликтология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.П. Дедов, А.В. Морозов, Е.Г. Сорокина, Т.Ф. Суслова / Под ред. А.В. Морозова. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 336 с.
  34. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях [Электронный ресурс] // http://elena-mir.ru/post/173
  35. Шевчук Д.А. Конфликты избегать или форсировать? Все о конфликтных ситуациях на работе, в бизнесе и личной жизни / Д.А. Шевчук. – М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2009. – 440 с.
  36. Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их решение. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 203 с.
  37. Шейнов В.П. Управление конфликтами: теория и практика / В.П. Шейнов – Минск: Харвест, 2010 – 912 с.
  38. Шеллинг Т. Стратегия конфликта. – М.: ИРИСЭН, 2007. – 376 с.
  39. Шкала оценки психологического климата в коллективе [Электронный ресурс] // http://comm-psy.ru/2011/06/shkala-otsenki-psihologicheskogo-klimata-v-kollektive/
  40. Яцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 496 с.