Файл: конфликты в организации(Изучение природы конфликта).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выборка: в эмпирическом исследовании принимали участие 24 учителя общеобразовательной школы № ___ г. ____________, из них 22 женщины и 2 мужчин. В коллективе 50% учителей являются специалистами высшей категории, имеют звания «Старший учитель», «Учитель – методист», 27% исследуемых – учителя І категории, 10% – учителя ІІ категории и 13% – специалисты.

Возрастной диапазон выборки колеблется в пределах от 25 до 57 лет. По семейному положению выборку можно разделить следующим образом: 80% – состоят в браке, 13% – состоят в гражданском браке (совместно живут со своими избранниками) и 7% – не имеют пары (не женаты/не замужем). Жилищные условия: 80% участников исследования имеют свое благоустроенное жилье, 20% – снимают жилье.

В качестве диагностического инструментария нами были отобраны следующие психологические методики:

1. Шкала оценки психологического климата в коллективе. Цель теста – осуществление оценивания уровня сформированности группы как коллектива.

Инструкция участникам тестирования: «Оцените, как проявляются перечисленные свойства психологического климата в вашем коллективе. Для этого прочтите сначала предложения слева, затем – справа и после этого обведите в средней части ту оценку, которая, по вашему мнению, соответствует истине».

Оценки выраженности свойств:

  • 3 – свойство проявляется в коллективе всегда;
  • 2 – свойство проявляется в большинстве случаев;
  • 1 – свойство проявляется нередко;
  • 0 – проявляется в одинаковой степени и то и другое свойство.

Обработка полученных данных осуществляется в несколько этапов:

1) производится суммирование всех абсолютных величин (сначала положительных ответов, потом отрицательных) или оценок, отмеченных каждым участником тестирования, далее из большей величины вычитается меньшая;

2) после обработки ответов каждого участника, все результаты суммируются и делятся на количество участников, после чего результаты сравниваются с классификатором теста.

2. Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса (адаптация Н. В. Гришиной). Применительно к педагогическому коллективу с помощью методики можно выявить наиболее предпочитаемые формы социального поведения испытуемого в ситуации конфликта с учениками, родителями, с коллегами или администрацией, а также отношение к совместной деятельности.

Инструкция испытуемым: «Вам нужно выбрать в каждой паре одно из суждений, наиболее точно характеризующее Ваши поведенческие реакции в конфликте».


Тест можно использовать в групповом варианте, как в сочетании с другими тестами, так и отдельно. Затраты времени – в зависимости от скорости работы испытуемых.

Обработка результатов, полученных испытуемыми, осуществляется Суммированием количества баллов, набранных по каждой шкале. Это дает представление о выраженности у них тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.

3. Опросник А. Басса и А. Дарки (адаптация Л.Г. Почебуты), целью которого является выявление особенностей агрессивного поведения у исследуемых.

Инструкция: «Предлагаемый опросник поможет мне определить твой обычный стиль поведения в сложных для тебя ситуациях. Тебе нужно подумать и согласиться или не согласиться («да» или «нет») с утверждениями которые я буду зачитывать».

Согласно данному тесту, агрессивное поведение по форме проявления подразделяется на 5 шкал:

  • вербальная агрессия (ВА) – выражение агрессии посредством использования словесных оскорблений;
  • физическая агрессия (ФА) – выражение агрессии с применением физической силы;
  • предметная агрессия (ПА) – «срывание» агрессии на окружающих предметах;
  • эмоциональная агрессия (ЭА) – выражение агрессии через эмоциональное отчуждение при общении, сопровождаемое подозрительностью, враждебностью, неприязнью или недоброжелательностью;
  • самоагрессия (СА) – отсутствие согласия с собой.

Обработка результатов осуществлялась посредством суммирования баллов, полученных испытуемыми по каждой из шкал в соответствии с ключом. Далее производилось суммирование баллов по пяти шкалам.

Опрос проводился без ограничения времени.

4. Шкала ситуативной и личностной тревожности Спилбергера – Ханина принадлежит к методикам, которые исследуют психологический феномен тревожности. В исследовании данная методика использовалась с целью определения степени интенсивности реактивной тревожности и частоты выраженной личной тревожности.

Испытуемым предлагается ответить на вопросы, указав, как они себя чувствуют в данный момент (реактивная тревожность, 1-20 вопросов) и как они себя чувствуют обычно (личная тревожность, 21-40 вопросов). На каждый вопрос возможны 4 варианта ответов по степени интенсивности реактивной тревожности и по частоте выраженной личной тревожности (ПРИЛОЖЕНИЕ 5).

При диагностировании ситуативной тревожности каждому обследуемому предлагается бланк с инструкцией следующего содержания: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже утверждений и зачеркните соответствующую цифру в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет. Помните, что в каждой строке должна быть зачеркнута только одна цифра».


При диагностировании личной тревожности обследуемым предлагается бланк с другой инструкцией: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру в зависимости от того, как Вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет. Помните, что в каждой строке должна быть зачеркнута только одна цифра!»

Опрос проводится без ограничения времени.

Обработка результатов осуществляется путем подсчета общего количества баллов по всем утверждениям отдельно по каждой шкале (по некоторым пунктам баллы насчитываются в обратном порядке, это пункты: 1, 2, 5, 8, 10, 11. 15, 16, 19, 20, 21, 26, 27, 30, 36, 39). Общее количество полученных баллов делится на 20. Итоговый показатель рассматривается как уровень развития соответствующего вида тревожности.

Использованная нами в работе «Шкала оценки психологического климата в коллективе» позволила нам выявить, что в коллективе присутствует средняя степень благоприятности социально-психологического климата

Таблица 2 – Показатели оценивания исследуемыми психологического климата в коллективе

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

+/-

2

0

9

13

9

13

11

0

25

24

13

39

+

20

0

16

2

2

3

3

0

0

0

1

0

-

-18

0

-7

11

7

10

8

0

25

24

12

39

Р

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

+/-

11

29

36

16

28

24

30

30

28

22

24

25

+

4

0

2

0

0

0

0

0

0

0

0

0

-

7

29

34

16

28

24

30

30

28

22

24

25

Р


Исходя из показателей, представленных в таблице 2, нами было выявлено, что Р = (+17), что входит в диапазон от +8 до +21, определенный «ключом методики» как средний уровень благоприятности климата.

Далее нами были записаны и просуммированы индивидуальные оценки, данные каждому отдельному свойству участниками опроса. Полученную цифру мы разделили на общее число участников и подсчитали индексы по каждому свойству, которые далее выстроили в ранжированный ряд по степени убывания их величины (таблица 3):

Таблица 3 – Ранжирование свойств группой

Преобладает бодрый, жизнерадостный тон настроения

48

2,00

Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии

40

1,67

Участливо и доброжелательно относятся к новым членам коллектива, помогают им освоиться в коллективе

38

1,58

С уважением относятся к мнению друг друга

34

1,42

Чувство гордости за коллектив, если его отмечают руководители

33

1,38

В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение, понимание

32

1,33

Коллектив активен, полон энергии

30

1,25

Членам коллектива нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности

29

1,21

В трудные минуты для коллектива происходит эмоциональное единение: «Один за всех — и все за одного»

29

1,21

Достижения и неудачи коллектива переживаются как свои собственные

27

1,13

Совместные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно

25

1,04

В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, поддерживают слабых, выступают в их защиту

23

0,96

Успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие всех членов коллектива

20

0,83

Таблица 3 наглядно демонстрирует, что в исследуемом коллективе все свойства отмечаются сотрудниками, как благоприятствующие (в большей или меньшей степени) сплочению коллектива.


Характерным является то, что разобщающих свойств не выявлено, что свидетельствует о правильном подходе представителей руководящего звена к организации труда в организации.

Вывод по методике: исследуемая группа сформирована как коллектив с благоприятствующей его функционированию и развитию психологической атмосферой.

Тест К. Томаса, позволил нам определить преобладающие типы поведения сотрудников организации в конфликтной ситуации (рис. 1):

Рис. 1 – Степень выраженности типов поведения

в конфликтной ситуации у сотрудников компании

Полученные данные мы обобщили и представили в виде гистограммы. Как мы видим на рисунке 1, в коллективе присутствуют только два типа поведения в конфликте – «Сотрудничество» – 47%, «Компромисс» – 36% и «Соперничество» – 17%.

Такие поведенческие типы, как «Избегание» и «Приспособление» в исследуемом коллективе отсутствуют.

Выводы по методике:

1. В исследуемом педагогическом коллективе преобладает сотруднический тип конфликтного взаимодействия. В основе данного поведенческого стиля лежит полное принятие противоположной стороны как равноправного, равнозаинтересованного в разрешении проблемы партнера, оказание ему помощи и содействия при достижении желаемого результата таким образом, чтобы одновременно достичь аналогичного результата и для себя. Здесь внимание взаимодействующих сторон обращено не на внешний (событийный) «рисунок» ситуации, а на те скрытые нужды, заботы, интересы, которые есть и у них самих, и у их партнеров. Процедура разрешения проблемы осуществляется путем поиска обоюдовыгодного результата и удовлетворения интересов всех участников ситуации.

2. В коллективе присутствуют педагоги, которые предпочитают компромиссный стиль конфликтного поведения, который характеризуется склонностью к взаимным уступкам, когда человек способен, несколько снизить свои требования, уступить в своих интересах, чтобы удовлетворить их хотя бы частично.

3. Очень малая часть коллектива (4 человека) склонна к соперничеству в конфликте, что характеризует этих учителей как весьма активных людей, стремящихся идти к разрешению конфликта собственным путем. Они способны к волевым решениям и немедленным действиям в стремлении к удовлетворению, прежде всего, собственных интересов.

4. Члены исследуемого педагогического коллектива в большинстве предпочитают стили выхода из конфликтных ситуаций, которые с психологической точки зрения являются наиболее предпочтительными, но, наряду с этим, они являются самыми сложными для стратегической и тактической реализации. К тому же, следует отметить, что такие типы конфликтного поведения спонтанно не формируются, их нужно воспитывать, что позволяет нам предполагать, что работа администрации школы действительно включает в себя деятельность, направленную на развитие у членов коллектива способности к адекватному разрешению конфликтных ситуаций, возникающих в повседневной жизни.