Файл: Цели и задачи налогового учета(Организация налогового учета на предприятии общепита).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Учетная политика является одним из основных документов, устанавливающих правила ведения в организации бухгалтерского и налогового учета.

Выбор и реализация рациональной, экономически обоснованной учетной политики позволяют оказывать влияние на эффективность использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, ускорить оборачиваемость элементов капитала, получить дополнительные внутренние источники финансирования капитальных вложений и оборотных активов, улучшить дивидендную политику, привлечь внешние ресурсы для расширения деятельности.

Ценность учетной политики признается и судебными органами. Так, Высший Арбитражный Суд РФ подтвердил, что если какой-либо способ расчета налога не утвержден в налоговом законодательстве, то может быть применена методика, разработанная самим налогоплательщиком и прописанная в его учетной политике (Постановление Президиума ВАС РФ от 12 февраля 2008 г. N 6845/07, а также в Определении ВАС РФ от 9 апреля 2009 г. N 658/09 и Постановлении ФАС Московского округа от 14 декабря 2009 г. N КА-А40/13446-09). Конечно, при условии, что эта методика не противоречит нормам законодательства.

Формирование учетной политики каждой организации должно исходить из требований ее постоянства, соответствия современной национальной нормативной базе, своевременного извещения внешних пользователей учетной информации об изменениях учетной политики.

Приказ руководителя организации об учетной политике является обязательным для исполнения всеми структурными подразделениями организации.

Приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. N 106н утверждено Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008).

С 6 августа 2017 г. вступили в действие изменения, внесенные Приказом Минфина России от 28 апреля 2017 г. N 69н в Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утвержденное Приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. N 106н.

Информационное сообщение Минфина России от 2 августа 2017 г. N ИС-учет-9 "Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии" раскрывает основные изменения, которые произошли в порядке формирования учетной политики.

Главные цели изменений, как отмечается в Информационном сообщении, - упорядочение процедуры формирования учетной политики организации, активизация применения МСФО при выработке учетной политики организации, а также приведение норм ПБУ 1/2008 в соответствие с Федеральным законом "О бухгалтерском учете".


1. Налоговый учет. Теоретический аспект

1.1. Определение налогового учёта, его содержание, цели и задачи

Как самостоятельный вид учета с соответствующими правилами группировки, оценки, признания доходов и расходов, необходимыми для целей налогообложения прибыли, налоговый учет появился с вступлением в действие главы 25 Налогового кодекса РФ (далее-НК РФ) "Налог на прибыль организаций". Развитие налогового учета продолжается по настоящее время, что подтверждают многочисленные поправки, вносимые в названную главу. Для правильной организации налогового учета бухгалтеру компании необходимо понимать базовые принципы его построения. [2]

Сущность налогового учета, его цели, предмет, объекты, принципы организации, особенности учета доходов и расходов определены в ст. 313 - 333 НК РФ. Так, в соответствии с нормой абз. 2 ст. 313 НК РФ под налоговым учетом следует понимать систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ. [2]

Предмет налогового учета, можно рассматривать как применительно к конкретному налогу (налог на прибыль организаций, НДС, НДФЛ и т.д.), так и в отношении в целом выбранной налогоплательщиком системы налогообложения. В последнем случае к объектам налогового учета можно отнести объекты налогообложения в рамках общей системы налогообложения, специальных режимов.

Таким образом, при применении общей системы налогообложения объектами налогового учета могут быть прибыль, полученная по итогам отчетного (налогового) периода, операции по реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав и т.д. В рамках упрощенной системы налогообложения - это доходы и расходы организации. [2]

Впервые учет для целей исчисления налогооблагаемой прибыли появился с 1 января 1992 г. с вступлением в действие Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль организаций" (в настоящее время не действует). Названным Законом был установлен особый порядок определения выручки для целей налогообложения в условиях, когда товары (работы, услуги) реализуются по ценам ниже себестоимости. Таким образом, информация о доходах должна была формироваться уже не только в системе бухгалтерского учета, а дополняться сведениями из специальных аналитических документов (расчетов). [3]


В дальнейшем с принятием новых законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих учет доходов и расходов для целей налогообложения прибыли, процесс разделения бухгалтерского и налогового учета только усиливался. Этому способствовали многочисленные дополнения и изменения, вносимые в упомянутый Закон, в Положение о составе затрат <...> (утв. Постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 N 552, в настоящее время не действует) и в другие нормативные документы. [3]

Цели налогового учета сформулированы в абз. 4 ст. 313 НК РФ. Это:

- формирование полной и достоверной информации о порядке учета хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода для целей налогообложения;

- обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля правильности, полноты и своевременности исчисления и уплаты в бюджет налога. [2]

В связи с поставленными целями в ходе осуществления налогового учета предполагается решать следующие основные задачи:

- полно и своевременно формировать и представлять заинтересованным пользователям данные налогового учета;

- правильно и своевременно исчислять налоговую базу, определять налог в соответствии с требованиями налогового законодательства;

- правильно и своевременно формировать подтверждение данных налогового учета. [3]

Данные налогового учета - это информация, на основе которой налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода (абз. 1 ст. 313 НК РФ). Причем содержание данных налогового учета (в том числе данных первичных документов) является налоговой тайной (абз. 19 ст. 313 НК РФ). [2]

Данные налогового учета должны содержать следующую информацию (абз. 8 ст. 313 НК РФ):

- о порядке формирования суммы доходов и расходов;

- порядке определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;

- сумме остатка расходов (убытков), подлежащего отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;

- порядке формирования сумм создаваемых резервов;

- сумме задолженности по расчетам с бюджетом по налогу. [2]

Конкретные способы учета доходов и расходов в рамках указанных выше пунктов отражаются налогоплательщиками в своей учетной политике для целей налогообложения.

Как подтвердить данные налогового учета.

Данные налогового учета необходимо подтвердить. В качестве подтверждающих в налоговом законодательстве предусмотрены следующие документы:


- первичные учетные документы (в том числе справка бухгалтера);

- аналитические регистры налогового учета;

- расчет налоговой базы.

Первичные документы

В соответствии с п. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы первичной документации, в том числе бухгалтерских справок-расчетов, необходимо утвердить приказом об учетной политике. Таковы требования п. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, а также п. 4 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации". [4]

Таким образом, начиная с 1 января 2013 г. формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению, а носят рекомендательный характер.

В то же время, как разъяснено в информации Минфина России N ПЗ-10/2012, обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы). [8]

Регистры налогового учета

Согласно нормам ст. 314 НК РФ регистры налогового учета представляют собой сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями 25-й главы НК РФ, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета. Другими словами, это документы налогового учета, содержащие совокупность показателей, которые прямо или косвенно влияют на размер налоговой базы. Такие документы налогоплательщик разрабатывает самостоятельно, учитывая при этом обязательные реквизиты, к которым относятся:

- наименование;

- период (дата) составления;

- измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;

- наименование хозяйственных операций;

- подпись (расшифровка подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров. [5]

Следует отметить, что основные регистры системы налогового учета были предложены в Рекомендациях МНС России. К ним относятся регистры промежуточных расчетов, регистры учета состояния единицы налогового учета, регистры учета хозяйственных операций, регистры формирования отчетных данных. [3]

В регистрах промежуточных расчетов накапливается информация о показателях, необходимых для формирования налоговой базы, которые (показатели) не отражаются отдельно в налоговой декларации. К промежуточным относят, например, такие показатели, как стоимость объекта учета, стоимость списанных сырья и (или) материалов по методу ФИФО, величина сомнительной и безнадежной дебиторской задолженности по результатам инвентаризации на отчетную дату, величина резерва сомнительных долгов текущего отчетного (налогового) периода и др.


Регистры учета состояния единицы налогового учета служат для систематизации информации о состоянии объектов учета, которые будут использоваться более одного отчетного (налогового) периода, и, следовательно, информация о них необходима будет на каждую отчетную дату. Это, например, основные средства, нематериальные активы, дебиторская и кредиторская задолженность и др.

В регистрах учета хозяйственных операций систематизируется информация о хозяйственных операциях, которые оказывают влияние на величину налоговой базы. К таким операциям относят, например, операции по приобретению имущества, работ, услуг, имущественных прав, по выбытию имущества (работ, услуг, имущественных прав), по поступлению и расходованию денежных средств, по определению расходов на оплату труда и др. [3]

Регистры формирования отчетных данных в основном предназначены для формирования значений конкретных строк налоговой декларации - доходы от реализации, расходы, уменьшающие сумму доходов от реализации, внереализационные доходы и внереализационные расходы и др. Вместе с тем в таких регистрах выявляется и систематизируется и иная информация, переносимая в регистры учета состояния единиц.

Расчет налоговой базы

Расчет налоговой базы - это документ, который налогоплательщик также разрабатывает самостоятельно на основании данных налогового учета в соответствии с требованиями ст. 315 НК РФ (и предназначенный для определения налоговой базы). На основании данного расчета налогоплательщик заполняет налоговую декларацию. [2]

Расчет налоговой базы должен содержать такие показатели, как:

- период, за который определяется налоговая база (с начала налогового периода нарастающим итогом);

- сумма доходов от реализации, полученных в отчетном (налоговом) периоде;

- сумма расходов, произведенных в отчетном (налоговом) периоде, уменьшающих сумму доходов от реализации;

- прибыль (убыток) от реализации;

- сумма внереализационных доходов;

- сумма внереализационных расходов;

- прибыль (убыток) от внереализационных операций;

- итого налоговая база за отчетный (налоговый) период. Из налоговой базы исключается сумма убытка, подлежащего переносу в порядке, предусмотренном ст. 283 НК РФ (п. 9 ст. 315 НК РФ). [3]

При формировании расчета налоговой базы необходимо учитывать, что по отдельным операциям в налоговом законодательстве предусмотрен особый порядок определения налоговой базы. Имеются в виду особенности определения налоговой базы по доходам, полученным от долевого участия в других организациях, при использовании объектов обслуживающих производств и хозяйств, при передаче имущества (имущественных прав) в уставный (складочный) капитал (фонд, имущество фонда) в качестве имущественного взноса РФ, при реализации ценных бумаг, по доходам, полученным участниками договора простого товарищества и др. [5]