Файл: конфликты в организации(Изучение природы конфликта).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность темы. Принято думать, что взаимодействие людей в различных отраслях жизнедеятельности является абсолютно невозможным без разного рода конфликтов, и, так как исключить их нельзя, то следует научиться ими управлять, поскольку от этого часто зависит не только эффективность работы отдельных работников, но и деятельность организации как таковой.

Исторически так сложилось, что человечество накопило не только большой опыт в завязывании конфликтных противоборств, но и научилось их разрешать. Большинством ученых выдвигается тезис о том, что лучше конфликты предупреждать, чем потом с огромным трудом их разрешать. Поэтому в современном мире проблема эффективной профилактической работы с конфликтами приобрела особую актуальность не только как основа для поддержания благоприятного эмоционального климата, но и как необходимая составляющая успешного и эффективного делового взаимодействия.

Сегодня существует великое множество способов осуществления профилактики межличностных конфликтов и следует отметить, что при этом ведущая роль в управлении конфликтами отводится представителям руководящего звена организаций. Несомненно, для осуществления эффективного управления организационными конфликтами администраторы обязаны владеть определенными навыками разрешения и предупреждения конфликтных ситуаций.

Данную работу мы посвятим изучению механизмов управления конфликтами в педагогическом коллективе, поскольку считаем, что данная проблема является крайне актуальной, так как от деятельности руководства в данном направлении зависит уровень психологического благополучия в коллективе. А психологическое благополучие педагогов, как известно, является одним из важнейших факторов, влияющих на эффективность учебно-воспитательного процесса в школе.

Исходя из выше сказанного, нами была определена цель работы: исследование эффективности управления конфликтами в общеобразовательном учреждении путем анализа используемых руководством механизмов предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций и изучения степени конфликтности педагогического коллектива.

Объект исследования: педагогический коллектив.

Предмет исследования: методы управления конфликтами в общеобразовательном учреждении и степень конфликтности членов педагогического коллектива.


Гипотезы исследования: 1. В педагогическом коллективе преобладает низкий уровень конфликтности, что является свидетельством использования руководителем школы эффективных механизмов предупреждения и разрешения конфликтов. 2. Агрессивное поведение (как основа конфликтного поведения) личности связана с наличием тревожности и склонности к агрессивности.

Исходя из цели и гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи:

1. Обзор теоретической литературы по проблеме организационных конфликтов.

2. Ознакомление с основными стратегиями предупреждения и разрешения конфликтов.

3. Осуществление анализа основных подходов к профилактике и разрешению конфликтов, реализующихся в исследуемом общеобразовательном учреждении.

4. Выявление степени конфликтности педагогов и определение уровня социально-психологического климата в коллективе с целью определения эффективности мер, реализуемых руководством школы в рамках работы с конфликтами.

Методы исследования:

  • Метод беседы;
  • Метод наблюдения;
  • Метод психологической диагностики;
  • Метод математической статистики.

Для изучения указанной выше проблемы нами были включены в работу следующие методики:

  • «Шкала оценки психологического климата в коллективе» [39];
  • Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса (адаптация Н. В. Гришиной) [34];
  • Опросник А. Басса и А. Дарки (адаптация Л.Г. Почебуты) [24; 28];
  • Шкала ситуативной и личностной тревожности Спилбергера – Ханина [9].

Теоретическая значимость работы. Данная работа будет полезной для ознакомления практическим психологам, работающим в образовательной сфере, поскольку в их деятельности ведущее место занимает работа по формированию и коррекции отношений между людьми (как между учащимися, так и между представителями педагогического коллектива), а конфликтные ситуации являются неотъемлемой частью человеческих взаимоотношений.

Практическая значимость работы заключается в расширении представлений как будущих, так и настоящих специалистов в области психологии о специфике взаимоотношений в педагогическом коллективе в зависимости от правильности выбранной тактики руководителя учебного заведения в сфере управления педагогическими конфликтами.

В структуру работы входят: введение, три главы (две теоретические и одна практическая), выводы к главам, заключение, список литературы и приложения.


Глава 1. Теоретические аспекты изучения природы конфликтов в организации

1.1. Изучение природы конфликта

В настоящее время в психологии насчитывается множество определений конфликта. Ознакомимся с некоторыми из них.

Согласно взгляду на проблему социального конфликта Галустовой О.В., под социальным конфликтом следует понимать такой вид противодействия, при котором стороны – участники конфликта в своих действиях ориентируются на захват территории либо ресурсов противника, в результате чего могут стать угрозой собственности или культуре других, находящихся с ними в оппозиции, и эти их действия обычно имеют характер борьбы. То есть, обязательным условием возникновения социальных конфликтов является присутствие двух оппозиционных сторон. Столкновения сторон обеспечиваются их поступками, целями которых есть достижение взаимоисключающих интересов. Такой ситуацией обуславливается наличие сильного напряжения, являющегося одним из главных свойств социальных конфликтов. Такое напряжение становится побудительной силой к изменению людьми собственного поведения в процессе конфликтного столкновения либо в сторону приспособления, либо в сторону ограждения от конфликта [31].

Согласно взглядам Бабосова Е.М., под конфликтом понимается предельный случай обострения социальных противоречий, который выражается в многообразии форм борьбы между людьми и разными социальными общностями, которая направлена на достижение экономических, политических, социальных, и духовных интересов и целей, а также нейтрализацию либо устранение реального или кажущегося соперника, не позволяющего индивиду добиться достижения его интересов. Конфликты складываются и разрешаются в конкретных социальных ситуациях и связаны они с возникновением социальных проблем, требующих срочного решения. Они имеют конкретные причины, обладают определенными функциями, степенью остроты и длительностью [3].

Запрудский Ю.Г. определил социальные конфликты как явное или скрытое состояние противодействия объективно расхожих интересов и целей развития социальных субъектов, как прямое либо косвенное столкновение сил на основе противостояния заведенному общественному порядку, как особую форму исторического движения к новому единству [6].


Сафьянов В.И. предлагает собственное видение конфликта. Так, согласно его пониманию, конфликты в общении – это межличностное противоборство с элементами насилия, которое связано с сознательным ущемлением достоинства и интересов партнера по взаимодействию [11].

Таким образом, обобщив все сказанное выше, можно дать следующее определение понятию «конфликт» – это столкновение разносторонне направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями [1].

Рассмотрим некоторые подходы авторов к феномену конфликта.

Дж. Фон Нейман и О. Моргенштерн рассматривают конфликты с позиции взаимодействия нескольких субъектов, цели и способы достижения целей которых являются несовместимыми. Наиболее часто, согласно их мнению, конфликты возникают именно тогда, когда деятельность людей каким-то образом связана с решением каких-либо производственных и управленческих задач. Помимо этого, конфликты могут возникать в процессе планирования целенаправленной деятельности [39].

Теория К. Левина подразумевает под конфликтной такую ситуацию, при наличии которой на личность одновременно воздействуют направленные в разные стороны силы, которые практически равнозначны. Наравне с «силовыми» линиями ситуаций важную роль в решении конфликтных ситуаций, в понимании и видении их играет сам индивид. Именно в связи с этим в трудах Левина конфликты разделены на внутриличностные и межличностные [12].

Ролевая теория конфликта дает характеристику конфликту как ситуации несовместимых ожиданий, которые обязательно присутствуют у каждого человека, исполняющего какую-либо роль в социальной структуре. Согласно данной теории все конфликты распределяются на внутриролевые, личностно-ролевые и межролевые [5].

Свою теорию социального конфликта предложил к рассмотрению и Л. Козер. Согласно ей, конфликты выступают в роли борьбы за ценности. При чем очень часто такая борьба связана с притязаниями на средства или власть. Целью этой борьбы является либо полная, либо частичная нейтрализация соперника или группы соперников [19].

Роббером М. и Тильманом Ф. конфликты рассматриваются как позитивное явление. По их мнению, конфликтная ситуация вызывает у личности состояние потрясения, дезорганизует, но при этом генерирует новые структуры [24].

Очень близкими по своей сути к понятию конфликта являются такие понятия, как соревнование, конкуренция и состязание, поскольку и в них можно проследить противоборство двух и более сторон, но при этом такое противоборство не обладает характером острой враждебности, а в случае ее возникновения противоборство не сопровождается явными нечестными действиями, целью которых является стремление создать как можно больше препятствий для достижения сторонами поставленных ими целей. В перечисленных случаях деятельность осуществляются на собственной территории, и хотя часто конкуренты используют незаконные способы, их применение, по большому счету, нацелено на достижение личного успеха, а не на уничтожение конкурентов как самоцель [9].


Таким образом, анализируя различные подходы к изучению природы конфликтов мы можем сделать выводы о том, что изучение данного социально-психологического феномена сегодня является крайне актуальной проблемой, в связи с чем уже существует много работ данной тематики и практически каждый день создаются новые. Но, не смотря на столь повышенный интерес в этой проблеме, на данной ступени развития психологии еще не существует однозначного определения понятия конфликта и отсутствует ведущий подход к его изучению.

1.2. Сущность межличностных конфликтов

Многими авторами предлагается множество типологий конфликтов, но в сущности все они подразделяются на: внутриличностные и межличностные [13; 20].

Под внутриличностными конфликтами подразумевается состояние дискомфорта, возникающее:

  • в результате противоречивости требований, которые предъявляются человеку;
  • в результате несогласованности внешних требований с потребностями и ценностными ориентирами личности.

Таким образом, возникновению внутриличностного конфликта способствуют возникновение негативных внешних (фрустрация и ущемление личностных потребностей) или внутренних факторов (состояние дискомфорта).

Под межличностными конфликтами принято понимать открытые столкновения субъектов взаимодействия на основании возникающих противоречий, которые выступают в виде противоположно направленных целей, не совмещающихся в конкретной ситуации [22].

Межличностные конфликты подразумевают отсутствие согласованности поступков и взглядов в сложившейся системе общения двух и более людей. В результате такой несогласованности у них формируются отличные друг от друга мнения и интересы, а также взгляды на возникшие проблемы, нарушающие на соответствующем этапе отношений адекватное взаимодействие. Ситуация ущемления интересов хотя бы одной из сторон зачастую и приводит к конфликту, являющемуся средством разрешения этой ситуации. Абсолютное разрешение конфликта осуществляется тогда только лишь в том случае, если противодействующие стороны совместно осознанно устранят причины конфликта. В случае же, если конфликтная ситуация разрешится победой какой-либо из сторон, устранение ее будет лишь временным и в какой-то момент конфликт обязательно снова заявит о себе при соответствующих обстоятельствах [26].