Файл: Учетная политика для целей налогообложения: цель, задачи, формирование, применение(НОРМАТИВНО-ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 63

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время все предприятия независимо от их вида, форм собственности и подчиненности ведут бухгалтерский и налоговый учет имущества и хозяйственных операций в соответствии с действующим законодательством.

Переход нашей страны к рыночной экономике обусловил возникновение новых объектов учета, в том числе: нематериальные активы, финансовые инвестиции, траст, лизинг, факторинг, внешнеторговые операции и другие операции в бухгалтерском и налоговом учете. В этой связи, эффективная система учета требует грамотного решения. Необходимость правильного ведения бизнес-операций, надлежащий учет и управление всеми ресурсами предприятия, наряду с пониманием, что его деятельность должна быть прозрачной, привели к повышению требований к системе бухгалтерского учета и налогового учета. Однако, не всегда на предприятиях потребность лидерства в этой информации будет выполнены быстро, что негативно сказывается на общей эффективности управления. В этой связи вопросы формирования грамотной учетной политики, особенно для целей налогообложения, улучшения системы налогового учета стали более чем актуальными.

Данная курсовая работа посвящена анализу учетной политики для целей налогообложения. Актуальность данного исследования определена тем, что учетная политика, необходима внутренним пользователям бухгалтерской отчетности (руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации) для правильной организации бухгалтерского учета, правильного исчисления налогов компании и принятия экономически обоснованных решений при осуществлении хозяйственной деятельности.

Источниками информации для написания данной работы являются законодательные акты и нормативные документы, регулирующие формирование учетной политики и определяющих правовые и методологические основы организации и налогового учета в Российской Федерации, а также учебная литература по бухгалтерскому учету и налогообложению. В процессе написания работы изучены Налоговый кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О бухгалтерском учете», инструкции, правила в отношении налогового учета и составление учетной политики.

Цель работы – это рассмотрение теоретических основ и особенностей составления учетной политики для целей налогообложения на примере предприятия ООО « Стройспец».


Для достижения поставленной цели был выдвинут следующий круг задач:

  • изучить понятия, цели, задачи, факторы, влияющие на выбор учетной политики, структуру приказа об учетной политике;
  • рассмотреть способы и порядок ведения учета;
  • исследовать принципы и требования к ведению учета и формированию учетной информации;
  • рассмотреть краткую характеристику предприятия ООО « Стройспец»;
  • изучить действующую на предприятии учетную политику;
  • сформулировать основные рекомендации.

Объектом исследования в данной работе является ООО « Стройспец» – предприятие, которое занимается оптовой торговлей строительными машинами и оборудованием. Предметом исследования, проведенного в работе, служит учетная политика предприятия, теоретические основы ее составления, роль в современной экономике.

ГЛАВА1. НОРМАТИВНО-ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

1.1. Учетная политика: понятия, цели, задачи, факторы, влияющие на выбор учетной политики

Учетная политика оформляется приказом или распоряжением руководителя и формируется на год. В течение этого периода при необходимости отдельными приказами могут вноситься изменения. [1]

Необходимо отметить, что четкой формы и структуры учетной политики для бухгалтерского учета в государственных учреждениях ни в одном нормативно-правовом документе не определено.[2]

Таким образом, это может быть произвольная форма в виде текста или таблицы.

Конечно, учетная политика не должна полностью копировать пункты инструкций, а только дополнять их. В учетной политике необходимо перечислить все действующие нормативно-правовые документы, которыми руководствуется государственное учреждение при ведении бухгалтерского учета. При изменении в течение года указанных нормативно-правовых документов необходимо также просматривать учетную политику на предмет соответствия требованиям новых редакций документов и при необходимости вносить в нее изменения.[3]


Для начала в учетной политике прописывается общая информация об учреждении и принципах бухгалтерского учета. Необходимо подробно описать направления деятельности учреждения в соответствии с его уставом, так как на основании указанных направлений деятельности будет организована аналитика бухгалтерского учета по кодам финансового обеспечения и прочим уровням детализации.[4]

Разделы учетной политики можно организовать в соответствии с Единым планом счетов, который состоит из пяти разделов, сгруппированных по экономическому содержанию для составления достоверной финансовой отчетности и отражения показателей, необходимых для формирования государственного задания, бюджетной сметы (сметы доходов и расходов, плана финансово-хозяйственной деятельности) учреждения.[5]

Рассмотрим определения учетной политики с точки зрения бухгалтерского и налогового законодательства (см. табл. 1.1).

Таблица 1.1

Понятие учетной политики с точки зрения бухгалтерского и налогового учета

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Определение

Законодательная норма

Определение

Законодательная норма

Учетная политика - это принятая совокупность методов бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостью измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности

П. 2 ПБУ 1/2008

Учетная политика для целей налогообложения - выбранная налогоплательщиком совокупного допускается настоящим Кодексом способов (методов) определения доходов и / или расходов, их признания, оценки и распределения, а также других необходимых учета для целей налогообложения на показатели финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика

П. 2 ст. 11 НК РФ

Учетная политика организации формируется и утверждается руководителем организации. Это требование применяется к учетной политике для целей налогообложения. При формировании учетной политики для каждой конкретной области ведения и организации бухгалтерского учета необходимо выбрать один из нескольких разрешенных законом О бухгалтерском учете.

Принятую организацией учетную политику необходимо оформить соответствующие организационно-распорядительные документы (приказы, инструкции и т. д.) в организации. Вновь созданная организация, организация в результате реорганизации, оформляет выбранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня государственной регистрации. Принятая организацией Учетная политика считается применимой с даты приобретения прав юридического лица (государственной регистрации).


Что касается учетной политики для целей налогообложения, следует отметить, что Налоговый кодекс не создает единые стандарты учетной политики, касающиеся налогов. Стандарты учетной политики изложены в соответствующей главе Налогового кодекса, применяются только к налогам, которые относится к этой главе. В соответствии с этим подходом в главах 21 и 25 НК РФ в ином порядке, установленном порядок утверждения и изменения учетной политики для целей налогообложения.

В отношении НДС в пункте 12 статьи 167 НК РФ устанавливает следующие правила: Учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом его утверждения соответствующим приказом, распоряжением руководителя.

Налоговый учет ведется параллельно бухгалтерскому учету организации. Доходы и расходы организации регистрируются в налоговом учете не зависимо от того, как они признаются в бухгалтерском учете.

Бухгалтерский учет – это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии имущества, обязательств организации и их изменениях путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

В настоящее время бухгалтерский учет ведется на основании ФЗ № 402 – ФЗ «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2013 года. В законе сказано, что бухгалтерский учет нужно вести основываясь на Положения по бухгалтерскому учету.

Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) – правила ведения бухгалтерского учета.

Налоговый учет ведется на основании Налогового Кодекса РФ. Федерального закона, писем ФНС и Минфина.

Отличием между бухгалтерским и налоговым учетом является порядок признания доходов и расходов. [6]

Учетная политика для целей налогообложения является обязательной для всех обособленных подразделений организации. В отношении налоговых вопросов учетной политики, изложенных в главе 25 Налогового кодекса более подробно.

На выбор и обоснование учетной политики влияют следующие факторы[7]:

  • организационно-правовая форма организации, так как ее выбор определяет особенности учета по определенным участкам учета (например, уставного капитала, резервного капитала);
  • отраслевая принадлежность и вид деятельности (вид деятельности определяет порядок учета по некоторым участкам учета, например, на предприятиях торговли не используются счета учета затрат с 20 до 29);
  • масштабы деятельности организации;
  • управленческая структура организации и структура бухгалтерии;
  • уровень квалификации бухгалтерских кадров и др.

Таким образом, в современных рыночных условиях существенно возросла роль учетной политики предприятия как для целей бухгалтерского, так для целей налогового учета, так как предприятиям предоставлена хозяйственная самостоятельность. Это выражается в том, что предприятием предоставляется право выбора варианта учета того или иного актива или обязательства, а в учетной политике фиксируется выбранный способ ведения учета. Учетная политика для предприятий это свод правил ведения бухгалтерского и налогового учета и чем более качественно она разработана, тем более эффективно организован учет на предприятии.

Учетная политика предприятия для целей бухгалтерского учета состоит из трех разделов:

1. Организационный раздел

2. Технический раздел

3. Методический раздел,

Учетная политика для целей налогообложения содержит в себе 2 раздела:

1. Организационно-технический раздел. Это раздел, в котором подробно раскрываются порядок ведения налогового учета (обособленно или на основании бухгалтерского учета), рабочий план счетов для целей налогообложения, график начисления и уплаты налогов, график сдачи налоговой отчетности и т.д.

2. Методический раздел-это раздел, в котором подробно по каждому налогу, особенностей формирования налоговой базы, применения ставок, учет по каждому из налогов, выплаченных компанией (формы регистров налогового учета, бухгалтерских книг, открытие аналитических счетов и т. д.) и другие аспекты налогового учета.

Таким образом, была Рассмотрена структура учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета, было установлено, что Учетная политика должна включать в себя организационный, технический и методологический разделы.

Что касается учетной политики для целей налогообложения, то, как отмечалось ранее, статья 313 НК РФ предусматривает возможность изменения учетной политики для целей налогообложения. При этом указывается, что изменение налогоплательщиком в случае изменения законодательства о налогах и сборах или методами бухгалтерского учета. Решение об изменениях в учетной политике при изменении методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах - не ранее чем с даты вступления в силу поправок в законодательство. Следует отметить, что порядок изменения учетной политики для целей налогообложения и бухгалтерского учета, строго регламентируется законодательством, в частности Налоговым кодексом и ПБУ 1/2008.