Файл: Государственная социальная политика в сфере занятости молодежи - региональный аспект (Теоретические аспекты регулирования занятости в Российской Федерации).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 85
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты регулирования занятости в Российской Федерации
1.1. Государственная политика в области содействия занятости молодежи в России на современном этапе
1.2. Законодательные основы государственных мер содействия занятости молодежи населения в ХМАО
1.3. Основные направления занятости населения в РФ
Глава 2. Анализ государственных мер содействия занятости населения в ХМАО
2.1. Анализ основных показателей государственных мер содействия занятости населения в ХМАО
2.2. Организационно-правовые основы занятости населения
2.3. Проблемы государственных мер содействия занятости населения в ЯНАО и пути их решения
Содержание:
Введение
На современном этапе российская политика занятости определяет множество проблем, которые необходимо решить для обеспечения прав безработных.
Основная задача государственной политики на рынке труда сегодня состоит в минимизации социально- экономических издержек безработицы и повышении мобильности и конкурентоспособности рабочей силы.
К числу некоторых причин безработицы можно отнести несоответствие спроса рынка труда и предложения по подготовке специалистов, нежелание работодателей брать выпускников сразу после учебы без опыта работы.
Государственная политика содействия занятости молодежи — система мер государственного воздействия, способствующих социальной и профессиональной самореализации молодежи, удовлетворению ее личных и общественных потребностей.
Уменьшение роста безработицы, увеличение эффективности реализации основных направлений политики занятости, а также обеспечение социальной защиты всех социально-демографических групп граждан в процессе адаптации к рыночным отношениям возможны лишь при совершенствовании государством форм, методов и практики своего регулирования занятости населения как на федеральном и региональном, так и на местном уровнях.
Проблема трудоустройства в России одна из основных социальной политики государства. Именно занятость населения является одним из важных показателей социально-экономического развития общества. Она является индикатором, по которому можно характеризовать национальное благополучие страны, эффективность осуществления реформ и программ, состояние экономики и уровень жизни населения в целом.
Цель исследования - изучение государственной и муниципальной политики в области труда и занятости на примере Ханты-Мансийский АО Для достижения этой цели в ходе работы решаются следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты регулирования занятости в Российской Федерации;
- изучить правовые основы регулирования занятости населения в Российской Федерации;
- рассмотреть мероприятия государственного регулирования занятости населения на примере Ханты-Мансийский АО ;
- - разработать программно-целевой подход в регулировании занятости населения на муниципальном уровне на примере Ханты-Мансийский АО ;
- Объектом исследования выступает государственная социальная политика в сфере занятости Ханты-Мансийский АО
Предмет исследования – причины и виды безработицы как на федеральном, так и на региональном уровне на примере Ханты-Мансийский АО .
Теоретико-методической базой исследования являются труды российских и зарубежных ученых в области занятости населения.
Источниками информации для проведения исследования выступали официальные сайты следующих ведомств: Федеральная служба государственной статистики, Департамент труда и социальной защиты населения Ханты-Мансийский АО , Информационный центр Правительства Москвы, а также другие Интернет-ресурсы.
Эмпирическая основа работы. В работе использовались логический, причинно-следственный, сравнительный, системный виды анализа, а также метод систематизации.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты регулирования занятости в Российской Федерации
1.1. Государственная политика в области содействия занятости молодежи в России на современном этапе
Занятость — это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход[1].
Особенно важна осторожная и планомерная политика государства по вопросам регулирования рынка труда, принимая во внимание потрясения экономического кризиса 2008 года, повлекший за собой спад промышленного производства (на 16%; в обрабатывающих отраслях — на 21%; а уровень безработицы вырос примерно на 36%)[2].
Государственная политика занятости в РФ осуществляется с помощью мер инвестиционной, финансово-кредитной, налоговой и социальной политики. Эти меры направлены, в первую очередь, на рациональное размещение производительных сил в стране, повышение мобильности трудовых ресурсов, поощрение гибких режимов труда, создание новых технологий и др. мер, способствующих сохранению и развитию системы рабочих мест[3].
К числу основных задач в политике занятости можно отнести:
1) создание условий для повышения благосостояния граждан (увеличения доходов);
2) обеспечение рациональной занятости граждан, регулирование баланса спроса и предложения;
3) повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы (содействие непрерывному образованию – современная тенденция). Государственная политика занятости является неотъемлемой частью социальной политики, проводимой государством на всех уровнях. Основные направления государственной политики в области содействия занятости представлены на рисунке 1.
Рис. 1 – Направления государственной политики в области занятости населения
На федеральном уровне формируются главные направления политики занятости, определяются её цели и решаются основополагающие задачи по согласованию политики занятости с демографической, финансовой, миграционной, социальной, инвестиционной, внешнеэкономической политикой государства. На этом уровне вырабатывается общая политика трудоустройства и меры поддержки безработных[4] На уровне регионов идет учёт основных направлений и приоритетов государственной политики занятости, выработанных и установленных на федеральном уровне.
Следует отметить, что на данном уровне некоторые меры, например, по поддержке малого бизнеса и развитию фермерства (что напрямую влияет на стимулирование самозанятости населения) носят более эффективный характер.
В интересах политики занятости региональное правительство может осуществлять программы по содействию жилищному, дорожному строительству и т.д.
Таким образом, эти программы могут обеспечить дополнительные необходимые рабочие места, что особенно важно во время кризисов, помимо прочего активизируя другие. предприятия в регионе, которые бы занимались изготовлением, поставкой сырья для этих видов работ.
На местном уровне осуществляется непосредственная работа с населением и практическая реализация положений о политике занятости в области трудоустройства, обучения (переобучения) граждан, ведётся выплата пособий безработным.
Законодательно установлено, что органы местного самоуправления имеют право принимать участие в финансировании и организации ряда мероприятий, направленных на содействие занятости населения, среди которых организация общественных работ, временного трудоустройства подростков (в свободное от учёбы время), а также проведение ярмарок-вакансий, дней абитуриента, оказание помощи в трудоустройстве впервые ищущим работу.
Государственная политика в области управления занятостью населения является основополагающей в социально-экономической политике страны. Выделяют два условных вида политики занятости:
Активная политика занятости – это совокупность организационных, экономических, правовых мер, осуществляемых государством с целью добиться снижения безработицы до её естественного (минимального) уровня.
Она включает в себя стимулирование предпринимательских инициатив посредством курсов и семинаров по открытию собственного дела; профориентацию, переобучение, повышение квалификации; организацию специализированных рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями.
Особенностью этого вида политики занятости является попытка «играть на опережение», стремление не допустить кризиса. Поэтому в активную политику также входят меры по профилактике массовых высвобождений работников, перепрофилирование неэффективных рабочих мест в соответствии с потребностями экономики и рынка труда и многое другое.
Активная политика занятости наиболее выгодна государству, поскольку меры, лежащие в её основе, подразумевают окупаемость и возвратность средств, вложенных в неё.
Пассивная политика занятости представляет собой совокупность государственных мер, направленных, в первую очередь, на сглаживание последствий безработицы[5].
Сюда относится материальная поддержка граждан, признанных безработными, в виде выплаты пособий по безработице, а также сохранение рабочих мест.
Существуют и доплаты на иждивенцев. Особенность данной политики занятости заключается в том, что она ограничивается исключительно помощью безработным. Иногда выделяют так называемую умеренно-пассивную политику занятости.
Она тоже предусматривает материальную помощь безработным, однако предоставляет более широкий и разнообразный спектр услуг по поиску и подбору рабочих мест потерявших работу.
Как показывает опыт стран с развитой рыночной экономикой, наиболее эффективным методом регулирования занятости населения оказалось сочетание механизмов государственного регулирования рынка труда и саморегулирования.
Основные направления регулирования занятости более подробно представлены на рисунке 2.
Рис. 2 – Направления регулирования занятости населения
В системе государственного регулирования занятости населения, как показывает опыт стран с развитой рыночной экономикой, выделяются следующие методы:
−экономические, воздействующие через прибыль и стимулирующие экономические интересы субъектов хозяйствования, где среди механизмов выделяются в качестве наиболее эффективных налогообложение, льготное кредитование, инструменты тарифной политики, а также бюджетной политики, нацеленные на создание и сохранение рабочих мест, профессиональное обучение кадров, поддержку инновационных отраслей;
−организационные, среди которых, безусловно, главная роль принадлежит созданию государственных и негосударственных центров занятости населения, информационного обеспечения рынка труда как для предпринимателей, так и наёмных работников, центров консультационных, юридических услуг в сфере труда, систем профессиональной ориентации для молодёжи, обучающих центров в системе профессионального образования[6];
−административные, воздействующие через систему нормативно-правовых актов, регулирующую трудовые отношения в государстве, начиная с права на труд, продолжительности рабочего дня, установления периода трудовой жизни гражданина, защиты прав трудящихся и заканчивая нормативами, стандартами, ограничениями, методическими рекомендациями и порядками в конкретных узких сферах трудовых отношений (это касается и системы найма работников, заключения трудовых договоров, определения квот на мигрантов, создание благоприятных условий их трудовой деятельности и жизни, обязательных отчислений в фонды поддержки занятости населения, нормативов социальных гарантий и др.).
Практика вмешательства государства в регулирование занятости населения и борьба с «провалами рынка» демонстрируют необходимость изменения инструментов политики на рынке труда в сторону расширения использования мер активной политики по содействию занятости населения. Однако сохраняется потребность в совершенствовании существующих механизмов по регулированию рынка труда и разработке новых, соответствующих постоянно изменяющимся условиям.
Особое внимание следует уделить программно-целевому методу как наиболее действенному в управлении занятостью населения, который способен действовать комплексно.
В регулировании занятости могут быть задействованы следующие программы:
−специальные программы в области, например, промышленного развития (они бы обеспечили одновременно и экономический рост, и рост занятости);
−программы, нацеленные на обеспечение доступности всем нуждающимся в дополнительном профессиональном обучении или переподготовке;