Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования(ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Проведение рыночных преобразований в экономике немыслимо без создания эффективной системы налогообложения.

Налоговая система – основной проводник государственных интересов при регулировании экономики, формировании доходов бюджета, ограничении роста цен и торможении инфляции во всех странах с социально ориентированной рыночной экономикой. Выражая экономические интересы участников воспроизводственного процесса, налоговая система обеспечивает их равновесие, а тем самым и общественный процесс.

Совершенствование налоговой системы государства неразрывно связано с созданием эффективных условий функционирования предприятий. От уровня налоговой нагрузки на экономику зависит формирование устойчивых предпосылок экономического роста.

Так же налоговая система один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту. Проблема налоговой системы, на сегодняшний день, одна из наиболее сложных и противоречивых в мировой практике ведения хозяйства.

Актуальность этой темы в том, что Налоговая система России ещё не усовершенствована полностью, и требует исправления недостатков, так же рядом изъянов, каждый из которых подлежит анализу, необходимому для обоснования соответствующих реформационных мер.

Цель данной курсовой работы - на основе анализа общих принципов и экономических законов построения налоговой системы и структуры налоговой системы Российской Федерации выявить и обосновать пути совершенствования современной налоговой системы России.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

  • изучить экономическую сущность налогов
  • рассмотреть классификацию налогов и сборов
  • изучить роль и значение системы налогов и сборов РФ
  • рассмотреть виды налогов и сборов РФ
  • определить региональные особенности систем налогообложения малого и среднего бизнеса
  • проанализировать основные недостатки действующей налоговой системы и пути их решения
  • оценить влияние налоговой системы на экономику России

Предметом данной курсовой работы является налоговая система государства, а объектом – сущность и структура налоговой системы государства.


В первой главе мною были рассмотрены теоретические основы построения и функционирования налоговой системы в целом. Во второй части представлены виды налогов и сборов, так же она посвящена исследованию региональных особенностей систем налогообложения малого и среднего бизнеса, выявлены недостатки налоговой системы, рассматриваются пути ее совершенствования.

В курсовой работе были использованы такие экономические методы, как научный, поисковый, исследовательский и сравнительный, определены проблемы по обозначенным федеральным налогам и сборам и предложены повышения их роли в формировании системы доходов бюджета.

При написании работы использовались труды специалистов в области налогообложения, таких как Козаева О.Т., Пансков В.Г., Агузарова Л.А и др., информация официальных сайтов Федеральной налоговой службы Российской Федерации, Государственного комитета по статистике, публикации научных и периодических изданий, посвященные проблемам налогообложения и т.д.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

1.1 Экономическая сущность налогов

Выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности государство вырабатывает и осуществляет соответствующую политику - экономическую, социальную, экологическую, демографическую и другие. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования социально-экономических процессов используются финансово-кредитный и ценовой механизмы.

Финансово-бюджетная система охватывает отношения по поводу формирования и использования финансовых ресурсов государства – бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективную реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Исходя из необходимости наиболее полного удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах, а также в целях выполнения возложенных на него функций государство устанавливает совокупность налогов, которые должны взиматься по единым правилам и на единых принципах. Иначе говоря, налоги должны быть объединены в целостную единую систему.


Налоговая система – нормы, регулирующие размеры формы, методы и сроки безвозмездного изъятия государством части денежных средств из стоимости натуральных доходов у предприятий, организаций и населения в виде общегосударственных налогов, целевых платежей и сборов, отчислений во внебюджетные фонды, установленные законодательством.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.[1]

Таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов.

Общими элементами любой налоговой системы являются:

  • виды налогов, законодательно принятые в государстве органами законодательной власти соответствующих территориальных образований (федеральные, региональные, местные);
  • субъекты налога (налогоплательщики), уплачивающие налоги и сборы в соответствии с принятыми в государстве законами;
  • органы государственной власти и местного самоуправления как институты власти, которые наделены определенными правами по изъятию налогов и установлению контроля за уплатой налогов налогоплательщиками;
  • законодательная база (законы, постановления, распоряжения, инструкции) по налогообложению, правам, обязанностям и ответственности субъектов налога и институтов изъятия налогов и контроля за их уплатой налогоплательщиками.

Экономическим источником любых форм налогов являются доходы, полученные в процессе распределения и перераспределения национального дохода, и, следовательно, абсолютным пределом (на более или менее продолжительный период времени) для налогообложения является сумма национального дохода страны. Это очевидно, когда государство использует прямую форму мобилизации доходов в бюджет — обложение налогами первичных доходов, которые составляют произведенный национальный доход — заработную плату рабочих и служащих, предпринимательскую прибыль, процент и земельную ренту. В этом случае государство непосредственно присваивает в свою пользу часть национального дохода, произведенного обществом.

Кроме того, государство может использовать и косвенную форму изъятия доходов — путем введения надбавок к ценам товаров и услуг, потребляемых получателями первичных доходов (трудящимися, предпринимателями и землевладельцами). Покупая товары и услуги, потребители не только возмещают расходы по производству этих товаров и услуг и оплачивают прибыль предпринимателя, но и передают часть своих доходов в казну государства.


В зависимости от способа изъятия доходов первая форма обложения называется прямым налогообложением (взимаемые налоги — прямыми налогами), а вторая форма — косвенным (косвенные налоги).

Эффективное использование налогов в решении социально-экономических проблем невозможно без четко обоснованной государственной налоговой политики, соответствующей объективным экономическим, социальным и политическим условиям.

Исходя из сущности налогов, их места и роли в обществе можно сформулировать следующее определение: налоговая политика - это составная часть экономической политики государства, направленная на формирование налоговой системы, обеспечивающей экономический рост, способствующей гармонизации экономических интересов государства и налогоплательщиков с учетом социально-экономической ситуации в стране[2].

Главной целью налоговой политики является обеспечение бюджетов разных уровней финансовыми ресурсами в достаточных объемах. Бесперебойное пополнение бюджетных доходов - основа экономического роста, повышения благосостояния населения, укрепления обороноспособности, решения экологических и других насущных проблем общества. Немаловажное значение имеет осуществление при помощи налогов распределительных и перераспределительных процессов, особенно между центром и регионами.

Содержание налоговой политики во многом определяется принятой концепцией развития налогов. Она призвана обеспечить приток инвестиций, способствовать экономическому росту, гармонизации взаимоотношений государства и налогоплательщиков, выравниванию налогового бремени по отдельным экономическим регионам и социальным группам.

Величина налогового бремени является важным показателем эффективности налоговой системы. Налоговое бремя может исчисляться для экономики страны в целом и для конкретного налогоплательщика. Налоговое бремя на макроуровне определяется как отношение общей суммы взимаемых налогов к величине совокупного национального продукта и показывает, какая часть произведенного общественного продукта перераспределяется в результате действия бюджетных механизмов. Для конкретного налогоплательщика налоговое бремя показывает долю совокупного дохода этого лица, которая отчуждается в бюджет.

1.2 Классификация налогов


В настоящее время виды налогов и сборов как важнейшей составляющей налоговой системы весьма разнообразны. Налоги можно классифицировать по разным признакам.

Все налоги, действующие на территории РФ, в зависимости от уровня установления подразделяются на три вида:

  • федеральные:
  • региональные;
  • местные.

Федеральные налоги устанавливаются, отменяются и изменяются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Региональные налоги устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов РФ. Правительство субъектов Федерации наделено правом вводить или отменять региональные налоги на своей территории и изменять некоторые элементы налогообложения в соответствии с действующим федеральным законодательством.

Местные налоги регламентируются законодательными актами федеральных органов власти и законами субъектов РФ. Органам местного самоуправления в соответствии с НК РФ предоставлено право вводить или отменять на территории муниципального образования местные налоги и сборы.[3]

Таблица 1 - Классификация налогов в зависимости от уровня установления

Уровень установления

Налоги

Федеральные

  • Налог на добавленную стоимость;
  • Акцизы;
  • Налог на доходы физических лиц;
  • Налог на прибыль организаций;
  • Налог на добычу полезных ископаемых;
  • Водный налог;
  • Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
  • Государственная пошлина.

Региональные

  • Налог на имущество организаций;
  • Транспортный налог;
  • Налог на игорный бизнес.

Местные

  • Земельный налог;
  • Налог на имущество физических лиц.

При введении в действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на недвижимость прекращается действие налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

В зависимости от метода взимания налоги подразделяются следующим образом:

  • прямые;
  • косвенные.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, владение и пользование которым служит основанием для налогообложения. К прямым налогам относятся:

  • налог на доходы физических лиц;
  • налог на прибыль организаций;
  • налоги на имущество как юридических, так и физических лиц.