Файл: Набор, отбор персонала на примере предприятия «Планета»(Место поиска и отбора персонала в системе кадровой политики).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 2.7 - Анализ движения персонала гостиницы «ПЛАНЕТА» в динамике за три года

Показатель

Год

Изменение от 2014 к 2016 году

2014

2015

2016

Абсолютные

Относительные

Среднегодовая численность, чел.

31

31

33

2

6,45

В т.ч. оперативного персонала, чел.

22

22

24

2

9,09

Доля оперативного обслуживающего персонала, %

70,97

70,97

72,73

1,76

-

Принято

8

9

10

2

25

Уволено

8

9

8

0

0

- по собственному желанию, чел.

7

8

6

-1

-14,29

Продолжение таблицы 2.7

- за нарушение трудовой дисциплины, чел.

1

1

2

1

100

Коэффициент приема (Число принятых работников: Среднегодовая численность)×100

8:31×100=

25,81

9:31×100=

29,03

10:33×100=

30,3

4,50

-

Коэффициент текучести кадров (Число уволенных работников: Среднегодовая численность)×100

8:31×100=

25,81

9:31×100=

29,03

8:31×100=

24,24

-1,56

-

Коэффициент стабильности кадров (Численность работников, проработавших на предприятии в течение года: Среднегодовая численность)×100

(31-8):31×100= 74,19

(31-9):31×100=70,97

(33-10):31×100=69,7

-4,50

-

Данные таблицы 2.7 свидетельствуют о том, что коэффициент текучести персонала гостиницы к 2016 году значительно уменьшился. Уменьшение коэффициента текучести было связано в первую очередь с ростом численности персонала и снижением числа уволенных работников по собственному желанию.


Подводя итоги анализу кадрового состава гостиницы можно заключить:

- численность персонала гостиницы «ПЛАНЕТА» к 2016 году увеличилось на 2 человек или на 6,45%. Рост среднесписочной численности персонала достигнут за счет роста числа оперативного обслуживающего персонала, что является положительным моментом в деятельности предприятия сфере гостеприимства;

- самую значительную долей в возрастной структуре персонала гостиницы «ПЛАНЕТА» занимают работники категории от 25 до 55 лет, однако наметилась тенденция к старению кадрового состава;

- вызывает опасения тот факт, что к 2016 году численность работников, уволенных за нарушение трудовой дисциплины возросла на 1 человека, что требует повышенного внимания руководства гостиницы «ПЛАНЕТА».

2.3 Оценка системы поиска и отбора персонала в гостинице

За поиск и отбор персонала в гостинице отвечает специалист по управлению персоналом.

Схема распределения зон ответственности в сфере найма и отбора кадров гостиницы приведена на рисунке 2.2.

Рис.2.2. Схема распределения зон ответственности в сфере найма и отбора кадров гостиницы

При подборе персонала в гостинице «ПЛАНЕТА» используются следующие критерии отбора:

-личные качества;

-образование;

-профессиональные навыки;

-опыт предыдущей работы;

-совместимость с окружающими (личные качества).

В гостиничном предприятии наем персонала осуществляется из следующих источников:

- служба занятости населения;

- сотрудничество с платными кадровыми агентствами;

- сотрудничество с высшими и средними специальными учебными заведениями города;

- внутренний набор (ротация);

- публикация объявлений в СМИ и в сети Интернет.

В 2014 году было трудоустроено 8 человек, в 2015 году было трудоустроено 9 человек, в 2016 году – 10 человека.

Таким образом, необходимо отметить, что в организации отсутствует четкая, эффективная система отбора персонала.

Процесс отбора персонала в гостинице «ПЛАНЕТА» осуществляется в два этапа: первый этап – ознакомление с резюме и рекомендательными письмами принимаемого на работу сотрудника или, при отсутствии резюме, заполнение специального заявления; второй этап – личное собеседование с сотрудником отдела кадров. Проведение собеседования — самый сложный этап отбора, за короткое время необходимо получить информацию по самым разным темам:


-уточнить биографические данные;

-выявить общеобразовательный уровень и практический опыт работы;

-нарисовать краткий психологический портрет;

-прояснить ожидания кандидата от нового места работы.

В процессе собеседования видно умение кандидата себя вести, излагать свои мысли – способен ли кандидат ясно понимать свою ответственность перед выбором профессии и перед коллективом, способен ли достойно отстаивать свои права.

Анализ документов сотрудником по персоналу гостиницы включает в себя анализ письменного заявле­ния на работу, автобиографии, подписей, оценок, полученных в учебных заведениях и местах профессиональной практики, фотографии и характеристики. Сюда может быть добавлен и анализ вопросника, который заполняют лишь претенденты на вакансию, приглашенные на собеседование.

Собеседование и тестирование имеют целью установление отсут­ствующих в заявительных документах сведений; получение точного впечатления о кандидате на должность (табл.2.8.).

Таблица 2.8 - Перечень тестов для отбора сотрудников гостиницы при приеме на работу

Наименование теста

Категория тестируемых работников

Руководители и специалисты оперативного звена

Руководители и специалисты функциональных звеньев

Обслуживающий персонал гостиницы

Определение творческого потенциала работника (Приложение А)

+

+

Определение трудностей во взаимоотно­шениях (Приложение Б)

+

+

Определение авторитета работника (Приложение В)

+

+

Конфликтность характера (Приложение Г)

+

+

+

Можно выделить следующие этапы проведения собеседования в гостиницы:

  • приветствие (выражение радости по поводу прибытия канди­дата, а также благодарности за интерес к должности, поздравление с его продвижением до этапа собеседования, официальное завере­ние, что все сведения и любая информация, услышанные во время беседу, останутся в тайне;
  • обоснование приглашения на собеседо­вание);
  • переключение беседы на личность кандидата (еще раз проверя­ется, откуда тот прибыл, кто родители, где он сейчас проживает, вопро­сы о семье, друзьях, увлечениях и т.п.);
  • подробное обсуждение всех этапов учебы (получения всех ви­дов
  • проверка информированности о фирме, ее отделах, группах, потенциальной должности и других рабочих местах;
  • обсуждение пунктов возможного трудового договора.

Обработка результатов тестовых заданий и интервью производится специалистом по кадрам гостиницы вручную, что увеличивает трудоемкость данного процесса.

Трудоемкость процесса отбора кандидатов на вакантную должность гостиницы «ПЛАНЕТА» в 2016 году отражена в таблице 2.9.

Таблица 2.9 - Трудоемкость процесса отбора кандидатов на вакантную должность гостиницы «ПЛАНЕТА» в 2016 г.

Показатели

Время, час.

Собеседование с кандидатом

0,5

Анализ тестового материала

1,2

Анализ интервью (Приложение Д)

2

Изучение личных данных и документов кандидата

2

Принятие решения

0,5

Итого

6,2

Данные таблицы 2.9 показывают, что трудоемкость принятия одного сотрудника на работу является достаточно высокой и занимает 6 часов 20 минут рабочего времени сотрудника отдела кадров.

Таким образом, снижение трудоемкости процесса является важной задачей.

Необходимо отметить, что в процессе отбора персонала в гостинице, по результатам проведения интервью с руководящими работниками, производится оценка квалификационных требований к замещаемой должности.

Таблица 2.10 - Перечень квалификационных требований, предъявляемых к руководящим работникам и функциональным специалистам.

Категория и группа должностей гостиницы «ПЛАНЕТА

Требования

Руководители и специалисты оперативного звена

Высшее образование

Наличие опыта работы на замещаемой должности не менее 5 лет

Владение компьютерными программами и навыками делопроизводства

Опыт работы в гостиничном хозяйстве приветствуется

Функциональные специалисты

Высшее образование

Наличие опыта работы на замещаемой должности не менее 3 лет

Владение компьютерными программами и навыками делопроизводства

Опыт работы в гостиничном хозяйстве приветствуется

Негативным моментом является тот факт, что в гостинице не применяется система квалификационных требований к оперативному персоналу, в результате чего допускаются ошибки при приеме кадров, приводящие к непрохождением работником испытательного срока.

Наиболее широко используе­мым в практике кадровой работы в гостинице «ПЛАНЕТА» является интервью, которое проводит с кандидатами специалист по персоналу.


Основной проблемой в данном отношении является фикса­ция и последующее сравнение результатов, полученных в ходе интервью с кандидатами, поскольку для этих целей в гостинице не разработаны стандартные бланки.

Эффективность процесса отбора персонала гостиницы можно оценить путем выявления текучести кадров по вновь принятым работникам.

Доля работников, не прошедших испытательный срок в гостинице представлена в таблице 2.11.

Таблица 2.11 - Доля работников, не прошедших испытательный срок в гостинице

Показатель

2014 год

2015 год

2016 год

Число принятых сотрудников, чел.

8

9

10

Число работников, не прошедших испытательный срок, чел.

2

3

4

Доля работников, не прошедших испытательный срок%

25,00

33,33

40,00

Данные таблицы 2.11 свидетельствуют о том, что на протяжении 2014-2016 годов повысилась доля работников, не прошедших испытательный срок с 25 до 40%, что является негативным моментом в деятельности организации и свидетельствует о неэффективности процесса отбора кадров.

Подводя итоги проведенному анализу можно сделать выводы, что в гостинице «ПЛАНЕТА» выделены четыре этапа оценки претенден­та на должность, предшествующие заключению с ним трудового договора:

- ана­лиз документов;

-собеседование;

-тестирование.

Самым эффективным способом найма работников оказывается за счет сотрудничества с платными агентствами по найму персонала.

Негативными моментами в системе отбора персонала в гостинице «ПЛАНЕТА» являются:

- высокий уровень трудозатрат при проведении согласовательных процедур оценки кандидата;

- негативным моментом является тот факт, что в гостинице не применяется система квалификационных требований к оперативному персоналу, в результате чего допускаются ошибки при приеме кадров, приводящие к непрохождением работником испытательного срока.

- неэффективная оценка профессиональных качеств работников.