Файл: Понятие менеджмента. Менеджер и предприниматель.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

В современных экономических условиях все чаще в нашем обиходе присутствуют понятия предприниматель и менеджер.

Очень часто, эти понятия отождествляются между собой. Однако, если подробно рассмотреть функции и цели предпринимателя и менеджера, то объективными будут как схожие черты, так и различия этих понятий.

Основой любого начинания в предпринимательской деятельности является правильно сформированный и организованный процесс, направленный на желаемый конечный результат.

Основателем и руководителем компании всегда является предприниматель. Именно он задумывает и реализовывает коммерческий проект, цель которого – получение дохода.

Предпринимать может заниматься управлением своей компании самостоятельно, а может пригласить для этой цели специально обученного человека – менеджера, наняв его на работу с заключением договора.

Ключевыми фигурами любого предприятия являются, безусловно, предприниматель и менеджер. Они оба «стоят у руля», но их роли в компании совершенно разные.

Как руководители, и предприниматель, и менеджер должны обладать в первую очередь лидерскими качествами, целеустремленностью, нацеленностью на результат, способностью стратегически мыслить и быстро принимать решения, адаптироваться под меняющую ситуацию и мотивировать коллектив на качественную эффективную работу.

Этим и выражена актуальность представленной работы.

Цель работы – дать подробные характеристики понятиям предприниматель и менеджер, выявить их сходство и различия.

Глава 1. Понятие менеджер и его особенности

1.1 Понятие и функции менеджера

Менеджер - это человек, которому предоставлена должность управленца и которому приходится принимать решения по определенным видам деятельности предприятий и организаций. Само понятие менеджер имеет довольно широкое и распространенное значение.

Присутствие качества и характеристики менеджера отождествляются со следующими видами отношений:

- организация определенного вида работ конкретного подразделения или целевой группы;


-руководителя всей организации и функциональными подразделениями;

- руководителя и подчиненными;

- администратора определенного уровня управления и организации.

Менеджеры занимают различные позиционные уровни в организации, решают не стандартные задачи, выполняют различные функциональные обязанности.

Значимость менеджера для организации состоит в функциях, которые определены для этой должности:

- установка связи между отдельными операциями в организации;

- способствуют выполнению организацией ее основного предназначения;

- осуществляют непосредственное руководство коллективом организации или подразделений;

- занимают лидирующие позиции, используя авторитет и профессионализм;

- принимают участие в разработке стратегии и тактики организационной деятельности;

- несут ответственность за результаты деятельности организации или функциональных подразделений;

- обеспечивают интересы лиц или органов, которым принадлежит организация;

- выполняют роль основного звена по связи организации с внешним окружением (властью, партнерами т. д.);

- создают коллектив и направляют его развитие в нужное русло, воспитывают членов коллектива, обладая высокими нравственными качествами;

- выступают в роли инноватора, понимающего роль науки в современных условиях, умеющего ценить и своевременно внедрять в производство (коммерцию) то или иное изобретение или ноу-хау;

- генерируют идею, находят в ней сильные и слабые стороны, стремятся заглянуть в суть проблемы, добраться до истины;

- анализируют, оценивают, намечают и реализуют меры по улучшению положения дел;

- представляют организацию в различных мероприятиях.

Функции менеджера, как и ситуации, реализуемые ими, разнообразны по значению. Можно объединить их в три группы. [4, с. 51]

1. Менеджер определяет первостепенные задачи организации, принимает участие в распределении ресурсов, осуществляет корректировки. При этом он несет ответственность за результаты принятых им решений. В связи с этим, менеджер должен уметь предложить наилучший вариант и доказать необходимость его применения.

2. Менеджер владеет информацией о внешней и внутренней среде, изучает ее и строит прогнозы. От своевременности получения информации менеджером зависят результаты деятельности организации.

3. Менеджер действует в качестве руководителя, который способен сформировать отношения внутри организации, создать мотивационные условия. Он должен быть примером и авторитетом для сотрудников и доказать эффективность предлагаемых направлений.


1.2 Роль менеджера в деятельности организации

Позиция менеджера в организации может быть занята в организации в большей или меньшей степени, все зависит от объема решаемых им задач. Но в любом случае менеджеру приходится принимать решения, анализировать и оценивать информацию. И не зависимо от условий и задач менеджер определенно выступает наемным работником.

Причем, какую бы управленческую функцию руководитель ни выполнял в определенный момент времени, все остальные функции присутствуют в его текущих действиях в виде интеллектуальных операций, условий, способов или средств деятельности, т. е. простым перечислением управленческих функций нельзя определить действительную сущность деятельности руководителя. [3, с. 101]

Менеджеров традиционно подразделяют на три уровня, или звена: низшее, среднее и высшее.

Управленческая деятельность менеджеров низшего звена (начальники отделов, групп) направлена непосредственно на рабочий персонал, который не имеет отношения к руководящему звену. Период времени для реализации и выполнения решений для данного звена является очень коротким.

Управленческая деятельность менеджеров, относящихся к группе среднего звена, направлена на координацию и контроль работы младших начальников и менеджеров низшего звена. Это руководители крупных функциональных подразделений. Менеджеры среднего звена выступают в роли связующего звена между руководителями высшего и низшего звеньев.

Организация работы фирмы осуществляется благодаря постоянной работе менеджеров, основными функциями которых является руководство производственным процессом групп сотрудников всей фирмы. Менеджер – это должностное лицо фирмы. Менеджер относится к категории среднего или высшего управленческого состава фирмы.

Разделение менеджеров на три группы свидетельствует о том, что присутствует довольно широкое социальное и экономическое неравенство в пределах данной категории.

Сотрудники, имеющие отношение к высшему звену, например, исполнительные директора являются более высокооплачиваемыми по отношению к сотрудникам низшей категории, как например, диспетчеры и координаторы, заработная плата которых не намного больше заработной платы рабочих, занятых ручным трудом. Хотя именно менеджеры низшего звена более глубже сталкиваются с проблемами производственного характера.[6, с. 44]


На современном этапе руководители организаций, особенно крупных корпораций, начали уделять больше внимания такой сфере, как менеджмент. Соответственно в силу своей загруженности, а зачастую и с нехваткой профессиональной подготовки, они все чаще прибегают к услугам нанятых на работу сотрудников управленческого персонала. Труд этих сотрудников является высокооплачиваемым. Сейчас в России присутствует достаточно много организаций, предоставляющих специальные знания в области менеджмента, а также которые заняты в области подготовки высококвалифицированных сотрудников управленческого персонала.

Менеджер как предприниматель должен обладать целым рядом различных качеств. Но самое главное - менеджер должен обладать умением руководить, организовывать и поддерживать работу коллектива, быть готовым к действиям, риску. Он должен уметь определить объем своих служебных полномочий, возможность действовать независимо от руководства, побуждать людей к повиновению, избавляться от балласта, а оставшимся помочь стать самими собой, а не подминать под себя. Для этого менеджер должен обладать терпимостью к слабостям людей, не мешающим работать, и нетерпимостью ко всему, что препятствует успешному решению стоящих перед ним и коллективом задач.

Хорошего менеджера найти довольно сложно, но если вам повезло найти надежного заинтересованного человека, то ему вполне можно делегировать часть своих полномочий или отдать целиком борозды правления (все зависит от того, насколько сформировался уровень доверия).

Деятельность менеджера связана со способностью принять вызов, быть активным и жестким, нести ответственность, управлять коллективом и позиционировать компанию на рынке. Однако по результативности своего управления не все менеджеры одинаковы. Что же оказывает решающее влияние на способность эффективно руководить? Какие психологические качества больше всего необходимы эффективному менеджеру?

Если рассматривать с точки зрения человеческих качеств, то к личным качествам в первую очередь относят честность и порядочность, предполагающие всегда соблюдение норм общечеловеческой морали, скромность и справедливость по отношению к окружающим. Менеджер должен стараться понимать своих подчиненных, видеть в них личности, достойные уважения, уметь разбираться в их поведении, быть человечным и заботиться о людях, стремиться к сотрудничеству, учитывая при этом интересы всех.

Другая группа качеств, необходимых любому менеджеру и предпринимателю - профессиональные. Это компетентность, т.е. система специальных знаний и практических навыков. Она бывает специальной и управленческой. Это культура – общая, техническая, экономическая, правовая, информационная, психолого-педагогическая. Важен и ряд других моментов. Прежде всего, современного менеджера отличает хорошее знание действительности как внутренней, так и внешней, понимание целей фирмы и своего подразделения, умение видеть проблемы, выделять в них наиболее существенные стороны, быть восприимчивым к новизне и изменениям.


Возможно, менеджер, который управлял отделом сбыта или розничным направлением, всегда четко знал круг своих обязанностей, имена вверенных в подчинение людей и многое другое. Теперь этого недостаточно. Сейчас от него потребуется отделить тактику и стратегию и начать мыслить стратегически. То есть, более дальновидно. То есть, теперь все, что он делает, надо сверять со стратегическими целями компании и оценивать, что ускорит их достижение, а что замедлит. Раньше стратегически мыслить были обязаны только владельцы и акционеры, сегодня этому пора учиться и управленцам среднего звена.

Нацеленность на результат необходима для выработки стратегической цели организации. Здесь важным является постановка правильного разговора с руководством, а дальше сосредоточивание на этой самой главной и самой важной задаче.

Ответственность за принимаемые решения. В наше время слово «ответственный» из размытого понятия, фигурирующего в конце вашего резюме, превращается в очень четкое требование, имеющее очень понятное назначение и еще более понятные последствия. Менеджеру пора научиться брать на себя самую полную ответственность за каждое принятое им решение. Каждое решение - от покупки скрепок до изменения структуры своего подразделения - должно быть тщательно продумано, взвешено и приведено к исполнению со словами «Я абсолютно уверен, что поступаю правильно и готов подписаться под каждой буквой нового приказа». Необходимо больше советоваться, рассчитывать все, что можно рассчитать, контролировать происходящие изменения, просчитывать риски и предсказывать последствия.

Лидерство. Действительно, можно посетить сто тренингов по лидерству, но лидером так и не стать. Можно не посетить ни одного тренинга на данную тему, не прочесть ни одной книжки, но за тобой пойдут миллионы. Действительно можно не быть лидером, но тогда у менеджера не будет ни одного оправдания, чтобы не стремиться к тому, чтобы им стать. Сейчас от руководителей подразделений требуется больше лидерства, чем когда-либо. Менеджер должен взять на себя не только ответственность за свои решения, но и взять на себя ответственность за решения руководства. Истинный смысл лидерства в том, чтобы найти персональный язык общения с каждым, кто подчиняется. Через жесткость, мягкость, вовлечение, отстройку. Методы могут быть любыми, но сегодня необходимо вести за собой людей и служить им надежной гаванью от всех жизненных невзгод.

Инициативность. В трудные времена учебники и умные советы начинают сбоить. Нет ни одного одинакового кризиса. Все дефолты, кризисы и путчи ударяли разными концами по разным местам разных компаний и людей. Рецептов выживания нет, но есть хорошая новость и она заключается в том, что каждый кризис переживал много компаний. Как больших, так и маленьких. Выживание не всегда связано с деньгами. Во многом, оно может зависеть от умения капитана и команды собраться и четко двигаться намеченным курсом. В такие времена есть большой дефицит здравых мыслей и идей. Сегодня требуется больше рабочих инициатив, чем вчера. Инновации во всех сферах работы компании могут на круг привести к неожиданно хорошим результатам.