Файл: Понятие менеджмента. Менеджер и предприниматель.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Трудолюбие, самомотивация и отдача. Сегодня не время просить повышений зарплаты. Пора перестать бояться переработать или сделать что-то, за что тебе не заплатят. Еще вчера рынок труда был перегрет, люди не торопясь ходили по рынку и выпрашивали огромные зарплаты. Сегодня на рынке уже много ценных специалистов, готовых занять ваше место за вдвое меньшую зарплату.

Дисциплина и отчетность. Дисциплина должна быть безупречной. Это не означает, что нужно ходить строем и отжиматься. Все должны работать, включая вас. То есть начинать необходимо с себя. Повысить уровень отчетности. Точно знать, кто и что будет делать сегодня, завтра и на этой неделе. Контролировать выполнение, повысить внимание к мелочам.

Личное участие. Раньше вы могли сидеть за компьютером, уткнувшись в отчеты и иногда проводить собрания, где все вспоминали, кто тут начальник. Что ж, это было, и этого больше нет. Берите в руки лопату и начинайте копать со всеми. Показывайте личный пример. Сейчас это важно, как никогда. Какая бы тяжелая работа ни была у ваших подчиненных — покажите им пример - как надо делать то, что вы от них требуете. Не бойтесь делать плохо или хуже, чем ваши люди. Сообщите заранее, что вы в этом не мастак, но просто хотите помочь. Мало того, что вы лучше поймете то, чем занимаются ваши люди - вы принесете большую пользу компании и начнете разбираться в мотивации лучше, чем кто-либо другой.

Позитивное мышление. Кризис может происходить везде — в мире, в стране, в городе, в вашей отрасли, у всех ваших клиентов, у ваших соседей и даже у вашей жены, но никогда — слышите! — никогда, он не может происходить в вашем отделе! Вы должны улыбаться! Вы должны быть бодры и веселы! Ничего не должно быть на свете, чтобы могло сломить вашу волю к победе, ваше стремление идти вперед и добиваться успеха. Все эти лидерские качества крайне важно сопровождать улыбкой и радостью, что в это неспокойное время у нас есть работа и нам за нее все еще платят. У вашей компании есть резервы! Ваша компания спокойно переживет кризис! Более того — кризис уже идет на спад! Есть много хороших новостей! Чтобы не случилось с деньгами, акциями и срочными вкладами — ваша компания будет на этом рынке до самого последнего клиента. И даже некоторое время спустя (у нас же есть резервы, забыли?). Поэтому на кризис мы смотрим внимательно, тенденции изучаем, ко всему готовимся, от всего предохраняемся, но мы всегда настроены позитивно. Это наша жизнь, она у нас одна и мы проживем ее на энергичной и веселой волне. И ходить по офису с кислой миной мы не позволим никому. По крайней мере в нашем отделе. «Кризис, — перефразируя рекламный слоган компании Адидас — это всего лишь громкое слово, за которым прячутся маленькие люди. Им проще жить в привычном мире, чем найти в себе силы что-то изменить. Поэтому невозможность быть успешным в кризис — это не факт, это только мнение. Кризис — это вызов». А вы — будьте достойны этого вызова и примите его с открытым забралом.


Дальнейшее изучение личностных психологических качеств, обусловливающих эффективность руководства, позволило выделить следующие необходимые качества и черты личности:

- доминантность — умение влиять на подчиненных;

- уверенность в себе;

- эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость (умение руководителя контролировать свои эмоциональные проявления, саморегулировать эмоциональное состояние, осуществлять самоуправление и оптимальную эмоциональную разрядку);

- креативность, способность к творческому решению задач, высокий практический интеллект;

- стремление к достижению и предприимчивость, способность пойти на риск (разумный, а не авантюрный, готовность брать на себя ответственность в решении проблем);

- ответственность и надежность в выполнении заданий, честность, верность данному обещанию и гарантиям;

- независимость, самостоятельность в принятии решений;

- гибкость поведения в изменяющихся ситуациях;

- общительность, умение общаться, взаимодействовать с людьми.

Глава 2. Понятие предприниматель и его сходство с менеджером

2.1 Понятие предприниматель

Первоначально предпринимателями называли предприимчивых людей, действующих на рынке, или просто людей энергичных, азартных, склонных к рискованным операциям. В дальнейшем к предпринимательству стали относить любую деятельность, направленную на увеличение прибыли и не запрещенную законом. Предпринимательство есть способ хозяйствования, который в результате многовековой эволюции утвердился в экономике развитых стран. Предпринимательство развивалось сложно, сопровождалось и сопровождается по сей день бесконечным процессом возникновения и разрешения многочисленных противоречий. [3, с. 31]

В условиях современной российской действительности важно учитывать функции предпринимательской деятельности. Необходимо отметить значение существования и дальнейшего развития предпринимательства. Развитие и укрепление предпринимательской деятельности является рычагом развития экономики страны в целом.

Обычно под предпринимательской функцией понимают инновацию и умение использовать ее в деловой активности. Однако для практикующего предпринимателя, а особенно для того человека, который еще только готовит себя к этой деятельности, такого пояснения функции недостаточно.


Функция предпринимателя (или предпринимательская функция) сопряжена с его самоорганизацией в качестве активного субъекта хозяйственного (или экономического) процесса в условиях конкретной деловой среды: предприниматель самоорганизуется в деловой среде, т. е. самостоятельно, без какого-либо "толчка" извне, превращается в производителя конкретного товара, продукта, услуги или же в дополнение в тому, что он уже производит, начинает поставлять новый для рынка результат своей производительной деятельности. [7, с. 81]

Предпринимательская функция есть принцип самоорганизации, требующий своего расширенного толкования.

В узком смысле процесс самоорганизации деятельности предпринимателя предполагает трехступенчатую форму осуществления действий:

а) процесс генерирования и разработки идей;

б) проектирование делового характера, которое включает внедрение путем выполнения обязательных действий, а также корректировка ресурсов для реализации этой идеи;

в) разработка и подготовка бизнес-идеи и технико-экономического обоснования, которое включает внедрение идеи в деловую структуру, позволяя выпускать то, что выступает в качестве основы деловой идеи с точными расчетами потребностей в ресурсах и выявлением эффекта от реализации идеи в реальном режиме;

г) принятие предпринимательского решения о реализации рассматриваемой им идеи или об отказе от таких действий на основе выводов разработанного бизнес-плана или технико-экономического обоснования;

д) управление проектом, а точнее, процедурой реализации разработанного проекта, т. е. совершение в реальном уже режиме (а не на ментальном уровне, как на стадии делового проектирования) определенных действий, обозначенных в бизнес-плане или технико-экономическом обосновании, с соблюдением их очередности и с обеспечением таких действий требуемыми ресурсами;

е) реализация проекта, нацеленная на создание производительной структуры, которая в состоянии осуществлять производительный процесс в соответствии с содержанием деловой идеи. Этот блок действий и заканчивается учреждением (созданием) такой структуры.

Предприниматель - творческая натура — всегда делает все «на ура», будь то встреча с чем-то до сих пор неизвестным, исследование будущего, претворение возможностей в реальность или формирование гармонии из хаоса.

Каждая сильная предпринимательская личность стремится к исключительному контролю над ситуацией. Мысленно витая в будущем, она нуждается в контроле над людьми и ситуацией в настоящем, для того чтобы целиком сосредоточиться на своем видении будущего.


Постоянное стремление предпринимателя к осуществлению перемен, иногда вызывает непоследовательность его действий. А собственно беспорядки в организационном процессе могут отрицательно повлиять на деловую репутацию предпринимателя, а также потерять лиц, заинтересованных в развитии этой сферы бизнеса. В то время, когда предприниматель начинает чувствовать, что он намного опережает намеченные цели, последователи уже рискуют не успеть, или должны приложить немало усилий, для того чтобы действовать на уровне. Именно из такого отношения складывается основная отличительная характерная особенность предпринимательского взгляда на ситуацию. Для предпринимателя всегда понятно то, что существует масса возможностей, нужно только успеть воспользоваться ими. И на этом этапе формируется задача или вопрос, что необходимо предпринять для того, чтобы не опоздать воспользоваться этими возможностями.

Обычно Предприниматель выбирает следующий путь: он хвастается, всем надоедает, строго критикует подчиненных, льстит, вводит в заблуждение людей, кричит на них и в конце концов, когда ни один из его приемов уже не помогает, обещает все на свете, лишь бы не дать своему проекту остановиться.

Для Предпринимателя большинство людей — это помехи, стоящие на пути осуществления мечты его жизни.

Предприниматель, как правило, объединяет в себе роли лидера и менеджера, а поэтому для более глубокого понимания того, какова же специфика деятельности предпринимателя и какими качествами он должен обладать, обратимся к общепризнанным работам по управлению.

Предприниматель, являясь собственником бизнеса, реализует свои функции самостоятельно, посредством личного вклада разрабатывает продукты или услуги, берет на себя ответственность по принятию решений процесса развития собственного бизнеса. Еще одной отличительной особенностью предпринимателя является то, что он сам участвует в обеспечении текущей деятельности необходимыми ресурсами, в процессе сбыта и реализации продукции. Исходя из этого, и результаты организованной деятельности являются собственностью предпринимателя.

Дело выглядит иначе, когда возрастают масштабы производства. Здесь уже собственного труда предпринимателя недостаточно. Каждая из функциональных областей работы предприятия (снабжение, производство, сбыт и т.д.) становится самостоятельным направлением, т.е. происходит разделение функции на производственные и управленческие, что требует профессионального управляющего ими. Вот здесь и появляется на рынке труда рабочая сила соответствующей специальности - профессиональный менеджер.


Не исключено, что предприниматель, как самое заинтересованное лицо в успешной деятельности своей организации, способен и сам обеспечить управление на определенном уровне. Но для этого, он должен отстраниться от непосредственного участия в производственном процессе. В малом бизнесе предприниматель (бизнесмен) и менеджер объединяются в одном лице. Для него характерны профессиональное знание сферы деятельности и наличие определённых знаний в области теории и практики управления производственно-сбытовой и маркетинговой деятельностью. Право собственника – это право владения, пользования и распоряжения имуществом. Предприниматель сам использует это имущество в качестве средств производства для выпуска продукции и получения предпринимательского дохода. Таким образом, он превращается в управляющего, менеджера. Отношения собственности здесь выступают как управленческие отношения.

Предприниматель не всегда может быть хорошим менеджером (разработчиком стратегии), имеющим навыки управления людьми. Слишком большая уверенность в себе мешает ему делегировать свои полномочия. Часто это незаурядная личность, всегда устремленная на достижение поставленной цели, получение запланированных результатов.

Предпринимателя, прежде всего, интересует, какую материальную выгоду он извлечет из своей деятельности. Получить прибыль и накопить капитал, достаточный для продолжения своего дела в более широких масштабах, можно только в том случае, если производимая продукция (работы, услуги) пользуется спросом у потребителей. Значит, предпринимателю (менеджеру), прежде всего, следует продумать, каким направлением бизнеса он должен заниматься, т.е. определить предпринимательскую идею. А дальше конечно, пройти весь этап действий по воплощению и сохранению этой идеи для получения запланированного результата.

Предпринимательская деятельность представляет собой основную часть потребительского рынка. В ее компетенции находятся процессы, которые выражены продажей услуг и товаров. Следовательно, с помощью настоящей деятельности, существуют и функционируют спрос и предложение, взаимодействие и развитие целевых рынков товаров и услуг. Закупка товара для дальнейшего доведения его до потребителя, требует изучения и анализа рынка, а также установления связи с поставщиками, заключения коммерческих сделок и контрактов, и соответственно товарно-денежного обмена.

В деятельности каждого государства предпринимательская деятельность приобретает самое существенное направление национальной экономики. Деятельность предприятий преследует цели, как можно качественнее удовлетворить потребность своих клиентов, заняв при этом весь спектр основных аспектов экономического, финансового и организационно-технологического характера.