Файл: Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность: задачи, права, обязанности (Характеристика органов, права и обязанности осуществляющих оперативно-розыскную деятельность).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2 Права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

Согласно ст. 15 ФЗ об ОРД при решении задач оперативно-розыскные органы имеют право:

• проводить гласно и негласно ОРМ, производить при их прове­дении изъятие предметов, материалов и сообщений, а также пре­рывать предоставление услуг связи в случае возникновения не­посредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ;

• устанавливать на безвозмездной либо возмездной основные отно­шения сотрудничества с конфидентами;

• использовать в ходе проведения ОРМ по договору или устному соглашению служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и не­жилые помещения, транспортные средства и иное имущество ча­стных лиц;

• использовать в целях конспирации документы, зашифровыва­ющие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений, организаций, подразделений, помещений и транспортных средств ОРО, а также личность кон­фидентов;

• создавать в установленном законодательством РФ порядке пред­приятия, учреждения, организации и подразделения, необходи­мые для решения задач ОРД[37].

Комментируемая статья включает в себя набор прав, которые предоставляют возможность активно действовать и требовать осуществления соответствующих действий от других участников правоотношений. Таким образом, органы, осуществляющие OSA, имеют право осуществлять оперативно-розыскные мероприятия, шифровать свои действия, используя сопроводительные документы, легендарные объекты, устанавливать кооперативные отношения для решения задач ORD и другие. В то же время должностные лица органов OSA имеют право на юридические требования, обязательные для физических и юридических лиц, которым такие требования адресованы, что прямо предусмотрено в комментируемой статье, а также закреплено в законодательных актах, определяющих административные и правовой статус этих органов[38].

Как уже отмечалось, ОРО имеют право проводить ОРМ как публично, так и в частном порядке. Публичное проведение ОРМ предполагает выполнение действий, составляющих содержание мероприятия, в которых не скрыты ни факт ОРМ, ни субъекты, его выполняющие, ни истинные цели этого события. Когда ОРМ проводится за кулисами, он скрывает от своих объектов и других лиц сам факт действий, формирующих ОРМ, а также личность субъектов, их проводящих.[39].


Тем не менее, элементы гласности присутствуют в различных ОРМ. Например, невозможно представить негласный опрос потенциальных свидетелей на месте преступления или тайный опрос при отправке официальных запросов предприятиям, учреждениям, организациям. Элементы публичности в некоторой степени присутствуют в других ОРМ, даже тех, которые казались строго секретными, таких как пункт транспортной проверки, тестовая покупка, контролируемая поставка, эксплуатационная реализация или эксплуатационные эксперименты. Зачастую они, начиная за кулисами, в процессе своей реализации превращаются в гласную форму[40].

В оперативно-розыскной деятельности выделяется и такая разновидность ОРМ, как зашифрованные мероприятия, при проведении которых скрывается их истинная цель и (или) ведомственная принадлежность субъектов.

Ряд оперативно-розыскных мероприятий непосредственно связан с идентификацией объектов и документов, которые могут быть использованы в качестве вещественных доказательств (прослушивание телефонных разговоров, удаление информации из технических каналов связи, сбор образцов и др.). А также их использование в Процесс ОРМ (операционный эксперимент, контролируемая поставка), может быть обнаружен и предметы, которые запрещены или ограничены в свободном обращении. В связи с этим при проведении ОРМ их субъекты имеют право изъять предметы, материалы и сообщения. Изъятие предметов и материалов осуществляется с целью обеспечения их сохранности, проведения исследований, предупреждения преступности, документирования преступных действий. В зависимости от цели вывода, он может быть как публичным, так и частным[41].

Изъятие объектов и материалов может быть неотъемлемой частью события или может быть независимой ОРМ (например, сбор образцов для сравнительного исследования). Такие действия, направленные на раскрытие преступлений, не являются мерой ответственности за преступление и не связаны с лишением права собственности. Изъятие имущества органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, носит временный характер, не приводит к его отчуждению и не приводит к передаче права собственности. Такое решение может быть принято судом только по основаниям, предусмотренным Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Например, деньги и другие ценности, являющиеся предметом взятки или коммерческого подкупа и признанные в качестве вещественных доказательств, подлежат обращению в доход государства, приобретенный преступным путем.[42].


Кроме того, лицензирующий орган имеет право приостановить действие лицензии в случае нарушений, которые могут повлечь за собой причинение вреда правам, законным интересам, жизни или здоровью человека, а также удовлетворение потребностей государственного управления, в том числе президентских сообщений, правительственных сообщений, обороны нужны страны, государственная безопасность и правоохранительные органы[43].

Оперативно-розыскные органы вправе прервать оказание услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью человека, а также угрозе государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации. Прерывание коммуникационных услуг осуществляется для достижения целей и задач ОРД, таких как предотвращение преступлений, предотвращение их совершения. Таким образом, прерывание связи может осуществляться во время контртеррористических операций для предотвращения координации и координации террористических действий.[44].

Эти же оперативно-розыскные органы вправе создавать предприятия, учреждения, организации и подразделения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Законодатель определяет, что они могут быть созданы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Соответ­ственно, при создании и функционировании отдельных легендиро­ванных объектов применяются на общих основаниях нормы ГК. Со­зданию легендированного, как и любого, предприятия должны предшествовать разработка пакета учредительных документов, реги­страция в едином государственном регистре юридических лиц, по­становка на учет в налоговом органе, открытие расчетного счета в банке и регистрация в юридическом отделе районной (городской) ад­министрации и др. Для обеспечения функционирования предприятия в соответствии с законодательством должны проводиться подбор персонала, хозяйственная деятельность, финансовые расчеты и т.д. независимо от цели и реального назначения этого объекта[45].

2.3 Обязанности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность


Правоспособность органов - субъекты ОРД при решении проблем в области этой деятельности обеспечиваются совокупностью своих обязанностей, предусмотренных в комментируемой статье, в которой сосредоточены предписания на обязанностях органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, вытекающих из положения других норм комментируемого закона. Юридическое обязательство — это должное или необходимое действие органов, осуществляющих ОРД, и их должностных лиц в силу прямого указания закона. Обязательства участников ОРД, вытекающие из норм комментируемой статьи, также соответствуют правам участников оперативно-розыскных правоотношений. Например, обязательство соблюдать правила конспирации при осуществлении оперативно-розыскной деятельности соответствует правам лиц, представленных в организованные преступные группы, штатных негласных сотрудников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также лиц, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе, раскрытие которых допускается только с их письменного согласия и в случаях, предусмотренных федеральными законами[46].

Ответственность как необходимое поведение должна проявляться в реальности требований с учетом содержания деятельности субъектов; в деятельности обязанного субъекта и в возможности удовлетворить только интересы правомочных и свои собственные[47].

Обязанность оперативно-розыскных органов:

  • принимать в пределах своих полномочий все необходимые меры по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности, а также по обеспечению безопасности общества и государства;
  • исполнять в пределах своих полномочий поручения в письменной форме органа дознания, следователя, указания прокурора и решения суда о проведении ОРМ;
  • выполнять на основе и в порядке предусмотренных международными договорами РФ запросы соответствующих международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств;
  • информировать другие органы, осуществляющие ОРД па территории РФ, о ставших им известных фактах противоправной деятельности, относящихся к компетенции этих органов, и оказывать этим органам необходимую помощь;
  • соблюдать правила конспирации при осуществлении ОРД;
  • содействовать обеспечению в порядке, установленном законодательством РФ, безопасности, сохранности имущества своих сотрудников, лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим ОРД, участников уголовного судопроизводства, а также членов семей и близких указанных лиц от преступных посягательств[48].

Что касается обязанности защищать права и свободы человека и гражданина, его имущественные интересы, а также обеспечивать безопасность общества и государства, мы отмечаем, что эти проблемы уже рассматривались с точки зрения раскрытия цели ОРД и соответствующий конституционный принцип. Эта основная ответственность органов, осуществляющих ОРД, фактически предопределяет эффективность деятельности всех правоохранительных органов в борьбе с преступностью. Эта реальная защита общечеловеческих ценностей от преступных посягательств является одновременно демонстрацией общественной полезности и ценности ОРД, его объективной необходимости.

Эта обязанность реализуется за счет использования возможностей специфических сил, средств и методов, в том числе ограничения конституционных прав отдельных граждан на выявление преступлений и лиц, их совершивших, без чего это невозможно или крайне сложно для остальной части правоохранительных органов, агентства выполняют свои функции, так как с этой целью они обычно не способны.

Обязанность оперативно-розыскных органов в иных нормах:

  • обязанность обеспечивать соблюдение прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции[49];
  • не допускать осуществление ОРД для достижения целей и решения задач, не предусмотренных законом[50];
  • доказывать обоснованность отказа в представлении лицу, которое обратилось с жалобой на нарушение его прав, сведений, в том числе в полном объеме[51];
  • представлять судье по его требованию оперативно-служебные документы[52];
  • уведомлять суд (судью) в течение 24 часов о начале неотложного проведения ОРМ, требующих судебной санкции;
  • в течение 48 часов с момента начала проведения такого ОРМ получить судебные решения или прекратить его проведение[53];
  • представлять суду (судье) прокурору, осуществляющему надзор за законностью ОРД, следователю и органу дознания, в производстве которых находится уголовное дело, другим органам, осуществляющим ОРД, необходимые сведения[54];
  • принимать необходимые меры по предотвращению противоправных действий при возникновении реальной угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье или имущество отдельных лиц в связи с их содействием органам, осуществляющим ОРД, равно членов их семей и близких[55];
  • представлять прокурору, осуществляющему надзор за исполнением Федерального закона об ОРД, оперативно-служебные документы и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения ОРМ[56].