Файл: Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность: задачи, права, обязанности (Характеристика органов, права и обязанности осуществляющих оперативно-розыскную деятельность).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обязанности органов, уполномоченных проводить ОРД, могут быть дополнены или определены федеральными законами о соответствующих ведомствах, реализующих ОРД. Например, обязанности оперативных сотрудников, таких как сотрудники полиции:

  • защищать от преступных и иных противоправных посягательств жизнь, здоровье, права и свободы, а также имущество граждан;
  • принимать и регистрировать заявления, в том числе в электронной форме, и сообщения о преступлениях, осуществлять их проверку, принимать по ним меры; прибывать незамедлительно на место происшествия, пресекать противоправные деяния, документировать обстоятельства совершения преступления, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности;
  • выявлять причины преступлений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению; выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступления, проводить с ними индивидуальную профилактическую работу; осуществлять деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • принимать в соответствии с федеральным законом меры, направленные на предупреждение, выявление и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, граждан;
  • участвовать в мероприятиях по противодействию терроризму и в обеспечении правового режима контртеррористической операции, а также в обеспечении защиты потенциальных объектов террористических посягательств;
  • контролировать оборот гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранность и техническое состояние боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также соблюдение гражданами и организациями законодательства в области оборота оружия; производить контрольный отстрел оружия с нарезным стволом;
  • исполнять в пределах своих полномочий решения суда (судьи), письменные поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания о производстве отдельных следственных действий, проведения ОРМ, задержании лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, о производстве иных процессуальных действий, оказывать содействие в их осуществлении;
  • осуществлять розыск лиц, совершивших преступление, или подозреваемых и обвиняемых в их совершении; лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда; лиц, уклоняющихся от исполнения уголовного указания; без вести пропавших; осуществлять розыск похищенного имущества; устанавливать имущество, подлежащее конфискации;
  • принимать меры по идентификации лиц, которые по состоянию здоровья, возрасту и иным причинам не могут сообщить сведения о себе, а также меры по идентификации неопознанных трупов;
  • осуществлять контроль за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них судом запретов и ограничений; участвовать в осуществлении контроля за поведением осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы, или наказание в виде лишения свободы условно;
  • проводить в соответствии с федеральным законом государственную дактилоскопическую и геномную регистрацию;
  • осуществлять в соответствии с законом защиту потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц, контролирующих и других органов и некоторые другие обязанности[57].

Обязанность международного сотрудничества в форме выполнения запросов от правоохранительных органов и спецслужб основана на соответствующих двусторонних и многосторонних международных соглашениях, заключенных с Россией. Наиболее заметно международное оперативно-розыскное сотрудничество по установлению, предупреждению, выявлению транснациональных преступлений, поиску опасных преступников. Преступные деяния, такие как терроризм, захват заложников, незаконный оборот наркотиков, оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, контрабанда, легализация доходов от преступлений, противодействие организованной преступности, коррупция и т.д. Как правило, признаются международными правовыми актами. Договаривающиеся стороны определяют форму такого сотрудничества. Таким образом, почти во всех договорах со странами СНГ наиболее значительными являются: выполнение запросов, по уголовным делам - случаи оперативного учета; обмен оперативно-розыскной информацией о готовящихся или совершенных преступлениях и причастных к ним лицах; помощь в проведении ОРМ и следственных действий.

Фактически, во всех международных договорах о взаимной правовой помощи закреплена универсальная норма, согласно которой петиции исполняются в соответствии с законодательством запрашиваемой стороны, например: «запрашиваемая сторона исполняет в соответствии с процедурой, установленной ее законодательством, любую инструкции по уголовным делам и отправленные ей юридическими лицами запрашивающей стороной для получения доказательств или передачи вещественных доказательств материалов или документов»[58].

Запросы международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и спецслужб иностранных государств являются основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий на территории Российской Федерации. Поэтому выполнение на основании и в порядке, предусмотренном международными договорами Российской Федерации, запросов этих организаций, органов и специальных служб является одной из обязанностей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность[59].

Запросы направляются в письменной форме или любым способом, который предоставляет возможность сделать письменную запись. В чрезвычайных обстоятельствах и в случае, если этот порядок согласован государствами-участниками, запросы могут также передаваться в устной форме, но с их последующим письменным подтверждением[60].


Отказ от применения норм иностранного права является прямым отказом от сотрудничества, поскольку без такого применения взаимодействие теряет смысл. Это объясняется тем, что взаимное применение («признание») норм иностранного права является одним из основополагающих принципов международного сотрудничества.[61].

Запрос должен содержать: название органа, сделавшего запрос; характер вопроса и характер расследования, судебного преследования или судебного разбирательства, к которым относится запрос, а также название и функции запрашивающего органа; краткое изложение фабулы дела; описание запрашиваемой помощи и подробности любой конкретной процедуры, которую запрашивающее государство-участник хотел бы предоставить; данные о личности, местонахождении и гражданстве любого соответствующего лица; цель запрашиваемого доказательства, информации или мер[62].

ГЛАВА 3. Контроль и надзор за оперативно-розыскной деятельностью

Контроль и надзор — понятия разные. Надзор — деятельность осуществляется систематически и только на предмет соответствия законодательству, а контроль осуществляется в случаях, указанных в нормативных актах, а предметом проверки, помимо закона, является обоснованность и целесообразность. То есть надзорная деятельность гораздо больше контролирует и ориентирована только на законности. Тем не менее, контроль и надзор не соотносятся как часть и целое; они, как говорилось в начале, они не заменяют, а дополняют друг друга[63].

Субъектами, контролирующими ОРД (реализующими функцию внешнего контроля), согласно законодательству являются: Президент РФ; Федеральное Собрание РФ; Правительство РФ; судья, санкционирующий ОРМ, влекущие ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Президент Российской Федерации руководит деятельностью Министерства внутренних дел России, Министерства юстиции России, Федеральной службы безопасности России и других федеральных органов исполнительной власти по вопросам обороны, безопасности, внутренних дел и некоторых других, утвержденные Положения о них и назначает их руководители, а также выполняет другие полномочия Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации и Председателя Совета Безопасности Российской Федерации. Практическая реализация Закона об ОРД и изданных им правовых актов, а также инструкций по вопросам, связанным с ОРД, также подлежит президентскому контролю[64].


Таким образом, Президент Российской Федерации как гарант Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, как высшее должностное лицо государства, осуществляет стратегический контроль за деятельностью федеральных правоохранительных органов, чьи полномочия включают в себя реализацию ОРД.

Федеральное Собрание РФ — парламент РФ — представительный и законодательный орган Российской Федерации, состоящий из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы, осуществляет косвенный контроль над ОРД. Этот контроль осуществляется в рамках контроля за исполнением федерального бюджета, в отдельных статьях которого отражено распределение средств тому или иному органу, осуществляющему ОРД. Контроль за исполнением федерального бюджета в части использования средств в ОРД, формируется Счетной палатой Российской Федерации, образованной Советом Федерации и Государственной Думой.[65].

Осуществление общего контроля за исполнением Закона об ОРД происходит при работе парламентариев с избирателями, рассмотрении обращений граждан, заслушивании информации руководителей соответствующих министерств и служб на заседаниях палат парламента и их комитетов, рассмотрении документов и материалов, представляемых органами государственной власти, в том числе при подготовке изменений и дополнений, которые необходимо внести в Закон об ОРД[66].

Таким образом, контроль Федерального Собрания направлен на оценку общей ситуации, складывающейся при реализации и соблюдении Закона об ОРД, как по всей стране, так и в соответствующих министерствах и службах.

Следующим субъектом, контролирующим ОРД, является Правительство РФ. Правительство РФ компетентно проверять полноту и эффективность использования органами силового блока предоставленных им полномочий по ведению ОРД для решения задач успешной борьбы с преступностью через анализ соответствующей информации, имеющейся в распоряжении Правительства РФ, заслушивая отчеты, докады и сообщения на совещании Правительство Российской Федерации руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти[67].

Одним из направлений контрольной деятельности Правительства РФ проводится мониторинг законодательства, а также подзаконных актов, затрагивающих права и свободы граждан, имеющих межведомственный характер, и актов, устанавливающих правовой статус государственных органов и организаций. Данная контрольная деятельность осуществляется через механизм государственной регистрации нормативных актов федеральных органов исполнительной власти в Министерстве юстиции России. Там эти акты оцениваются на соответствие Конституции Российской Федерации, действующему законодательству и им присваивается соответствующий государственный регистрационный номер. Министерство юстиции России уполномочено отдавать приказы об отмене противоправных действий или устранении выявленных нарушений[68].


Судебный контроль в ОРД — это постоянная процедура для суда по проверке соответствия Закона об ОРД решениям и (или) действиям должностных лиц ОРО с целью разрешения процедурных и правовых вопросов их законности и обоснованности, основной целью которых является создание условий. для надлежащего отправления правосудия, а также для защиты прав человека и законных интересов и граждан[69].

Согласно ч. 1 ст. 9 Закона об ОРД судья рассматривает оперативно-розыскные материалы, касающиеся производства ОРМ, единолично (т.е. не требуется принятия решения на судебном заседании, а также рассмотрение поступивших оперативно-служебных документов конкретным судьей) и незамедлительно (т.е. должностное лицо ОРО принимается в любой промежуток времени без какой-либо очереди, без неоправданных задержек).

Процесс рассмотрения материалов судьей, получившим от председателя данного суда полномочия по рассмотрению поступающих оперативно-служебных документов, заключается в обоснованности постановления руководителя ОРО о проведении соответствующего ОРМ. Для этого согласно положению ч. 4 ст. 9 Закона об ОРД по требованию судьи ему могут представляться иные материалы, касающиеся оснований для проведения ОРМ (за исключением данных о лицах, внедренных в ОПГ, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, об организации и о тактике проведения ОРМ).

По результатам рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав человека и гражданина в ходе ОРМ судья разрешает или отклоняет проведение ОРМ, в отношении которого вынесено мотивированное решение, заверенное печатью суда, передает его инициатору ОРМ с возвратом всех представленных ему (судьей) материалов ОРО[70].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Главным объектом ОРД являются различные виды преступной деятельности, а также мероприятия по ее раскрытию.

ОРД исследует взаимосвязь таких аспектов, как: создание оперативной и криминалистической документации, процедура мониторинга, установления, анализа и использования доказательств в качестве основы для принятия процессуальных и оперативных решений по преступлениям, подготовленным, совершенным, а также в связи с лицами, вовлеченные в них.

Основные пункты оперативно-розыскных мероприятий, содержащие информацию, варианты и комбинации тактических действий, основаны на исходных посылках.