Файл: Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность: задачи, права, обязанности (Характеристика органов, права и обязанности осуществляющих оперативно-розыскную деятельность).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 46
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Оперативно-розыскная деятельность
1.1 Понятие, оперативно-розыскной деятельности
1.2 Задачи органов оперативно-розыскной деятельности
2.1 Государственные органы, уполномоченные осуществлять оперативно-розыскную деятельность.
2.2 Права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
2.3 Обязанности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
ГЛАВА 3. Контроль и надзор за оперативно-розыскной деятельностью
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) является одним из видов правоохранительной деятельности государства, в процессе осуществления которого соответствующие государственные органы и их оперативный аппарат осуществляют такие функции, как национальная оборона, защита прав и свобод граждан, собственность и правопорядок, и борьба с преступностью. Основная особенность оперативно-розыскной деятельности заключается в использовании компетентными государственными органами и их должностными лицами преимущественно неофициальных возможностей для выполнения конкретных задач, определенных перечисленными функциями.
Представленная тема интересна тем, что в ней актуальны некоторые проблемы теории и практики оперативно-розыскной деятельности. Каждая служба, осуществляющая ОРД, имеет свою структуру, задачи, цели и др.
В силу специфики своих средств и методов получения информации оперативно-розыскная деятельность, в основном носит негласный характер, сопряженность оперативно-розыскных мероприятий с ограничениями конституционных прав и свобод, использование помощи частных лиц, в том числе имея конфиденциальную основу, была и остается предметом критики, дискуссий и пристального интереса юристов, философов, политиков, правозащитников и простых граждан. Это объясняется тем, что все тайное всегда вызывало и вызывает любопытство, вызывает сомнения, содержит предпосылки для злоупотреблений, становится объектом не только правовой, но и моральной оценки. В то же время оперативно-розыскная деятельность исторически была и остается эффективным и необходимым средством борьбы с преступностью, обеспечения безопасности личности, общества и государства.
Принятый 13 марта 1992 г. Закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» регламентировала одну из постоянных функций государства - деятельность, с одной стороны, по предотвращению, выявлению и пресечению преступлений с помощью специальных сил и средств, а с другой - по обеспечению безопасности личности, общества и общества. государство, используя негласные возможности[1].
Основные цель данной работы в рассмотрении основных аспектов оперативно-розыскной деятельности, тем самым дать основное понятие оперативно-розыскной деятельности. Выявить принципы, задачи и понятия ОРД. Дать понятие и характеристику органам осуществляющих ОРД. Рассмотреть их права и обязанности. А также рассмотреть и проанализировать контроль и надзор над органами ОРД.
Теоретическую основу данной курсовой работы составляют: действующее законодательство, пособия, учебники.
ГЛАВА 1. Оперативно-розыскная деятельность
1.1 Понятие, оперативно-розыскной деятельности
Оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемый публично и в частном порядке оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченными настоящим Федеральным законом в пределах их полномочий путем проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, имущества, обеспечения безопасность общества и государства от преступных посягательств[2].
Законодательное определение понятия ОРД является базовым для уяснения сущности и содержания как указанной деятельности в целом, так и ее отдельных элементов, видов.
ОРД - вид правоохранительной деятельности, носящий исключительно государственный характер. Это определяется тем, что она законодательно определена и санкционирована государством, ограничена кругом ее специальных субъектов, действующих от имени государства, осуществляется в порядке и в пределах, определенных и ограниченных им, контролируется государственными органами, его защита конкретными средствами и методами[3].
Отличительной особенностью ОРД является его поисковый характер. Это связано прежде всего с тайным, замаскированным характером действий преступников, их деятельностью в условиях неочевидности, тщательной предварительной подготовкой их действий, дерзостью, жестокостью преступного поведения, уничтожением следов совершенных общественно опасных деяний, нужно получить информацию о людях, которые готовят, совершают или совершали преступления, разыскивают неизвестные юридически значимые факты, выясняют обстоятельства совершенных преступлений и др.[4].
По своей сути ОРД направлен на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также на выявление и идентификацию лиц, готовящих их, совершающих или совершивших [5].
ОРД осуществляется как гласно, так и негласно.
Негласность означает неочевидность, скрытность проводимых оперативно-розыскные мероприятия (далее - ОРМ) от лиц, в них не участвующих, в том числе и от сотрудников оперативно-розыскных органов (далее - ОРО), даже если они имеют соответствующий допуск, но прежде всего -от объектов (лиц, групп, организаций), в отношении которых они проводятся. Это позволяет нейтрализовать возможные противодействия со стороны объектов ОРД, обеспечить безопасность участников ОРМ, эффективность мер, сохранить в тайне сам факт внедрения ОРМ, средства и методы, используемые в этом процессе. Отсутствие гласности может быть вызвано как практической целесообразностью, так и невозможностью публичного проведения отдельных ОРМ, открытого использования средств, методов или привлечения отдельных участников к событиям[6].
Например, недопустимо разглашать информацию о лицах, оказывающих помощь ОРО на конфиденциальной основе, о секретных сотрудниках без их согласия. Только негласным может быть ОРМ, как операционный эксперимент, оперативное внедрение, контролируемая доставка, снятие информации из технических каналов связи[7].
Под гласностью ОРД необходимо рассмотреть возможность проведения ОРМ, целей, участники которого не скрываются от окружающих или от объектов своего поведения. Такие события могут быть смешанными и носить гласно-негласный характер. Таким образом, прослушивание телефонных разговоров, проводимое по заявке или с согласия заинтересованных сторон, является секретным только по отношению к абоненту заявителя. ОРД осуществляется специальными субъектами, которые являются только оперативными подразделениями государственных органов[8].
По своей сути ОРД направлено на получение информации, выявление скрытых (скрываемых) преступлений, признаков и фактов преступной деятельности, их субъектов, розыск скрывающихся лиц. В практическом плане большинство экономических, коррупционных преступлений, фактов преступлений, связанных с наркотиками, выявляются исключительно путем оперативного поиска. Не используя возможности оперативно-розыскной деятельности, практически невозможно остановить преступления на этапах их подготовки или покушения, предотвратить или раскрыть, например, определенные преступления против основ конституционного строя и безопасности государства[9].
1.2 Задачи органов оперативно-розыскной деятельности
Задачами оперативно-розыскной деятельности являются: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и идентификация лиц, их готовящих, совершающих или совершающих; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклонение от уголовного наказания, а также розыск пропавших без вести лиц; получение информации о событиях или действиях, угрожающих государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации[10].
Для того, чтобы оперативно-розыскная деятельность было максимально эффективно реализовать заложенный в нем потенциал, необходимо обеспечить наличие и функционирование в нормах оперативно-розыскного законодательства не только такого системообразующего принципа, как законность, но и принцип целесообразности. Наличие последнего обеспечит функциональную связь норм оперативно-розыскного права с другими элементами системы и будет способствовать согласованной работе всей правовой системы.[11].
Оперативно-розыскное законодательство функционально слабо согласовано с законодательством других отраслей уголовного цикла. Основная причина этого заключается в том, что содержание правил, регулирующих ОРД, перенасыщено скрытыми задачами, которые не соответствуют истинной цели этого вида правоохранительной деятельности. А те его задачи, которые соответствуют функциональному принципу целесообразности, не обеспечиваются адекватными информационными каналами, связывающими закон об оперативном поиске с другими секторами системы, в частности с уголовным процессом[12].
В теории ОРД существуют различные взгляды на цели ОРД и их соотношения с задачами:
- раскрытие и предотвращение преступлений;
- розыск лиц, скрывшихся от следствия и суда;
- защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина;
- защита собственности;
- обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств[13].
Поэтому задача — это только определенная часть цели, стадии или условия ее достижения. Каждый элемент правовой системы, регулирующий определенный вид деятельности, должен иметь свои задачи, в зависимости от его функции. Именно функции элементов системы позволяют определить место каждого элемента и его задачи. В большинстве случаев исследователи не проводят различий между определениями «функция» и «задача». При этом, как правило, происходит подмена первого понятия (функция) вторым (задача). Так, по мнению А.Ю. Шумилова, систему оперативно-розыскных функций можно представить в виде двух блоков:
Первый блок – это основные функции:
предупреждение совершения преступления, по которым предварительное следствие обязательно;
- обнаружение преступления, по которым предварительное следствие обязательно;
- розыск: лица, совершившего преступление; предметов, сохранивших на себе следы преступления; похищенного имущества и др.
- разрешение дел оперативного учета;
- содействие уголовному судопроизводству;
- содействие исполнению уголовного наказания.
Второй блок – это иные (дополнительные) функции:
- обеспечение прав, интересов и безопасности участников оперативно-розыскного и уголовного судопроизводства;
- обеспечение безопасности участников уголовного судопроизводства;
- розыск лиц, без вести пропавших и т.д.[14].
Предупредить преступление - предотвратить его совершение. Задача предупреждения преступности состоит из двух задач более частного уровня: общая профилактика и индивидуальная профилактика. Общая профилактика заключается в выявлении, устранении или нейтрализации конкретных причин и условий, способствующих совершению преступлений. Индивидуальная профилактика - выявление лиц, которые планируют и готовят незаконные действия, и побуждение их отказаться от преступных намерений. Решение задачи по предупреждению преступности должно быть признано приоритетным по сравнению с другими задачами ОРД, так как в случае решения нет необходимости решать две другие: пресечение и раскрытие[15].
Пресечение преступлений - прерывание совершение запрещенных УК РФ организай, совершающих опасные действия путем своевременного вмешательства уполномоченных лиц. Пресечение преступлений включает активные действия оперативников и состоит в том, чтобы лишить человека реальной возможности продолжать совершать умышленное преступление (прервать его на стадии подготовки или убийства), а также создать условия, препятствующие совершению преступления. Преступления по неосторожности путем своевременного вмешательства уполномоченных субъектов ОРД. Способы предотвращения преступления: захват лица, совершившего преступление, с поличным, возбуждение уголовного дела и др. Эффективными мерами по предотвращению преступления являются изьятие предметов, материалов и сообщений в ходе ОРМ, а также прерывание предоставление услуг связи в случае непосредственной угрозы жизни и здоровью человека или безопасностью РФ[16].