Файл: Правовое регулирование валютного рынка: общая характеристика (Понятие, сущность, функции и виды валютных рынков).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Подводя итог всему сказанному ранее, следует констатировать, что законодательное регулирование биржевого валютного рынка в России на текущем этапе его развития характеризуется наличием следующих особенностей: отсутствием специального законодательного акта, четко регламентирующего его функционирование; одновременным существованием сразу двух национальных регуляторов – Центрального банка Российской Федерации и Правительства Российской Федерации; рассмотрением биржевого валютного рынка в совокупности с биржевым рынком драгоценных металлов (на уровне нормативных документов биржи).

Глава 2. Проблемы и совершенствование валютного рынка в России

2.1. Проблемы регулирования валютного рынка

В настоящее время проблема регулирования валютного рынка является очень актуаль­ной. Она определяется необходимостью оперативного решения проблемы разработки и про­ведения национальной политики, которая в свою очередь, призвана способствовать эффек­тивному преодолению кризисных явлений в экономике России, и отвечает ее тактическим и стратегическим интересам.

Современный мир невозможно представить себе без валютного рынка. Ведь даже са­мые незначительные сделки, выходящие за национальные границы, хотя бы по некото­рым своим позициям непременно требуют валютного обмена. В случае, когда импорти­руются или экспортируются сырье, рабочая сила, промышленные товары или услуги, ва­лютный обмен - составная часть операций.

Валютный рынок является частью финансового рынка. Его можно позиционировать с институциональной и функциональной стороны. С институциональной позиции валютный рынок представляет собой совокупность различных экономических субъектов, которые осу­ществляют валютные операции. Другими словами, это совокупность банков, компаний и других организаций, которые проводят валютные операции. С функциональной точки зрения валютный рынок - это экономические отношения, которые складываются между различны­ми участниками (субъектами) при осуществлении операций покупки - продажи иностранной валюты, международных расчетов, кредитно - депозитных операций и других финансовых операций, номинированных в иностранных валютах[17].


Историческое появление и постоянное увеличение спроса и предложения иностран­ной валюты вытекают из необходимости погашения, каких-либо обязательств между ре­зидентами одной страны перед резидентами другой. Это связано с тем, что каждая нацио­нальная экономика имеет свою денежную единицу и осуществляет в ней прием платежей и обеспечение обязательств.

В настоящее время, ведущая роль в торговле валютой принадлежит коммерческим банкам. Особое место имеют межбанковские связи, базирующиеся на корреспондентских отношениях. Доля банков в торгах валютой на рынке составляет порядка 96-97%. Значит, валютный рынок можно без преувеличения назвать межбанковским, где банки совершают операции с торгово-промышленной клиентурой и между собой. На сегодняшний день в России самыми популярными банками по торговле валютой являются: Альфа-Банк, Банк «Траст», ВТБ 24, МДМ Банк[18].

Валютная политика государства является основой регулирования равновесия во всей си­стеме валютных отношений. Валютная политика направлена на решение следующих задач:

– преодоление негативных последствий в сфере производства;

– обеспечение экономического роста;

– поддержание равновесия платежного баланса;

– сдерживание инфляции и безработицы.

Валютная политика является составной частью экономической политики государства в целом и внешнеэкономической политики в частности. Средством реализации такой политики выступает валютное регулирование. Валютное регулирование и валютный контроль как ин­струменты денежно-кредитной политики направлены на сферу обращения валютных ценно­стей, связанных с внешней торговлей и перемещением капитала, операциями с наличной ин­валютой и обеспечение стабильности и конвертируемости российского рубля.

Необходимо отметить, что на современном этапе всем валютным операциям и валютным отношениям свойственно сочетание нестабильности и в то же время углубления координа­ции экономической политики государства именно в этой области, но сама проблема регули­рования валютной системы и ее главных механизмов остается популярной.

Проблемы регулирования валютного рынка связаны с тем, что область действия валют­ных отношений нестабильна и является неустойчивой и склонной к серьезным изменениям. Это означает, что политика в области регулирования валютного рынка должна быть ком­плексной и затрагивать все области данного рынка.

Во-первых, к проблемам регулирования валютного рынка можно отнести ненадежность валют всех стран. Колебания валют па международной экономической арене связаны с поли­тическими аспектами развития стран и их отношениями друг с другом. В последнее время эта ситуация более или менее нормализовалась, наблюдаются колебания валют незначитель­ного характера, хотя предугадать большие изменения в этой области все-таки очень трудно.


Во-вторых, проблемы регулирования валютного рынка связаны также с особенностя­ми курса валют, которые тоже очень сложно предугадать. Следует подчеркнуть, что ва­лютный курс является главным показателем работы валютного рынка. Валютный курс – это цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах другой страны. Конечно же курс валюты одной страны влияет на курс валюты другой страны. Теоретически каждая страна должна определять валютные курсы путем приравнивания валют других стран к своей валюте, принятой за единицу. Но подобный теоретически и юридически оправданный подход привел бы к возникновению сотен валютных курсов, одновременно действующих в международных сделках, что создало бы колоссальные не­удобства в оперативной внешнеэкономической деятельности. Появление мировых валют делает излишним для каждой страны определение курса своей национальной валюты к сотне с лишним других национальных денежных единиц. Достаточно определить курс своей валюты к одной из мировых валют. На сегодняшний день главными валютами, ко­торые диктуют курсы другим валютам, являются доллар и евро.

В-третьих, проблема регулирования валютного рынка связана с масштабностью регули­рующих органов. Нужно сказать, что проблемы регулирования валютного рынка не могут разрешаться одной страной, так как обязательно нужно комплексное участие всех стран, чтобы данные проблемы действительно нашли свое решение на мировом уровне.

В-четвертых, одной из проблем регулирования валютного рынка является его либерали­зация. Она диктуется современными условиями ведения международных экономических от­ношений. Либерализация внешнеэкономических и валютных операций, без сомнения, нужна, но для того, чтобы быть действенной, она должна проводиться поэтапно, опираться на меры по укреплению внутренней экономики и, кроме того, должна быть тщательно подготовлена. С позиции российского руководства либерализация валютных операций должна была ре­шить главную задачу: способствовать созданию таких условий, как для иностранных, так и для собственных инвесторов (которые предпочитали хранить капитал в иностранной валю­те), которые бы увеличили инвестиционную привлекательность экономики России.

В-пятых, проблемой регулирования валютного рынка является его непрозрачность. Это связано с тем, что все страны хотят вести скрытую политику установления валютного режи­ма, что серьезно мешает развитию международных валютных отношений. Прозрачность кур­сов валют способствует укреплению, как валютного рынка отдельных стран, так и экономи­ческих отношений между ними[19].


Кроме этого, проблемы регулирования должны всегда обсуждаться на международных встречах лидеров всех стран. Именно это и будет помогать укреплению взаимных отноше­ний международного характера и точно поможет найти результативные решения проблем регулирования валютного рынка без нанесения какого-либо вреда курсу валют отдельных стран. В то же время нужно обратить внимание, что именно эти встречи международного уровня должны включать обсуждение такой проблемы регулирования валютного рынка, как спекуляция валютами. В экономической науке понятие спекуляции определяется как извле­чение прибыли путем использования разницы цен во времени. Иначе говоря, валютная спе­куляция - это сделки купли-продажи иностранной валюты для получения спекулятивной прибыли в виде разницы в ее курсах. Данная проблема уже приобретает огромные масштабы и требует вмешательства регулирующих органов.

В связи с вышеизложенным, необходимо резюмировать, что эффективность российской экономики и ее дальнейший рост невозможны без развитого финансового рынка. Составной частью финансового рынка является валютный рынок, регулирование которого, в свою оче­редь, призвано обеспечить равновесие экономики России, и ее устойчивое функционирование.

2.2. Направления совершенствования государственного регулирования валютного рынка в России

В современной научной литературе не ставится под сомнение тот факт, что в рамках любой национальной экономики все большее значение приобретает валютный рынок[20]. Значимость российского валютного рынка (как биржевого, так и внебиржевого его сегмента[21] в вопросах обеспечения стабильности национальной финансовой системы на современном этапе ее развития бесспорна[22]. Тем не менее следует признать факт наличия «узких мест» в области государственного регулирования биржевого валютного рынка в нашей стране. Это обстоятельство, в свою очередь, свидетельствует о необходимости дальнейшего совершенствования регулирования национального валютного рынка, который в настоящее время функционирует в условиях сегментарности законодательной базы и постоянной трансформации политики валютного курса, реализуемой Банком России.


При всей важности и актуальности выбранного направления исследования следует отметить, что в научной литературе, посвященной отдельным аспектам функционирования валютного рынка, вопросы совершенствования его регулирования, применительно непосредственно к биржевому рынку, фактически не рассматриваются исследователями. В значительной мере это связано с тем, что в нашей стране в течение очень продолжительного периода времени преобладающим являлось понимание биржевого валютного рынка как своеобразного «клубного рынка коммерческих банков» (по сути, отечественный рынок воспринимался в научном сообществе как рынок одной, пусть и весьма важной, категории инвесторов). В результате сформировался упрощенный подход к рассмотрению биржевого валютного рынка, а значит, и его государственного регулирования, который достаточно точно можно выразить следующим образом: если биржевой валютный рынок позволяет оперативно и с умеренными издержками удовлетворять потребности банков, причем сами они удовлетворены качеством его функционирования, то серьезной потребности в совершенствовании его регулирования не возникает.

«Консервации» данного стереотипа способствовала и постепенная монополизация биржевой торговли валютой (в частности, на текущий момент реальных конкурентов на биржевом валютном рынке у Московской биржи просто нет), причем монополистом стала инфраструктурная организация, находящаяся под контролем национального регулятора (даже после первичного публичного размещения акций Московской биржи, проведенного в 2013 г., Центральный банк остался самым крупным ее акционером: по состоянию на 16 марта 2015 г. на его долю приходилось 11,729% обыкновенных акций биржи). Иными словами, биржевой валютный рынок считался локальным «рынком крупных игроков», достаточно «плотно» контролируемым национальным регулятором, т.е. «рынком не для всех желающих».

Постепенный выход на этот рынок частных инвесторов, начавшийся в 2012 г., объективно привел к постепенному «разрушению» данного стереотипа: биржевой валютный рынок начал рассматриваться как вполне «демократичный»[23]. В итоге на практике возникла весьма традиционная ситуация для отечественного финансового рынка – «ситуация опережающего развития», в которой российский биржевой валютный рынок совершил качественный «скачок» с точки зрения структуры присутствующих на нем инвесторов, в то время как его государственное регулирование осталось практически неизменным.