Файл: Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в качестве информации в процессе доказывания(Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в качестве ориентирующей информации в процессе доказывания).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Общая характеристика использования результатов оперативно-розыскной деятельности

1.1 Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в качестве ориентирующей информации в процессе доказывания

1.2 Процессуальный порядок приобщения к материалам уголовного дела вещественных доказательств полученных в порядке проведения ОРД (ст. 89 УПК РФ) и их использование в доказывании

Глава 2. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в процессе доказывании: проблемные аспекты

2.1 Взаимодействие оперативных и следственных подразделений правоохранительных органов при использовании оперативно-значимой информации в доказывании по уголовным делам

2.2 Некоторые проблемы допустимости результатов оперативно-розыскной деятельности как доказательств по уголовным делам

Заключение

Список использованных источников

Содержание:

Введение

Актуальность выбранной темы объясняется тем, что оперативно-розыскная деятельность (далее - ОРД) является существенной составной частью правоохранительной деятельности и направлена на борьбу с преступностью, а именно, с ее организованными формами.

Следует заметить, что сегодня уже возникла острая необходимость совершенствования процедуры вхождения в уголовный процесс результатов ОРД, т.е. информации, полученной с помощью ОРМ, именно путем ее совершенствования, но не упрощения.

Однако законодатель не разработал комплекс правовых и других требований, которые должны быть предъявлены к форме и содержанию результатов ОРД, а равно и требований в целом к понятию оперативно-розыскной информации, которые могут быть получены в ходе проведения ОРМ в соответствии с ФЗ «Об оперативно – розыскной деятельности» (далее ФЗ «Об ОРД»).

Объектом исследования являются общественные отношения, осуществляемые в сфере реализации оперативно-розыскной деятельности и соблюдение при этом прав граждан.

Предметом исследования является нормативные правовые акты, которые регулируют оперативно-розыскную деятельность.

Цель курсовой работы является анализ использования результатов оперативно-розыскной деятельности в качестве информации в процессе доказывания.

Для решения поставленной цели необходимо определить круг задач: проанализируем особенности использования результатов оперативно-розыскной деятельности в качестве ориентирующей информации в процессе доказывания, рассмотрим процессуальный порядок приобщения к материалам уголовного дела вещественных доказательств полученных в порядке проведения ОРД (ст. 89 УПК РФ) и их использование в доказывании, проанализировать особенности взаимодействия оперативных и следственных подразделений правоохранительных органов при использовании оперативно-значимой информации в доказывании по уголовным делам, определить некоторые проблемы допустимости результатов оперативно-розыскной деятельности как доказательств по уголовным делам.

Методологической основой послужил диалектический метода научного исследования. Также были использованы исторический, сравнительно – правовой, логико – юридический, системно – структурный, лингвистический и другие методы научного познания.

Нормативную основу работы составляют положения Конституции РФ, Уголовный Кодекс РФ (далее –УК РФ), Уголовно-процессуальный кодекс РФ (далее – УПК РФ), федеральные законы – «Об оперативно-розыскной деятельности».


Теоретическая база представлена трудами таких известных учёных – юристов, как: А.Н. Зенкина Г.А. Кокурин, В.А. Михайлова, В.А. Семенцова и др.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

Глава 1. Общая характеристика использования результатов оперативно-розыскной деятельности

1.1 Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в качестве ориентирующей информации в процессе доказывания


Большое значение в уголовно-процессуальной науке и правоприменительной практике уделяется рассмотрению результатов оперативно-розыскной деятельности с точки зрения их допустимости в качестве доказательств в уголовном судопроизводстве. Перечень оперативно-розыскных мероприятий, с помощью которых возможно выявление информации о преступлениях и лицах, к ним причастных, определен п. 1 ч. 1 ст. 6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Согласно части первой ст.11 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» результаты ОРД могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также для розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших. Содержание данной правовой нормы позволяет открыть широкие возможности для информационного обеспечения процесса доказывания по уголовным делам.

Успешное изобличение виновных, преодоление препятствий, чинимых заинтересованными лицами на пути поиска истины по уголовному делу, зависят во многом от правильной организации взаимодействия следователей с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Одним из важных условий этого взаимодействия будет являться ϲʙᴏевременный обмен ориентирующей информацией между ними, который позволит наиболее рационально и целенаправленно использовать возможности этих органов и задействованные по каждому конкретному делу силы. Следователь в ϲʙᴏей работе использует весьма разнообразную нформацию.


Учитывая зависимость от способов получения и доказательственного значения ее можно разделить на две основные группы: процессуальную и непроцессуальную. Первая может быть получена следователем либо иным субъектом уголовно-процессуальной деятельности (органом дознания, прокурором, судом) и при этом должны быть получены с соблюдением уголовно-процессуального законодательства[1].

А вот непроцессуальная информация такими ϲʙᴏйствами не обладает. Она может быть получена следователем в ходе бесед, из средств массовой информации, телефонных переговоров с разными,  лицами, кᴏᴛᴏᴩые не могут назвать источник сообщаемых сведений.

По признаку защищенности и открытости законом от разглашения непроцессуальная информация делится на гласную, полученную с помощью гласных мероприятий из гласных источников (например, при опросе граждан, оказавшихся на месте происшествия), и негласную, которая получена при проведении негласных мероприятий ( например, оперативного внедрения) от негласного источника (негласного сотрудника оперативно-розыскного подразделения.). При обусловленных условиях непроцессуальная  негласная  информация возможно может быть в установленном законом порядке преобразована в процессуальную и гласную. 

Использование каждого из видов информации следователем при организации, планировании расследования, подготовке и проведении следственных действий имеет ϲʙои особенности. Формы использования процессуальной информации представляют наиболее широкий аспект. Но в отличие от непроцессуальной информации она может быть положена в основу принятия планируемых мер процессуального принуждения по уголовному делу, использована в качестве доказательств при производстве следственных действий в тактических целях.

Более ограниченные возможности использования имеет непроцессуальный вид информации. Ее достоверность нельзя проверить процессуальным путем,  и это важно учитывать, имея в виду их исключительно ориентирующий характер.

Гласная непроцессуальная информация может использоваться следователем относительно ϲʙᴏбодно. На нее нельзя ссылаться как на доказательство и предъявлять в качестве такового при допросе, но можно использовать для формулировки вопросов допрашиваемому, применения не противоречащих закону психологических «хитростей»[2].

Сложнее использовать информацию, которая полученна из негласных источников или путем проведения негласных мероприятий, кᴏᴛᴏᴩые не подлежат разглашению.


Таким образом, непроцессуальная информация, для следователя носит вспомогательный (ориентирующий) характер и обязательному приобщению к материалам уголовного дела не подлежит.

По ϲʙᴏему содержанию получаемая следователем от оперативно-розыскных служб ориентирующая информация делят на содержащую сведения: 1) об источниках доказательств по уголовному делу и 2) об обстоятельствах, имеющих значение для правильной организации расследования и тактики производства следственных действий. В первом случае ϶ᴛᴏ сведения о лицах, показания кᴏᴛᴏᴩых могут иметь значение для выяснения подлежащих доказыванию обстоятельств, о наличии и местах нахождения орудий преступления, похищенных ценностей и денежных средств, предметов, носящих следы преступления и пр. Во втором - сведения о конфликтах в преступной группе, индивидуальных особенностях личности потерпевших, обвиняемых, свидетелей, их характере взаимоотношений, иных обстоятельствах, кᴏᴛᴏᴩые могут и не входить в предмет доказывания по делу, но важное значение для организации и плани­рования расследования могут иметь.

Ориентирующая следствие информация может быть получена при производстве любых оперативно-розыскных мероприятий.[3].

На разных этапах предварительного следствия результаты одного и того же оперативно-розыскного мероприятия использованы могут быть по одному и тому же делу и как вспомогательная, не включенная в его материалы информация, и как непосредственный источник формирования доказательства. Например, сведения, полученные оперативным сотрудником при негласном опросе гражданина, могут быть использованы по уголовному делу при выдвижении версий о времени, месте, способе совершения преступления и участвовавших в нем лицах, при планировании расследования. Впоследствии то же (ранее опрошенное) лицо может быть допрошено в качестве свидетеля и протокол его допроса приобщен к делу в качестве доказательства.

Таким образом, характер взаимодействия следователя с органами, осуществляющими ОРД, и содержание ориентирующей непроцессуальной информации, в кᴏᴛᴏᴩой следователь нуждается, имеют свои особенности на разных этапах предварительного расследования преступлений. Однако она связана непосредственно с особенностями задач, которые стоят на первоначальном этапе расследования, этапе дальнейшего собирания и проверки доказательств, обеспечивающем выполнение по уголовному делу требований закона о всесторонности, полноте, объективности исследования всех обстоятельств, указанных в УПК, этапе окончания расследования.


1.2 Процессуальный порядок приобщения к материалам уголовного дела вещественных доказательств полученных в порядке проведения ОРД (ст. 89 УПК РФ) и их использование в доказывании

УПК РФ 2001 г. по сравнению с прежним УПК РСФСР сужает пределы доступа оперативно-розыскной информации в уголовный процесс для использования в доказывании. Так, не предусматривается представление результатов ОРД для использования в процессе доказывания по собственной инициативе органов, осуществляющих ОРД.

Доказательства в ходе оперативно-розыскной деятельности не собираются, а результаты ОРД рассматриваться не должны как «основа формирования доказательств». Прежде чем приобщить к делу представленные материалы, следователь должен проверить, соблюдены ли в ходе оперативно-розыскной деятельности условия проведения оперативно-розыскных мероприятий[4].

Сведения, материалы, полученные в процессе оперативно-розыскных мероприятий, пройти должны процессуальный путь получения сведений лицом, ведущим производство по делу, а именно: лицо, располагающее этими сведениями, должно быть допрошено в качестве свидетеля, документы, вещи приобщены к делу и проверены по правилам УПК РФ.

Особое внимание необходимо уделить вопросу приобщения к материалам уголовного дела видеонаблюдения. Широкое использование систем видеонаблюдения в разных сферах деятельности, а также большая распространенность бытовой видеозаписывающей аппаратуры определяет ситуацию, когда достаточно часто материалы видеозаписей, полученные такими техническими средствами, вовлекаются в сферу уголовного судопроизводства. Сегодня видеозаписи и аудиозаписи, полученные системами наблюдения, представляют вид информации, которая использована может быть правоохранительными органами в борьбе с преступностью не только в качестве ориентирующей для розыска преступника, но также и доказательственной. Однако имеется ряд проблем, которые связанны с определением порядка их процессуального приобщения к материалам уголовного дела, в связи с разнообразием источников и ситуаций получения таких видеоматериалов.