Файл: Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в качестве информации в процессе доказывания(Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в качестве ориентирующей информации в процессе доказывания).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Общая характеристика использования результатов оперативно-розыскной деятельности

1.1 Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в качестве ориентирующей информации в процессе доказывания

1.2 Процессуальный порядок приобщения к материалам уголовного дела вещественных доказательств полученных в порядке проведения ОРД (ст. 89 УПК РФ) и их использование в доказывании

Глава 2. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в процессе доказывании: проблемные аспекты

2.1 Взаимодействие оперативных и следственных подразделений правоохранительных органов при использовании оперативно-значимой информации в доказывании по уголовным делам

2.2 Некоторые проблемы допустимости результатов оперативно-розыскной деятельности как доказательств по уголовным делам

Заключение

Список использованных источников

В.А. Зуевым было проведено анкетирование сотрудников правоохранительных органов, где были рассмотрены источники получения видеоматериалов. Проведенный в работе анализ ситуации получения видеоматериалов, показал, что большую часть видеоматериалов составляют материалы, полученные техническими средствами фиксации, в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий (47, 8 %). В последнее время оперативно-розыскная деятельность проводится в основном с использованием современных технических средств фиксации, преобладающую роль играет видеозапись. Значительную долю (35, 3 %) из вовлекаемых в уголовный процесс видеоматериалов составляют видеоматериалы, полученные в связи с заявлением потерпевшего, свидетеля и подозреваемого. Доля видеоматериалов изъятых в ходе проведения таких следственных действий, как осмотр, обыск и выемка составляет 15, 4 %. Видеоматериалы, попавшие в материалы уголовного дела, в иной ситуации составляют всего 1, 5 %[5].

По мнению В.А. Семенцова, порядок «введения» в уголовный процесс видеоматериалов ОРД, должен соответствовать порядку принятому для вещественных доказательств[6]. Несмотря на негласный характер части оперативно-розыскных мероприятий, нетрудно заметить, что многие из таковых производны и повторяют средства доказывания, т.е. следственные действия[7].

Может мало чем отличаться процедура опроса гражданина от допроса; наведение справок - от истребования материалов в порядке ст. 109 УПК РФ; сбор образцов для сравнительного исследования - от получения образцов для сравнительного исследования; исследование предметов и документов - от экспертизы; отождествление личности - от опознания; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств - от осмотра. Анализируются позиции ученых Д.И. Беднякова, P.C. Белкина, Е.А. Доля по вопросу вхождения результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовный процесс через такой вид доказательства как иные документы[8].

Перевод результатов ОРД в доказательства осуществляется на основе процессуальных способов собирания доказательств, определенных в ст. 86 УПК РФ.

Наибольшие проблемы вызывает использование результатов оперативно-розыскной деятельности в качестве доказательств по уголовным делам, так как в этом случае необходимо, сохраняя конспиративный характер оперативно-розыскных мероприятий, найти способы интерпретации их результатов и преобразования оперативной информации в доказательства.


Результаты ОРД, которые имеют предметно-документалью форму могут «превратиться» в доказательства при соблюдении уголовно-процессуальных требований. Основной способ– это инициативное представление ее следователю органами дознания либо истребование таких материалов самим следователем. Полученным таким образом сведениям может быть придана соответствующая процессуальная форма («вещественное доказательство») в результате их осмотра, проведения различных экспертиз, допросов непосредственных исполнителей оперативно-розыскных мероприятий, в ходе которых они получены[9]. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что основное назначение уголовно-процессуальной деятельности состоит не в проверке результатов ОРД, а в том, что в ходе ее формируется доказательство, которое может быть использовано в доказывании по уголовному делу. Учитывая это, по критерию значимости для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию, вся криминалистическая информация может быть разделена на: информацию об обстоятельствах расследуемого преступления, входящих в предмет доказывания (ст. 73 УПК РФ). Не являются доказательствами, данные, полученные в результате оперативно-розыскных мероприятий, они содержат вспомогательную информацию. Однако имеет огромное практическое значение для оптимизации расследования эта информация.

В подтверждение сказанному можно привести пример из практики работы УБОП ГУВД Алтайского края. Так, еще в ноябре 2014 г. было совершено разбойное нападение на пассажиров частного автобуса. В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий была получена информация, что преступление совершили члены организованной преступной группы «Бажановская». Допросы потерпевших позволили составить фотороботы преступников; кроме того, при осмотрах мест происшествий были обнаружены отпечатки пальцев нападавших. Было решено привлечь к розыску население города и края. Ежедневно по всем радио- и телеканалам проходили сообщения, ориентировки, показывались фотороботы. В результате успешно проведенных мероприятий были задержаны члены «Бажановской» группы. [10].

Следовательно, посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий орган дознания может получить данные, интересующие следствие и для раскрытия преступления необходимые. Следователь, когда получит эту информацию, может проводить расследование и получать доказательства. В то же время анализ нормативно-правовых актов, регулирующих этот вид деятельности, показывает, что на сегодняшний день существует ряд проблем, которые требуют дальнейшего законодательного регулирования. Это, прежде всего, касается оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий.


Следует заметить, что неурегулированность в законе (открытых способов введения этой информации, неразработанность практических рекомендаций создает ряд проблем, до настоящего времени не получивших однозначного решения и в науке, и в практике. Поэтому довольно интересна позиция Н.С. Железняка. Он полагает, что «для признания доказательства, сформированного на основе результатов ОРД, вполне достаточным было бы подтверждение наличия источника информации и сообщенных им сведений компетентным представителем оперативного подразделения в ходе допроса».[11].

Это позволит успешно решить проблему с предоставлением информации конфидентом (штатным негласным сотрудником) и ее использованием в процессе доказывания. На сегодняшний день на практике ситуациях такая информация (полученная «со слов») не будет являться доказательством. Для использования результатов ОРД в доказывании по уголовному делу, на наш взгляд, необходимо, во-первых, обеспечить точное исполнение предусмотренных законом правил их проведения и предоставления в органы дознания, следствия, прокуратуры и суда, во-вторых, установить порядок введения предоставленных данных в уголовный процесс – формирование на их основе процессуальных доказательств.

В ходе проверки анонимного заявления по факту исчезновения Б. оперативными мероприятиями было установлено, что убийство Б. совершила его сожительница Г.. Впоследствии полученная информация была введена в доказывание при помощи комплекса следственных действий: осмотра места происшествия, осмотра трупа Б., допросов свидетелей, подозреваемого (обвиняемого), проведения ряда экспертиз (судебно-медицинской, судебно-биологической, физико-технической, психиатрической), следственного эксперимента и др., что позволило полностью доказать причастность Г. к совершению этого преступления[12].

Таким образом, следует сделать вывод, что информация, полученная в ходе оперативно-розыскных действий, может обрести свойства доказательств после ее проверки и оценки, а также предания процессуальной формы этой информации. Если такая возможность отсутствует, то информация не является доказательством по уголовному делу, а может использоваться лишь в качестве ориентирующей информации. Необходимо также помнить, что использование этой информации требует особого подхода, бездумность, а подчас и безответственность должностных лиц может привести к расшифровке специальных средств, методов и лиц, содействующих оперативно-розыскным органам.


В связи с чем следует согласиться с мнением Я.М. Мазунина, который полагает, что на сегодня «проблема перевода результатов ОРД в доказательства состоит в том, чтобы, сохранив значение формы, найти такие способы ее видоизменения, которые исключают возможность разглашения государственной тайны и в то же время обеспечивают процессуально приемлемый доступ в сферу уголовного судопроизводства весьма ценных сведений, способных стать основой для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию» [13].

Таким образом, необходимо сделать вывод по данному параграфу.

  1. Результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы в качестве доказательств, если они получены и проверены в порядке, предусмотренном ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», и содержат сведения, имеющие значение для установления обстоятельств, указанных в статье 73 УПК РФ.
  2. На сегодняшний день существует проблема приобщение информации, полученных от негласных сотрудников, поскольку эта информация зачастую служит вещественным доказательством. Но к сожалению, информация (полученная «со слов») не является доказательством, т.к. не содержит признак допустимости.

Глава 2. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в процессе доказывании: проблемные аспекты

2.1 Взаимодействие оперативных и следственных подразделений правоохранительных органов при использовании оперативно-значимой информации в доказывании по уголовным делам

Получение оперативной информации и ее представление органам дознания и предварительного следствия является важной составляющей эффективного взаимодействия оперативно-розыскных и следственных органов в борьбе с преступностью. Ряд проблем может возникнуть при представлении дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд материалов оперативно-розыскной деятельности, которые были получены в результате применения различных технических средств фиксации информации. Наиболее важной составляющей эффективного взаимодействия оперативных и следственных органов, является обеспечение условий, при которых документирование оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств будет проводиться таким образом, чтобы их последующее использование в доказывании по уголовным делам не вызывало затруднений.


В свете ст. 89 УПК РФ особое значение имеет соответствие их формы и содержания требованиям, предъявляемым к доказательствам уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.[14].

Возможность использования в доказывании информации, полученной в результате осуществления оперативно-розыскной деятельности, допустимо лишь при соблюдении следующих требований: а) оперативно-розыскная информация должна указывать на обстоятельства, подлежащие доказыванию; б) должна быть доступной для надлежащего процессуального оформления; в) должна быть проверяемой. Следует также обратить особое внимание на необходимость указания в сопроводительных документах сведений о тактико-технических характеристиках средств, использованных для фиксации оперативно-розыскной информации. Полагаем, что такие данные должны в обязательном порядке подкрепляться возможностью предоставления и самих технических средств. Данная необходимость подтверждается результатами изучения уголовных дел, в материалах которых имелись доказательства, полученные с применением технических средств фиксации аудиальной и визуальной информации. Установлено, что в 73% случаев по требованию стороны защиты вопросы, выносимые на рассмотрение экспертов о допустимости результатов применения технических средств, формулировались, таким образом, что предоставление технических средств их фиксации оказывалось необходимым. Поэтому возможность предоставления технических средств фиксации информации должна учитываться обязательно во всех случаях, когда результаты их применения предполагается использовать в доказывании. Отступление от этого правила может вызвать проблемы с подтверждением их аутентичности и как следствие - допустимости.

Таким образом, для закрепления в качестве доказательств сведений, полученных в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств, необходимо выполнение, по крайней мере, трех условий: во-первых, необходимо оформить все документы, подтверждающие получение таких сведений в соответствии с требованиями, предъявляемыми к доказательствам УПК РФ, для чего необходимо уже на начальном этапе проведения оперативно-розыскного мероприятия предусмотреть возможность использования его результатов в доказывании; во-вторых, получаемые материалы не должны содержать технических дефектов и иметь максимальный уровень качества, то есть быть пригодными для проведения в отношении них экспертных исследований. Для применения технических средств должны привлекаться сотрудники и лица, способные квалифицированно обращаться с ними и, впоследствии, подтвердить факт и техническую возможность получения искомых сведений в судебном заседании. По завершении накопления необходимой информации, она может быть предоставлена специалисту, который даст заключение о технической возможности получения предоставленных сведений, их аутентичности, а также перспективах их использования в доказывании; в-третьих, необходимо провести опросы лиц, участвовавших в осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, которые могут подтвердить в судебном заседании факт получения указанных данных именно в результате проведения заявленных действий.