Файл: Проблемы профессиональных стрессов. Профессиональное выгорание (Профессиональное выгорание: понятие, симптомы, причины и фазы развития).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 90

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тревожит факт, что 41,7% воспитателей детских садов имеют доминирующий симптом «неадекватное эмоциональное реагирование», а также 33,3% - «редукция профессиональных обязанностей», и 16,7% - доминирующий симптом «расширение сферы экономии эмоций», представляющие собой приемы психологической защиты. Наименее выражен симптом «эмоционально-нравственной дезориентации»: 50% воспитателей имеют не сложившийся симптом и 25% складывающийся. Т.е. с одной стороны мы наблюдаем, способность к сопротивлению и устойчивость к воздействию экстремальных условий или стресс-факторам окружающей среды, с другой стороны уменьшение или упрощение действий, связанных с трудовой деятельностью воспитателя, что негативно сказывается на качестве воспитательного процесса.

Анализируя симптомы фазы «истощение» (таблица 2.4) мы обнаружили, что при достаточно большом количестве воспитателей, у которых симптомы «эмоциональный «дефицит» (58,3%), «эмоциональная отстраненность» (50%), «личная отстраненность» (58,3%) не сложились, у 41,7% воспитателей наблюдаются психосоматические и психовегетативные нарушения: в т.ч. 25% сложившийся и 16,7% складывающийся. Т.е. эмоциональная, личная вовлеченность воспитателей в трудовую деятельность приводит к психосоматическим нарушениям.

Таблица 2.4 - Симптомы фазы «истощение», %

Симптом

не сложившийся

складыва-

ющийся

сложивший-ся

доминирую-щий

Эмоциональный дефицит

58,3

25,0

8,3

8,3

Эмоциональная отстраненность

50

33,3

8,3

8,3

Личностная отстраненность

58,3

16,7

8,3

16,7

Психосоматические и психовегетативные нарушения

33,3

16,7

25

25

Таким образом, в результате исследования по методике В.В.Бойко было выделено три группы воспитателей по уровню сформированности синдрома эмоционального выгорания, определена выраженность фаз синдрома и его симптомов. Мы выявили, что в целом для воспитателей, обследованных нами, свойственно преобладание фазы «резистенция» в общем адаптационном синдроме - функционирование в стрессовых условиях, ставших нормой. В фазе напряжения основными симптомами являются: переживание психотравмирующих обстоятельств, тревога и депрессия. В фазе резистенции ведущими являются: неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, редукция профессиональных обязанностей и расширение сферы экономии эмоций. В фазе истощения: психосоматические и психовегетативные нарушения и личностная отстраненность.


В соответствии с методикой оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф.Фидлеру), в ходе проведенного исследования была получена следующая характеристика. На основании индивидуальных профилей создан средний профиль (таблица 2.5), который и характеризует психологическую атмосферу в коллективе воспитателей младшего дошкольного учреждения.

Таблица 2.5 – Средняя оценка психологической атмосферы в коллективе

Средний бал

Дружелюбие

3,8

Враждебность

Согласие

5,2

Несогласие

Удовлетворенность

3,3

Неудовлетворенность

Продуктивность

5,9

Непродуктивность

Теплота

5,1

Холодность

Сотрудничество

2,6

Несогласованность

Взаимная поддержка

4,7

Недоброжелательность

Увлеченность

2,1

Равнодушие

Занимательность

1,9

Скука

Успешность

6,3

Безуспешность

Итого:

40,9

Итого:

Таким образом, в ходе проведенного исследования по методике А.Ф.Фидлера, было выявлено, что для исследуемого коллектива характерны такие положительные признаки как, удовлетворенность, сотрудничество, увлеченность и занимательность, слабо выражены взаимная поддержка, дружелюбие. А также негативные признаки несогласие, непродуктивность, холодность, безуспешность. Итоговый средний балл 40,9 характеризует достаточно напряженную обстановку в коллективе, что оказывает влияние на психологическое состояние воспитателей, принявших участие в исследовании, а следовательно и на развитие синдрома эмоционального выгорания. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза, что на развитие синдрома эмоционального выгорания оказывают влияние психологическая атмосфера в коллективе и личностные качества воспитателей, подтвердилась.

Для профилактики и помощи воспитателям в преодолении синдрома выгорания рекомендовано следующее:

- организация рабочих пауз для эмоциональной разгрузки;

- оптимизация режима работы и отдыха;

- обучения приемам релаксации и саморегуляции психического состояния;


- привитие навыков конструктивных (успешных) моделей преодолевающего поведения.

Заключение

В процессе абстрактного рассмотрения изученности проблем эмоционального выгорания было выявлено, что синдром эмоционального выгорания - это длительный напряженный ответ, либо синдром, появляющийся из-за длительных профессиональных стрессов. Представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личностной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы.

В последние годы в образовательной системе в особенности резким стал вопрос сбережения психического здоровья педагогов и воспитателей. Переход на личностно-ориентированные модели образования обуславливает увеличение условий со стороны общества к личности педагога-воспитателя, его роли в воспитательном процессе. Подобная обстановка вероятно включает в себя повышение нервно-психического напряжения человека, то что приводит к появлению невротических расстройств, психосоматических заболеваний.

В процессе выполнения практического исследования уровня эмоционального выгорания воспитателей дошкольных учреждений была использована методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В.В.Бойко) и методика оценки психологической атмосферы в коллективе А.Ф.Фидлера.

Исследование итогов изучения говорит о последующем:

- доминирующими симптомами эмоционального выгорания воспитателей являются: «переживание психотравмирующих обстоятельств», «неадекватного эмоционального реагирования», «расширение сферы экономии эмоций».

Помимо этого, изучение выявило, что эмоциональное выгорание в большей степени проявляется у воспитателей с повышенной тревожностью, обидчивостью, подозрительностью и напрямую зависит от психологической атмосферы в коллективе.

Изучение синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности воспитателя содержит большую социальную значимость и важность в современной жизни. Особенно актуальна данная проблема в сфере педагогики, так как педагог-воспитатель обеспечивает полноценное воспитание, обучение и развитие, что возможно лишь при высоком потенциале их здоровья.


Список используемой литературы

1. Бикеева А. Уроки психологии для школьного учителя: советы усталому педагогу / А. Бикеева. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 348 с.

2. Бабич О.И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения / авт.-сост. Бабич О.И. – изд. 2-е – Волгоград: Учитель, 2014. – 45- 62 с.

3. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В.В.Бойко. - СПб.: Питер, 2003. – 474 с.

4. Водопьянова Н.Е. Синдром психического выгорания и его профилактика. Психология профессионального здоровья / Н.Е.Водопьянова; Под ред. проф. Г.С. Никифорова. – СПб.: Речь, 2006. – 323-428 с.

5. Демьянчук Р.В. Эмоциональное выгорание учителя / Р.В.Демьянчук – М.: Просвещение, 2006. – 138 с.

6. Лазарева Н.В. Диагностика синдрома эмоционального выгорания / Н.В.Лазарева // Школьные технологии. – 2009. - №1. – 171 с.

7. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя / Л.М.Митина. - М.: Академия, 2004. - 320 с.

8. Орел В.Е. Синдром психического выгорания личности / В.Е.Орел. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. - 330 с.

9. Семёнова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога : учеб. пос. / Е.М.Семёнова. – М.: Изд-во ин-та психотерапии, 2005. – 224 с.

10. Синдром эмоционального выгорания (лекция). Под. ред. П.И. Сидорова, д.м.н., профессор, академик РАМН, г. М., 2007г.

11. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. / Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф.Фидлеру) / Соц. диагностика развития личности. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.190-191

12. Чутко Л.С. Эмоциональное выгорание и управление стрессом / Л.С.Чутко – СПб.: Речь, 2009. – 114 с.

Приложение 1

Фазы стресса и симптомы выгорания (по В. В. Бойко)

Фаза

Симптом

Тревожное

напряжение

Переживание психотравмирующих обстоятельств

Неудовлетворенность собой

Ощущение «загнанности в клетку»

Тревога и депрессия

Резистенция

Неадекватное (избирательное) эмоциональное реагирование

Эмоционально-нравственная дезориентация

Экономия эмоций

Редукция профессиональных обязанностей

Истощение

Эмоциональный дефицит

Эмоциональная отстраненность

Деперсонализация

Психосоматические и психофизиологические нарушения

Приложение 2

Диагностика уровня эмоционального выгорания ( В.В. Бойко)

Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений, по каждому выскажите свое мнение. Если вы согласны с утверждением, поставьте около соответствующего ему номера в бланке для ответов знак «+» («да»), если не согласны – то знак «» («нет»).


Текст опросника.

Я сегодня доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.

Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).

Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее «свернуть» дело.

Моя работа притупляет эмоции.

Я откровенно устал от проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.

Работа приносит мне все меньше удовлетворения.

Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.

Из-за усталости или напряжения, я уделяю своим делам меньше внимания, чем положено.

Я спокойно воспринимаю претензии ко мне начальства и коллег по работе.

Общение с коллегами по работе побуждает меня сторониться людей.

Мне все труднее устанавливать и поддерживать контакты с коллегами.

Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.

Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы.

Я очень переживаю за свою работу.

Коллегам по работе я уделяю внимание больше, чем получаю от них.

Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.

Последнее время меня преследуют неудачи на работе.

Я обычно проявляю интерес к коллегам и помимо того, что касается дела.

Я иногда ловлю себя на мысли, что работаю автоматически, без души.

По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.

Успехи в работе вдохновляют меня.

Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется почти безвыходной.

Я часто работаю через силу.

В работе с людьми я руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.

Иногда я иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого не видеть и не слышать.

Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, который я затрачиваю.

Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.

Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий деть кончился.

Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.

Моя работа меня очень разочаровала.

Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.

Моя карьера сложилась удачно.

Если представляется возможность, я уделяю работе меньше внимания, но так, чтобы этого никто не заметил.

Ко всему, что происходит на работе, я утратил интерес.

Моя работа плохо на меня повлияла – обозлила, притупила эмоции, сделала нервным.

Обработка данных.