Файл: Проблемы профессиональных стрессов. Профессиональное выгорание (Профессиональное выгорание: понятие, симптомы, причины и фазы развития).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 87

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- воспитатели часто не испытывают удовлетворение от своей деятельности: им кажется, что несмотря на все усилия дети, с которыми они работают, недостаточно хорошо владеют необходимым материалом. И как следствие - низкая степень социальной адаптации у воспитателей: повышенная тревожность, неуверенность в себе, эмоциональная неустойчивость и т. д.

- воспитатели вынуждены постоянно повышать свой профессионализм, быть в курсе инновационных технологий, чтобы соответствовать предъявляемым к ним аттестационным требованиям, что, в свою очередь, ведет к физическим и интеллектуальным перегрузкам [5, с.138].

Следует отметить, что выгорание очень «инфекционно» и может быстро распространяться среди сотрудников. Те, кто подвержен выгоранию, становятся циниками, «негативистами» и пессимистами; и они, взаимодействуя на работе с другими людьми, могут быстро превратить целый коллектив в собрание «выгорающих». Поэтому своевременная оценка и профилактика профессионального эмоционального выгорания позволит предотвратить или оказать психотерапевтическую помощь эмоционально-выгорающему работнику.

1.3 Методика коррекционно-профилактической работы с воспитателями детских садов по снижению синдрома эмоционального выгорания

Профилактические и лечебные меры при СЭВ во многом схожи: то, что защищает от развития данного синдрома, может быть использовано и при терапии уже развившегося.

Профилактические, лечебные и реабилитационные мероприятия должны быть направлены на снятие действия стрессора - снятие рабочего напряжения, повышение профессиональной мотивации, выравнивание баланса между затрачиваемыми усилиями и получаемым вознаграждением. При появлении и развитии признаков СЭВ у кого-либо из специалистов представляется необходимым обратить внимание на улучшение условий труда (организационный уровень), характер складывающихся взаимоотношений в коллективе (межличностный уровень), личностные реакции и заболеваемость (индивидуальный уровень) [6, с.171].

Большая роль в борьбе с СЭВ принадлежит, прежде всего, самому работнику. Соблюдая перечисленные ниже рекомендации, сотрудник не только сможет предотвратить возникновение СЭВ, но и достичь снижения степени его выраженности.


1) Определение краткосрочных и долгосрочных целей. Это не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на правильном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию. Достижение краткосрочных целей - успех, который повышает степень самовоспитания.

2) Использование тайм-аутов. Для обеспечения психического и физического благополучия очень важны тайм-ауты, то есть отдых от работы и других нагрузок. Иногда необходимо «убежать» от жизненных проблем и развлечься, нужно найти занятие, которое было бы увлекательным и приятным.

3) Овладение умениями и навыками саморегуляции. Овладение такими психологическими умениями и навыками, как релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь, способствует снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию. Например, определение реальных целей помогает сбалансировать профессиональную деятельность и личную жизнь.

4) Профессиональное развитие и самосовершенствование. Одним из способов предохранения от СЭВ является обмен профессиональной информацией с представителями других служб. Сотрудничество дает ощущение более широкого мира, чем тот, который существует внутри отдельного коллектива. Для этого существуют различные курсы повышения квалификации, всевозможные профессиональные, неформальные объединения, конференции, где встречаются люди с опытом, работающие в других системах, где можно поговорить, в том числе и на отвлеченные темы.

5) Избегание ненужной конкуренции. В жизни очень много ситуаций, когда мы не можем избежать конкуренции. Но слишком уж большое стремление к успеху в бизнесе создает тревогу, делает человека излишне агрессивным, что способствует, в свою очередь, возникновению СЭВ.

6) Эмоциональное общение. Когда люди исследуют собственные ощущения и разделяется их с другими, возможность выгорания
существенно уменьшается либо данный процесс очевидно не сформулирован. По этой причине рекомендовано, чтобы работники в непростых рабочих моментах обменивались суждениями с коллегами и хотели найти у их профессиональной помощи. Если работник делится своими отрицательными эмоциями с коллегами, те могут найти для него разумное решение возникшей у него проблемы

7) Поддержание хорошей физической формы. Между телом и разумом существует тесная связь. Хронический стресс воздействует на человека, поэтому очень важно поддерживать хорошую физическую форму с помощью физических упражнений и рациональной диеты. Неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение или чрезмерное повышение массы тела усугубляют проявление СЭВ [3, с.474].


Чтобы избежать СЭВ, следует руководствоваться следующими правилами:

1) стремиться рассчитывать и сознательно распределять собственные нагрузки;

2) учиться переходить с одного типа работы в иной;

3) проще относиться к конфликтам на работе;

4) не пытаться всегда и во всем быть лучшими.

При возникновении и формировании свойств СЭВ у кого-либо из специалистов является важным сосредоточить интерес в усовершенствовании условий труда (организационный уровень), вид складывающихся отношений в коллективе (межличностный уровень), личностные реакции и заболеваемость (индивидуальный уровень).

Профилактикой СЭВ является правильная организация профессиональной деятельности.

В ходе коррекционно-профилактической работы по снижению СЭВ могут использоваться аутогенная тренировка, релаксационные упражнения, психомышечная тренировка и тренинг, направленный на формирование эмоционально-волевой устойчивости [7, с.320].

Глава 2. Исследование профессионального выгорания у воспитателей младших дошкольных учреждений

2.1 Организация исследования

Цель исследования: определить уровень эмоционального выгорания воспитателей младших дошкольных учреждений в процессе профессиональной деятельности.

Задача исследования: выявить признаки профессионального выгорания у воспитателей разного возраста и стажа.

С целью свершения поставленной цели и задач исследовались: уровень сформированности синдрома эмоционального выгорания у воспитателей младших дошкольных учреждений; зависимость синдрома эмоционального выгорания от возраста и стажа воспитателей.

Гипотеза: синдром эмоционального выгорания развивается в процессе длительной профессиональной деятельности воспитателя и зависит от возраста и стажа.

В ходе проведения исследования использовались следующие методы:

Методика «Диагностика эмоционального выгорания» В.В. Бойко (методологической основой методики является теория развития и протекания стресса Г. Селье) - предназначена для измерения уровня проявления эмоционального выгорания. Методика состоит из 84 суждений, позволяющих диагностировать три симптома «эмоционального выгорания»: напряжение, резистенция и истощение. Каждая фаза стресса, диагностируется на основе четырех, характерных для нее симптомов. На каждый вопрос испытуемый должен дать положительный или отрицательный ответ. Обработка результатов: в соответствии с «ключом» производится подсчет:


1) подсчитывается сумма баллов для каждого симптома «выгорания»,

2) подсчитывается сумма баллов по каждому симптому для каждой фазы формирования «выгорания»,

3) определяется итоговый балл синдрома «эмоционального выгорания» - сумма показателей всех симптомов [3, с.474].

Описание методики представлено в Приложении 2.

Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф.Фидлеру) - используется для оценки психологической атмосферы в коллективе. В основе лежит метод семантического дифференциала. Методика интересна тем, что допускает анонимное обследование, а это повышает ее надежность [11, с.190-191].

Испытуемые получали инструкции и бланки ответов. После этого все данные были обработаны и сведены в таблицы показателей.

Перед диагностикой воспитатели были осведомлены о феномене «выгорания», его фазах и симптомах. Выяснилось, что половина из них плохо осведомлены о признаках и причинах выгорания. На вопрос «Как вы думаете, что такое эмоциональное выгорание?»: 50% воспитателей дали достаточно полные и правильные ответы, однако остальные 50% не смогли дать определение эмоционального выгорания.

2.2 Результаты исследования и их анализ

На основе полученных результатов беседы и анкетного опроса, мы проанализировали социально-демографические параметры респондентов:

- в исследовании приняли участие 12 воспитателей;

- все исследуемые воспитатели – женщины от 22 до 63 лет; средний возраст 41 год;

- в браке состоит 58,3 % (7 человек);

- образование высшее – 33,3 % (4 человека), незаконченное высшее – 8,3 % (1 человек), среднее профессиональное – 50% (6 человек), другое – 8,3% (1 человек). Наглядно образование респондентов изображено на рисунке 2.1.

Рис. 2.1 – Образование исследуемых воспитателей детских садов

Итак, в соответствии с методикой В.В. Бойко, в ходе проведенного исследования определения уровня эмоционального выгорания педагогов- воспитателей, были получены следующие результаты. Процентные доли стадий формирования каждой из трех фаз эмоционального выгорания воспитателей, представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1 - Стадии формирования фаз эмоционального выгорания, %

Фазы

Стадии формирования

не

сформировавшаяся

в стадии

формирования

сформировавшаяся

Напряжение

33,3

50

16,7

Резистенция

8,3

41,7

50

Истощение

41,7

50

8,3


Наиболее сформировавшейся фазой является «резистенция»: только у 8,3 % эта стадия не сформировалась, у 41,7 % данная фаза находится в стадии формирования, у 50% воспитателей эта сформировавшаяся фаза. Фазы «напряжение» и «истощение» преимущественно являются несформированными либо находятся в стадии формирования. Однако их процент достаточно существенен, так в фазе «напряжение» 50% находятся в стадии формирования, в фазе «истощение» 50%.

Наглядно данные результаты отображены на диаграмме 2.2.

Рис. 2.2 – Стадии формирования фаз эмоционального выгорания воспитателей младших дошкольных учреждений, %

Рассматривая фазу «напряжение» (таблица 2.2) видим, что наиболее выраженным симптомом является «переживание психотравмирующих обстоятельств» - 41,7%, демонстрирующий собой ответную реакцию на факторы, способствующие формированию данного синдрома. Более того, данный симптом складывается у 33,3% и сложившийся у 8,3% воспитателей. Симптом «загнанность в клетку» не сформировался у 75% воспитателей; «неудовлетворенность собой» у 50,3%, а вот «тревога и депрессия» наблюдается практически у половины воспитателей: в некоторой степени симптом сложившийся (33,3%), сложившийся и доминирующий у 8,3% воспитателей.

Таблица 2.2 - Симптомы фазы «напряжение», %

Симптом

не сложившийся

складыва-

ющийся

сложивший-ся

доминирую-щий

Переживание психотравмирующих обстоятельств

16,7

33,3

8,3

41,7

Не удовлетворенность собой

50,3

33,3

8,3

8,3

«Загнанность в клетку»

75,0

16,7

0,0

8,3

Тревога и депрессия

50

33,3

8,3

8,3

Как уже было показано, фаза «резистенция» является наиболее сформированной, это значит, что воспитатели выработали индивидуальные способы эффективной психологической защиты от ежедневного стресса, связанного с профессиональной деятельностью (таблица 2.3).

Таблица 2.3 - Симптомы фазы «резистенция», %

Симптом

не сложившийся

складыва-

ющийся

сложившийся

доминирующий

Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование

8,3

33,3

16,7

41,7

Эмоционально-нравственная

дезориентация

50

25

8,3

8,3

Расширение сферы экономии эмоций

33,3

33,3

8,3

16,7

Редукция профессиональных обязанностей

25

16,7

25

33,3