Файл: Проблемы профессиональных стрессов. Профессиональное выгорание (Профессиональное выгорание: понятие, симптомы, причины и фазы развития).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 94

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- чувства эмоционального истощения, изнеможения;

- негативного самовосприятия в профессиональном плане и заниженной самооценки;

- агрессивных чувств и т.д.

Выгоранию более подвергаются те, кто откликается на интенсивные условия враждебно, вспыльчиво [12, с. 114].

Условиями, провоцирующими появление синдрома профессионального выгорания, считаются равно как характерные черты профессиональной деятельности, таким образом и персональные свойства самих специалистов, данные условия именуют организационными и индивидуальными рисунок 1.6.

организационные факторы

индивидуальные факторы

условия работы

условия материальной среды

социально-психологические условия

социально-демографические характеристики профессионала

личностные особенности профессионала

Рис. 1.6 – Факторы, возникновения синдрома «Эмоционального выгорания

Подобным образом, синдром эмоционального выгорания
предполагает собою индивидуальную диструкцию из-за психологических затруднений либо интенсивности взаимоотношений в системе «человек-человек», формирующуюся в периоде. Результаты выгорания имеют все шансы выражаться как в психосоматических нарушениях, так и в сугубо-психологических (когнитивных, эмоциональных, мотивационно установочных) изменениях личности. Синдром включает три фазы: «тревожное напряжение», «резистенция», «истощение» [10, с. 46].

1.2 Проявление синдрома эмоционального выгорания у воспитателей младшего дошкольного учреждения

На сегодняшний день много рассказывается по вопросу «профессионального выгорания» педагогов и воспитателей младшего дошкольного учреждения, а кроме того о вероятных мерах профилактики и борьбы с ней.

Стрессогенность принята ранее уже в самой сущности работы педагога. По роду своей деятельности вовлеченным в продолжительное эмоционально непростое взаимодействие с людьми различных возрастов, социального положения и статуса, детьми, их родителями и администрацией дошкольных учреждений, педагогам- воспитателям свойствен синдром «эмоционального выгорания». При этом согласно заключительным сведениям, этому синдрому подвергается практически любой (около 90% воспитателей детского сада). Данное сопряжено с тем, что высокопрофессиональная деятельность педагога-воспитателя отличает весьма значительная эмоциональная загруженность.


В нынешних обстоятельствах работа педагогов детского сада в буквальном смысле слова пропитана факторами, порождающими профессиональное выгорание: огромное число социальных контактов за рабочий день, максимально высокая ответственность, потребность быть всегда без исключения в «форме». Нынешним окружением объявляется образ социально успешного человека, данное облик решительного лица, независимого и радикального, достигнувшего служебных успехов. Педагог-воспитатель также в собственной работе обязан стремиться к благополучному решению поставленных перед ним задач, вне зависимости от действующих на него неблагоприятных факторов, сохранять самообладание, быть для учеников, воспитанников образцом в личностном плане, отвечать за сохранение физического и психического здоровья своих воспитанников. По этой причине многие стремятся отвечать данному типу, для того чтобы являться нужными в мире. Однако с целью укрепления имиджа воспитатель обязан обладать внутренними ресурсами. Плата за ответственность высока - нервное перенапряжение и эмоциональное истощение профессионала [4, с. 323-428].

Помимо этого, специальность педагога младшего дошкольного учреждения на сегодняшний день вытесняется в область малооплачиваемых, занимая нишу экономически маловлиятельных специальностей. В области образования довольно четко выявляется склонность старения кадров. Изучение выявило, что для воспитателей со стажем работы более двадцать лет свойственно внезапное понижение абсолютно всех характеристик эмоциональной устойчивости, т.е. через двадцать лет работы в детском саду у подавляющего количества воспитателей наступают «педагогические кризисы», «истощение», «профессиональное выгорание». Согласно мере увеличения стажа работы и возраста воспитателя, увеличения профессиональной нагрузки неминуемо совершается накапливание утомления, нарастание тревожных переживаний, понижение настроя, вегето-сосудистые расстройства и поведенческие срывы. В результате психологическое, физическое и социальное здоровье воспитателя подвергается значительной угрозе.

Заключая исследования в этой сфере, возможно отметить две категории условий, оказывающих воздействие на появление синдрома эмоционального выгорания у воспитателей младших дошкольных учреждений. К внешним факторам, провоцирующим выгорание, можно отнести:

– специфику профессиональной воспитательской деятельности (необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему детей, стаж работы);


– организационный фактор: перегруженность рабочей недели; низкая оплата труда; напряженный характер работы; должностные проблемы; недовольство трудом: недостаток точной взаимосвязи между ходом преподавания и получаемым итогом, несоответствие итогов потраченным силам; демократические преобразования в области образования, приведшие к изменению взаимоотношений между субъектами учебно-воспитательного процесса. Неблагополучная атмосфера в педагогическом коллективе: однополый состав коллектива, наличие конфликтов по вертикали и горизонтали, нервозная обстановка побуждают одних растрачивать эмоции, а других искать способы экономии своих психических ресурсов [4, с. 323-428].

К внутренним факторам относят:

– коммуникативный фактор: недостаток способностей коммуникации и мастерства выступать в сложной обстановке общения с детьми, родителями, администрацией; неспособность корректировать личные эмоциональные ситуации;

– ролевой и личностный фактор (индивидуальный): тяжелые заболевания и/или смерть близких, материальные затруднения, личностная неустроенность, плохие взаимоотношения между супругами, отсутствие нормальных жилищных условий, недостаток внимания, уделяемого домочадцами. Неудовлетворенность своей самореализацией в различных жизненных и профессиональных ситуациях.

Кинетика формирования выгорания - процесс исключительно персональный, но как отмечает Н.Е.Водопьянова, выгорание заразно, оно подобно инфекционной болезни. Воспитатели, подверженные этому процессу, могут быстро превратить целую группу в собрание «выгоревших». Выделим основные стадии синдрома профессионального выгорания у педагогов (согласно К.Маслач):

- в 1 первоначальном периоде, у воспитателей наблюдаются отдельные сбои на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание тех или иных моментов. Из-за боязни ошибиться, это сопровождается повышенным контролем и многократной проверкой выполнения рабочих действий на фоне ощущения нервно-психической напряженности;

- на второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе, и дома, с друзьями): «не хочется никого видеть», «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо», нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели; головные боли по вечерам; «мертвый сон без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность (любая мелочь начинает раздражать); возникают недоразумения с коллегами, в своем кругу начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них; неприязнь начинает постепенно проявляться в их присутствии - вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения;


- третья стадия – собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, нежелание видеть людей и общаться с ними, ощущение постоянного отсутствия сил. Человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность, но глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было [9, с.224].

Из всего вышесказанного, возможно допустить, что синдром профессионального выгорания, характеризующийся эмоциональной сухостью педагога-воспитателя, расширением области экономии чувств, личностной отстраненностью, игнорированием личных отличительных черт воспитанников, проявляет воздействие и в вид профессионального общения воспитателя с детьми. При этом наблюдаются данные утраты заинтересованности к ученику равно как к персоне, неприятие его таким, какой он есть. Многие педагоги-воспитатели подмечают у себе присутствие психологических состояний, дестабилизирующих профессиональную деятельность (тревожность, уныние, подавленность, апатия, разочарование, хроническая усталость). На фоне снижения психического тонуса происходит снижение качества воспитательного процесса и потеря интереса к своей деятельности, которая превращается для воспиталеля в тяжелую трудовую повинность. Известно, что у авторитарных педагогов (воспитателей, учителей начальных классов) дети болеют чаще. Причина имеет психосоматическую природу: утомленный психологическим давлением детский организм заболевает, предоставляя тем самым возможность ребенку передохнуть [1, с.348].

Определяя синдром профессионального выгорания воспитателя, рассмотрим проявления вышеназванных компонентов и их влияние на личность воспитанника:

- эмоциональное истощение. Эмоциональность воспитателя – важнейший фактор воздействия и взаимодействия в учебно-воспитательной работе; она мобилизует воспитанников, побуждает их к действиям, активизирует их интеллектуальную активность. Соответственно, ученики «выгоревшего» воспитателя будут испытывать трудности в формировании опыта эмоционального реагирования. Поскольку эмпатия является аффективным «пониманием» другого человека, такие дети не смогут откликнуться на проблемы других людей или осознать, как они будут восприниматься партнерами по общению. Для воспитанников «выгоревшего» педагога характерна затрудненность в развитии эмпатии и рефлексии, что неизбежно приведет к низкому уровню развития коммуникативных навыков.

Эмоции выступают регуляторами познавательной деятельности. Поэтому у детей с низким уровнем развития навыков эмоционального реагирования неизбежно будет страдать процесс приема и трансляции учебного материала. Как следствие, у детей развивается негативное восприятие себя со стороны воспитателя, что в свою очередь затрудняет формирование адекватной самооценки и вызывает нарушения нормативного поведения. Негативное оценивание воспитателем результатов работы ребенка в итоге ведет к снижению мотивации образовательной деятельности [8, с. 328].


- деперсонализация – негативное отношение к человеку, отрицательное, циничное либо безразличное восприятие его, развивается как защита от подавляющих эмоциональных состояний вследствие обращения с воспитанником как с объектом профессионального воздействия. Для «выгоревшего» воспитателя характерно превалирование негативных оценок в восприятии детей.

Отмечается еще одна особенность «выгоревшего» воспитателя – слабую мотивацию эмоциональной отдачи в работе. Специалист сферы «человек – человек» не считает необходимым или почему-либо не заинтересован проявлять соучастие и сопереживание субъекту своей деятельности. «Выгоревший» воспитатель стремится облегчить или сократить те свои обязанности, которые требуют эмоциональных затрат. Происходит полная или частичная утрата интереса к ребенку. Он воспринимается как неодушевленный предмет, как объект для манипуляций. Воспитатель, подверженный синдрому «выгорания», стремится подменить субъект-субъектное взаимодействие с ребенком на субъект-объектное.

- редукция профессиональных достижений проявляется в переживании некомпетентности и неуспешности своей деятельности, т. е. для «выгоревшего» воспитателя характерна низкая профессиональная самооценка. Воспитатели с низкой самооценкой неадекватно воспринимают себя и окружающих, обладают чувством повышенной тревожности, что негативно сказывается на воспитательном процессе. Любые нестандартные ситуации приводят воспитателя к неадекватным оценкам воспитанников, способствуют формированию у него таких личностных черт, как пассивность, безынициативность, чувство собственной профессиональной непригодности. Негативная Я-концепция, низкая самооценка, неуверенность в себе, постоянная эмоциональная напряженность, особенно заметные у молодых педагогов-воспитателей преобладают у большинства современных воспитателей детских садов. Поэтому важным условием здоровья детей является психологическое здоровье педагога-воспитателя [8, с.330].

Подобным способом, педагог зачастую встречаются с проблемой профессионального выгорания. Из числа условий, приводящих к профессиональной деструкции возможно отметить последующие:

- профессия воспитателя относится к публичным профессиям, то есть воспитатель ежедневно общается с огромным количеством людей (детей, родителей, коллег), что требует особых усилий и вызывает эмоциональное перенапряжение, которое может привести к «выгоранию».

- работа воспитателя сопряжена с огромной физической и эмоциональной нагрузкой, с противоречивыми мыслями и чувствами, сомнениями и отчаянием, что приводит к истощению эмоциональных ресурсов и как следствие к возникновение стрессовых состояний.