Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности (Анализ мировых валютных отношений в системе глобальной экономики ).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятие и особенности международных валютных отношений
1.2. Международный валютный фонд и специфика его деятельности
2. Анализ деятельности международного валютного фонда в системе мировых валютных отношений
2.1. Анализ мировых валютных отношений в системе глобальной экономики
2.2. Анализ взаимодействия международного валютного фонда с финансово-кредитными институтами
3. Перспективы развития валютного фонда и его роль в мировой экономике
3.1. Проблемы международного валютного фонда и пути их преодоления
Фонд имеет статус специализированного учреждения Организации Объединенных Наций для международного финансового сотрудничества и международной стабильности в валютно-финансовой сфере.
Международный валютный фонд – межгосударственный институт, предоставляющий кредиты странам, разрабатывающий принципы функционирования мировой валютной системы, осуществляющий межгосударственное регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений.[10]
Международный валютный фонд имеет определенный спектр задач, которые схематично отображены на Рисунке 5.
Рисунок 5
Цели и задачи функционирования международного валютного фонда
Основные цели Международного валютного фонда прописаны в его уставе. Главные функции МВФ – развитие сотрудничества государств в финансовой сфере. Также фонд обеспечивает поддержание стабильного курса валют, развитие торговых отношений между странами-участниками, финансовую помощь и консультирование государств, оказавшихся в трудном экономическом положении. Но помимо чисто практических задач, эксперты фонда заняты и аналитической деятельностью.[11]
На основании сбора данных о таких факторах, как мировые цены на нефть, рост или замедление экономик стран, финансовой статистики и многих других выпускаются прогнозы МВФ относительно мировой экономики в целом. Роль такой информации переоценить крайне сложно. Вся полученная информация систематизируется. Большую роль также играет составление платежных балансов по методологии МВФ. Все отчеты регулярно публикует официальный сайт МВФ.[12]
Все страны-члены МВФ имеют право на получение финансовой помощи от МВФ. Членство в этой организации дает каждой стране, испытывающей нехватку иностранной валюты, а значит, и трудности с выполнением своих обязательств, временную возможность пользоваться объединенными финансовыми ресурсами МВФ для решения проблемы платежного баланса.[13]
Международный валютный фонд выполняет определенный спектр функций, которые можно отобразить в Таблице 1.
Таблица 1
Функции МВФ в мировой экономике
Функция |
Особенности, функции и ее сущность |
Надзор |
Функция МВФ, предусматривающая его право осуществлять наблюдение за политикой стран-членов в области установления валютных курсов и связанной с ней макроэкономической политикой. Каждая страна обязана предоставлять МВФ по его запросу информацию, необходимую для осуществления надзора за ее экономической политикой. Она обычно состоит из детальной информации о реальном денежном, бюджетном и внешнем секторах, а также о структурной политике правительства (приватизация, рынок труда, окружающая среда). Главная цель надзора заключается в том, чтобы своевременно выявить потенциально опасные макроэкономические дисбалансы, могущие повлиять на стабильность валютных курсов, и, используя лучший мировой опыт, дать правительству страны рекомендации по их исправлению. |
Финансовая помощь |
Использование финансовых ресурсов МВФ странами-членами, испытывающими сложности с финансированием платежного баланса и представившими в МВФ программу реформ, показывающую намерения правительства по преодолению этих трудностей. Кредит МВФ представляет собой покупку иностранной валюты за национальную; возврат кредита – обратный обмен. Кредиты МВФ выдаются долями (траншами). |
Техническая помощь |
Содействие МВФ странам-членам в области денежной, валютной политики и банковского надзора, бюджетной и налоговой политики, статистики, разработки финансового и экономического законодательства и подготовки кадров. Техническая помощь осуществляется через направление миссий в центральные банки и министерства финансов и статистические органы стран, запросивших такую помощь, посылку экспертов в эти органы на 2-3 года, проведение экспертизы готовящихся законодательных документов. |
Выпуск специальных прав заимствования, СДР |
Специальные права заимствования – международные резервные активы, созданные МВФ в 1969 г. и периодически распределяемые между странами-членами пропорционально их квотам в МВФ. В международной экономике СДР, составляя примерно 2% мировых резервов, выполняют функции: 1)международных резервов наряду с золотом и иностранной валютой; 2)расчетной единицы, которая используется МВФ и некоторыми другими международными организациями; 3)валюты фиксации валютного курса в некоторых странах; 4)деноминатора ряда частных финансовых инструментов. |
Руководящим органом фонда является Совет управляющих, Исполнительный Совет, Директора-сотрудники и штат сотрудников.
Для предотвращения кризисов и поддержания стабильности в международной финансовой системе МВФ выполняет миссию наблюдателя за финансовыми и экономическими преобразованиями и изменениями в мире.[14]
Самым большим количеством голосов в МВФ обладают:
- США – 17,78%;
- Германия – 5,53%;
- Япония – 5,53%;
- Великобритания – 4,98%;
- Франция – 4,98%;
- Саудовская Аравия – 3,45%;
- Италия – 3,09%;
- Россия – 2,90%.
Доля 15 стран-участниц ЕС – 28,8%, 29 промышленно развитых государств (страны-члены Организации экономического сотрудничества и развития, ОЭСР) имеют в совокупности 63,4% голосов в МВФ. На долю остальных стран, составляющих свыше 84% количества членов Фонда, приходится лишь 36,6% голосов.[15]
Таким образом, фонд содействует международной валютной системе гармонично выполнять основную функцию, которая заключается в облегчении обмена товарами, услугами и капиталом между странами.
Подведем итог по первой главе: в ней были рассмотрены вопросы, связанные с изучением понятия и особенности мировых валютных отношений, а также исследована специфика деятельности международного валютного фонда.
2. Анализ деятельности международного валютного фонда в системе мировых валютных отношений
2.1. Анализ мировых валютных отношений в системе глобальной экономики
Международные валютные отношения опосредствуют международные экономические отношения (МЭО), которые относятся как к сфере материального производства, т.е. к первичным производственным отношениям, так и к сфере распределения, обмена, потребления. Существует прямая и обратная связь между валютными отношениями и воспроизводством. [16]
Состояние валютных отношений зависит от развития экономики — национальной и мировой, политической обстановки, соотношения сил между странами и двух тенденций, присущих международным отношениям, — партнерства и противоречий. Поскольку во внешнеэкономических связях, в том числе валютных, переплетаются политика и экономика, дипломатия и коммерция, промышленное производство и торговля, валютные отношения занимают особое место в национальном и мировом хозяйстве.
В системе мировой финансовой системы лидирующие позиции занимают США, Китай, Германия и Россия.
Начнем с изучения динамики ВВП развитых стран. Данные отобразим на Рисунке 6.[17]
Рисунок 6
Динамика ВВП мировых стран в млрд. дол
Как можно заметить из данного рисунка, согласно данным мировых экономических сайтов, динамика ВВП в рассматриваемых странах растет, за исключением ВВП Германии. Рассматриваемые страны входят в десятку стран лидеров по данному показателю в мировом хозяйстве.
Отраслевая структура ВВП данных стран отображена на Рисунке 7.[18]
Рисунок 7
Отраслевая структура ВВП мировых стран
Как можно заметить из данных Рисунка 7 в отраслевой структуре ВВП США преобладает сфера услуг. Именно за счет нее идет основной прирост в общем объеме ВВП страны.[19]
В структуре ВВП Китая основной отраслью можно назвать промышленность и сферу услуг. Именно два этих направления являются системообразующими в отраслевой структуре ВВП Китая. В структуре ВВП Германии лидирующей отраслью является промышленность, на долю которой приходится более 45%.
Рисунок 8
Динамика американских и европейских фондовых индексов
Немаловажное значение в мировой финансовой системе имеют и показатели фондовых индексов, которые графически представлены на Рисунке 9.
Из-за беспокойства инвесторов относительно корпоративных прибылей, низких цен на энергоносители, состояния экономики КНР, ряда других стран и мировой экономики в целом высокая турбулентность сохранялась на фондовом рынке США и других развитых стран достаточно продолжительное время.[20]
Рисунок 9
Динамика азиатских фондовых индексов
Риски, связанные с ситуацией в Китае (высокий внешний и внутренний долги, падающий юань, затрудняющий выплату внешних долгов и т.д.), конечно, сохраняются. Делаются и сегодня алармистские прогнозы, но уже осторожнее.[21]
За последние годы, больше всего из фондовых индексов потерял японский Nikkei 225, снизившийся почти на 6% за день. Помимо фондовых индексов снижались цены на нефть и курс доллара. Казалось, что оправдываются самые пессимистические прогнозы, и начинается глубокий финансовый кризис. Но через 2–3 дня ситуация нормализовалась. Вероятно, инвесторы более адекватно оценили итоги американских президентских выборов, придя к выводу, что поводов для панических настроений нет.
К концу декабря 2017г. американский индекс Dow Jones уже достиг новых исторических максимумов, поднявшись до уровня почти 20 000 пунктов. Это свидетельствует о том, что инвесторы в конечном итоге положительно расценили обещания будущего президента США Д. Трампа и поддерживают озвученную им более активную бюджетную политику и налоговые послабления.[22]
В частности, были озвучены планы по размещению бондов с большим, чем в настоящее время, сроком обращения (не исключаются и бумаги длиной в 50 и 100 лет). Такие меры должны стимулировать рост экономики и инфляции и, соответственно, повышение ставок. Доходность облигаций возросла.
Рисунок 10
Динамика мировых фондовых индексов в 2017 году
Источником финансовых дисбалансов и дестабилизирующих эффектов, выходящих за границы отдельных стран, по-прежнему остается ситуация в Deutsche Bank и ряде других европейских банков. Хотя чистая прибыль Deutsche Bank AG составила 278 млн. евро в III квартале 2016 г., проблемы сохраняются.[23]
Несмотря на некоторое улучшение финансовой ситуации этого банка по сравнению с периодами, когда у Deutsche Bank наблюдались существенные убытки, в ближайшее время ему предстоит урегулировать судебное разбирательство с властями США. Это касается вопроса о занижении оценки рисков по ипотечным бумагам. Таким образом, пока рано делать вывод о кардинальном улучшении финансового положения крупнейшего банка Германии, т.к. штраф для Deutsche Bank может составить до 14 млрд. долл.[24]
Таблица 2
Динамика количества кредитно - финансовых институтов в мировой экономике в 2011 - 2016гг. (на начало года)
Финансово-кредитные институты |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Банки и небанковские операции |
923 |
834 |
733 |
Негосударственные пенсионные фонды |
124 |
119 |
101 |
Страховые компании |
422 |
411 |
327 |
Паевые инвестиционные фонды |
1606 |
1559 |
1549 |
Микрофинансовые организации |
3736 |
4200 |
3688 |
Сокращение доходности является следствием низкой экономической активности и низких процентных ставок, что сокращает возможности банков по получению как процентных, так и непроцентных доходов. При этом началось улучшение качества кредитного портфеля – доля просроченных кредитов (NPL) в целом имеет тенденцию к некоторому сокращению.[25]
Рисунок 11
Доля просроченных кредитов (NPL) у банков зоны евро, %
Однако в ряде стран уровень просроченных кредитов мешает развитию кредитования. Покрытие резервами сохраняется на стабильном уровне и составляет около 46%. При этом уровень покрытия сильно различается между странами и составляет от 28 до 67% на конец 2017 г.[26]
2.2. Анализ взаимодействия международного валютного фонда с финансово-кредитными институтами
Среди членов Международного Валютного Фонда (МВФ) Россия относится к тем странам, которых не устраивает схема формирования квот и распределения голосов среди членов МВФ. Так же как и Россия, Китай, Индия, Бразилия готовы увеличить размер взноса, чтобы получить больше влияния на принятие решений.[27]
Вступление в силу положений пакетного соглашения по реформе квот и увеличение уставного капитала МВФ 2010 года долгое время откладывались из-за позиции конгресса США с 16,76% голосов, от которых полностью зависит их ратификация. 14-й общий пересмотр квот МВФ, предусматривающий перераспределение квот в пользу стран с переходной и развивающейся экономикой, был ратифицирован в декабре прошлого года. После вступления новых правил в силу Китай стал обладать 6,4% голосов, Россия и Индия – по 2,7%, Бразилия – 2,3%, ЮАР – 0,6%. В сумме общий вес стран БРИКС (Россия, Китай, Бразилия, Индия и ЮАР) достиг 14,7% против 11,5% ранее.[28]
Совокупная доля стран БРИКС (14,7%) так и не достигла уровня блокирующего пакета, который по-прежнему остается у США (16,76%). При этом расширение квоты означает соответствующее увеличение нагрузки со стороны МВФ на Россию, как на страну кредитора.
В настоящий момент обсуждается пересмотр самой формулы расчета квот стран-акционеров, за который активно выступают страны БРИКС. При этом в рамках весенней сессии министры финансов стран БРИКС договорились настаивать «единым фронтом» на учете показателя ВВП стран по паритету покупательной способности. Включение данного показателя позволит учесть интересы развивающихся стран, доля которых в МВФ сегодня не соответствует их доли в мировой экономике.