Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности (Анализ мировых валютных отношений в системе глобальной экономики ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Фонд имеет статус специализированного учреждения Организации Объединенных Наций для международного финансового сотрудничества и международной стабильности в валютно-финансовой сфере.

Международный валютный фонд – межгосударственный институт, предоставляющий кредиты странам, разрабатывающий принципы функционирования мировой валютной системы, осуществляющий межгосударственное регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений.[10]

Международный валютный фонд имеет определенный спектр задач, которые схематично отображены на Рисунке 5.

Рисунок 5

Цели и задачи функционирования международного валютного фонда

Основные цели Международного валютного фонда прописаны в его уставе. Главные функции МВФ – развитие сотрудничества государств в финансовой сфере. Также фонд обеспечивает поддержание стабильного курса валют, развитие торговых отношений между странами-участниками, финансовую помощь и консультирование государств, оказавшихся в трудном экономическом положении. Но помимо чисто практических задач, эксперты фонда заняты и аналитической деятельностью.[11]

На основании сбора данных о таких факторах, как мировые цены на нефть, рост или замедление экономик стран, финансовой статистики и многих других выпускаются прогнозы МВФ относительно мировой экономики в целом. Роль такой информации переоценить крайне сложно. Вся полученная информация систематизируется. Большую роль также играет составление платежных балансов по методологии МВФ. Все отчеты регулярно публикует официальный сайт МВФ.[12]

Все страны-члены МВФ имеют право на получение финансовой помощи от МВФ. Членство в этой организации дает каждой стране, испытывающей нехватку иностранной валюты, а значит, и трудности с выполнением своих обязательств, временную возможность пользоваться объединенными финансовыми ресурсами МВФ для решения проблемы платежного баланса.[13]

Международный валютный фонд выполняет определенный спектр функций, которые можно отобразить в Таблице 1.

Таблица 1

Функции МВФ в мировой экономике

Функция

Особенности, функции и ее сущность

Надзор

Функция МВФ, предусматривающая его право осуществлять наблюдение за политикой стран-членов в области установления валютных курсов и связанной с ней макроэкономической политикой.

Каждая страна обязана предоставлять МВФ по его запросу информацию, необходимую для осуществления надзора за ее экономической политикой.

Она обычно состоит из детальной информации о реальном денежном, бюджетном и внешнем секторах, а также о структурной политике правительства (приватизация, рынок труда, окружающая среда). Главная цель надзора заключается в том, чтобы своевременно выявить потенциально опасные макроэкономические дисбалансы, могущие повлиять на стабильность валютных курсов, и, используя лучший мировой опыт, дать правительству страны рекомендации по их исправлению.

Финансовая помощь

Использование финансовых ресурсов МВФ странами-членами, испытывающими сложности с финансированием платежного баланса и представившими в МВФ программу реформ, показывающую намерения правительства по преодолению этих трудностей.

Кредит МВФ представляет собой покупку иностранной валюты за национальную; возврат кредита – обратный обмен.

Кредиты МВФ выдаются долями (траншами).

Техническая помощь

Содействие МВФ странам-членам в области денежной, валютной политики и банковского надзора, бюджетной и налоговой политики, статистики, разработки финансового и экономического законодательства и подготовки кадров.

Техническая помощь осуществляется через направление миссий в центральные банки и министерства финансов и статистические органы стран, запросивших такую помощь, посылку экспертов в эти органы на 2-3 года, проведение экспертизы готовящихся законодательных документов.

Выпуск специальных прав заимствования, СДР

Специальные права заимствования – международные резервные активы, созданные МВФ в 1969 г. и периодически распределяемые между странами-членами пропорционально их квотам в МВФ.

В международной экономике СДР, составляя примерно 2% мировых резервов, выполняют функции:

1)международных резервов наряду с золотом и иностранной валютой;

2)расчетной единицы, которая используется МВФ и некоторыми другими международными организациями;

3)валюты фиксации валютного курса в некоторых странах;

4)деноминатора ряда частных финансовых инструментов.


Руководящим органом фонда является Совет управляющих, Исполнительный Совет, Директора-сотрудники и штат сотрудников.

Для предотвращения кризисов и поддержания стабильности в международной финансовой системе МВФ выполняет миссию наблюдателя за финансовыми и экономическими преобразованиями и изменениями в мире.[14]

Самым большим количеством голосов в МВФ обладают:

  1. США – 17,78%;
  2. Германия – 5,53%;
  3. Япония – 5,53%;
  4. Великобритания – 4,98%;
  5. Франция – 4,98%;
  6. Саудовская Аравия – 3,45%;
  7. Италия – 3,09%;
  8. Россия – 2,90%.

Доля 15 стран-участниц ЕС – 28,8%, 29 промышленно развитых государств (страны-члены Организации экономического сотрудничества и развития, ОЭСР) имеют в совокупности 63,4% голосов в МВФ. На долю остальных стран, составляющих свыше 84% количества членов Фонда, приходится лишь 36,6% голосов.[15]

Таким образом, фонд содействует международной валютной системе гармонично выполнять основную функцию, которая заключается в облегчении обмена товарами, услугами и капиталом между странами.

Подведем итог по первой главе: в ней были рассмотрены вопросы, связанные с изучением понятия и особенности мировых валютных отношений, а также исследована специфика деятельности международного валютного фонда.

2. Анализ деятельности международного валютного фонда в системе мировых валютных отношений

2.1. Анализ мировых валютных отношений в системе глобальной экономики

Международные валютные отношения опосредствуют международные экономические отношения (МЭО), которые относятся как к сфере материального производства, т.е. к первичным производственным отношениям, так и к сфере распределения, обмена, потребления. Существует прямая и обратная связь между валютными отношениями и воспроизводством. [16]

Состояние валютных отношений зависит от развития экономики — национальной и мировой, политической обстановки, соотношения сил между странами и двух тенденций, присущих международным отношениям, — партнерства и противоречий. Поскольку во внешнеэкономических связях, в том числе валютных, переплетаются политика и экономика, дипломатия и коммерция, промышленное производство и торговля, валютные отношения занимают особое место в национальном и мировом хозяйстве.


В системе мировой финансовой системы лидирующие позиции занимают США, Китай, Германия и Россия.

Начнем с изучения динамики ВВП развитых стран. Данные отобразим на Рисунке 6.[17]

Рисунок 6

Динамика ВВП мировых стран в млрд. дол

Как можно заметить из данного рисунка, согласно данным мировых экономических сайтов, динамика ВВП в рассматриваемых странах растет, за исключением ВВП Германии. Рассматриваемые страны входят в десятку стран лидеров по данному показателю в мировом хозяйстве.

Отраслевая структура ВВП данных стран отображена на Рисунке 7.[18]

Рисунок 7

Отраслевая структура ВВП мировых стран

Как можно заметить из данных Рисунка 7 в отраслевой структуре ВВП США преобладает сфера услуг. Именно за счет нее идет основной прирост в общем объеме ВВП страны.[19]

В структуре ВВП Китая основной отраслью можно назвать промышленность и сферу услуг. Именно два этих направления являются системообразующими в отраслевой структуре ВВП Китая. В структуре ВВП Германии лидирующей отраслью является промышленность, на долю которой приходится более 45%.

Рисунок 8

Динамика американских и европейских фондовых индексов

Немаловажное значение в мировой финансовой системе имеют и показатели фондовых индексов, которые графически представлены на Рисунке 9.

Из-за беспокойства инвесторов относительно корпоративных прибылей, низких цен на энергоносители, состояния экономики КНР, ряда других стран и мировой экономики в целом высокая турбулентность сохранялась на фондовом рынке США и других развитых стран достаточно продолжительное время.[20]

Рисунок 9

Динамика азиатских фондовых индексов

Риски, связанные с ситуацией в Китае (высокий внешний и внутренний долги, падающий юань, затрудняющий выплату внешних долгов и т.д.), конечно, сохраняются. Делаются и сегодня алармистские прогнозы, но уже осторожнее.[21]

За последние годы, больше всего из фондовых индексов потерял японский Nikkei 225, снизившийся почти на 6% за день. Помимо фондовых индексов снижались цены на нефть и курс доллара. Казалось, что оправдываются самые пессимистические прогнозы, и начинается глубокий финансовый кризис. Но через 2–3 дня ситуация нормализовалась. Вероятно, инвесторы более адекватно оценили итоги американских президентских выборов, придя к выводу, что поводов для панических настроений нет.


К концу декабря 2017г. американский индекс Dow Jones уже достиг новых исторических максимумов, поднявшись до уровня почти 20 000 пунктов. Это свидетельствует о том, что инвесторы в конечном итоге положительно расценили обещания будущего президента США Д. Трампа и поддерживают озвученную им более активную бюджетную политику и налоговые послабления.[22]

В частности, были озвучены планы по размещению бондов с большим, чем в настоящее время, сроком обращения (не исключаются и бумаги длиной в 50 и 100 лет). Такие меры должны стимулировать рост экономики и инфляции и, соответственно, повышение ставок. Доходность облигаций возросла.

Рисунок 10

Динамика мировых фондовых индексов в 2017 году

Источником финансовых дисбалансов и дестабилизирующих эффектов, выходящих за границы отдельных стран, по-прежнему остается ситуация в Deutsche Bank и ряде других европейских банков. Хотя чистая прибыль Deutsche Bank AG составила 278 млн. евро в III квартале 2016 г., проблемы сохраняются.[23]

Несмотря на некоторое улучшение финансовой ситуации этого банка по сравнению с периодами, когда у Deutsche Bank наблюдались существенные убытки, в ближайшее время ему предстоит урегулировать судебное разбирательство с властями США. Это касается вопроса о занижении оценки рисков по ипотечным бумагам. Таким образом, пока рано делать вывод о кардинальном улучшении финансового положения крупнейшего банка Германии, т.к. штраф для Deutsche Bank может составить до 14 млрд. долл.[24]

Таблица 2

Динамика количества кредитно - финансовых институтов в мировой экономике в 2011 - 2016гг. (на начало года)

Финансово-кредитные институты

2014 год

2015 год

2016 год

Банки и небанковские операции

923

834

733

Негосударственные пенсионные фонды

124

119

101

Страховые компании

422

411

327

Паевые инвестиционные фонды

1606

1559

1549

Микрофинансовые организации

3736

4200

3688

Сокращение доходности является следствием низкой экономической активности и низких процентных ставок, что сокращает возможности банков по получению как процентных, так и непроцентных доходов. При этом началось улучшение качества кредитного портфеля – доля просроченных кредитов (NPL) в целом имеет тенденцию к некоторому сокращению.[25]


Рисунок 11

Доля просроченных кредитов (NPL) у банков зоны евро, %

Однако в ряде стран уровень просроченных кредитов мешает развитию кредитования. Покрытие резервами сохраняется на стабильном уровне и составляет около 46%. При этом уровень покрытия сильно различается между странами и составляет от 28 до 67% на конец 2017 г.[26]

2.2. Анализ взаимодействия международного валютного фонда с финансово-кредитными институтами

Среди членов Международного Валютного Фонда (МВФ) Россия относится к тем странам, которых не устраивает схема формирования квот и распределения голосов среди членов МВФ. Так же как и Россия, Китай, Индия, Бразилия готовы увеличить размер взноса, чтобы получить больше влияния на принятие решений.[27]

Вступление в силу положений пакетного соглашения по реформе квот и увеличение уставного капитала МВФ 2010 года долгое время откладывались из-за позиции конгресса США с 16,76% голосов, от которых полностью зависит их ратификация. 14-й общий пересмотр квот МВФ, предусматривающий перераспределение квот в пользу стран с переходной и развивающейся экономикой, был ратифицирован в декабре прошлого года. После вступления новых правил в силу Китай стал обладать 6,4% голосов, Россия и Индия – по 2,7%, Бразилия – 2,3%, ЮАР – 0,6%. В сумме общий вес стран БРИКС (Россия, Китай, Бразилия, Индия и ЮАР) достиг 14,7% против 11,5% ранее.[28]

Совокупная доля стран БРИКС (14,7%) так и не достигла уровня блокирующего пакета, который по-прежнему остается у США (16,76%). При этом расширение квоты означает соответствующее увеличение нагрузки со стороны МВФ на Россию, как на страну кредитора.

В настоящий момент обсуждается пересмотр самой формулы расчета квот стран-акционеров, за который активно выступают страны БРИКС. При этом в рамках весенней сессии министры финансов стран БРИКС договорились настаивать «единым фронтом» на учете показателя ВВП стран по паритету покупательной способности. Включение данного показателя позволит учесть интересы развивающихся стран, доля которых в МВФ сегодня не соответствует их доли в мировой экономике.