Файл: Организация страхового дела в РФ (основные формы, принципы и задачи).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 45
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность и стратегия развития страхования
1.1. История становления страхования в России
1.2. Становления страхования в России новый этап
2. Анализ современного состояния рынка страховых услуг
2.1. Общая характеристика состояния российского рынка
2.2. Структура российского страхового рынка
3. Роль государства в страховании в России
3.1. Особенности государственного регулирования в России
Таблица 4 Страховые премии и выплаты по обязательным видам страхования по итогам 9 месяцев 2016 г. (составлено по [39])
Виды страхования |
Поступления |
Выплаты |
||||
Млрд руб. |
% к общей сумме |
% к аналогич. периоду предыдущ. года |
млрд руб. |
% к общей сумме |
% к аналогич. периоду предыдущ. года |
|
Обязательное личное страхование, всего |
17,94 |
9,10 |
99,45 |
8,73 |
6,74 |
48,68 |
Обязательное страхование ответственности, всего |
179,25 |
90,90 |
111,86 |
120,82 |
93,26 |
139,22 |
в т.ч. ОСАГО |
173,09 |
87,78 |
111,9 |
120,14 |
92,74 |
138,71 |
Итого обязательное страхование |
197,19 |
100 |
108,74 |
129,55 |
100 |
133,12 |
При анализе российского страхового рынка на современном этапе необходимо обратить внимание на существенную дифференциацию его развития в разрезе федеральных округов РФ. Так, страховые премии и выплаты по федеральным округам представлены в табл.5.
Таким образом, можно сделать вывод, что российский страховой рынок в процессе его структурирования по федеральным округам характеризуется существенной дифференциаций, преобладающая его доля находится в Центральном федеральном округе (59,13%), на втором месте – Приволжский федеральный округ, на долю которого приходится 11,56% российского страхового рынка, на третьем месте – Северо-Западный федеральный округ – 9,69%. Доля прочих – существенно ниже. Данный показатель свидетельствует о том, что уровень страховой зашиты населения в прочих федеральных округах низок и нуждается в дальнейшем интенсивном развитии.
Таблица 5 Страховые премии и выплаты по федеральным округам по итогам 9 месяцев 2016 г. (составлено по [38])
Виды страхования |
Поступления |
Выплаты |
||||
---|---|---|---|---|---|---|
Млрд руб. |
% к общей сумме |
% к аналогич. периоду предыдущ. года |
млрд руб. |
% к общей сумме |
% к аналогич. периоду предыдущ. года |
|
Центральный ФО |
523,71 |
59,13 |
116,8 |
197,29 |
54,29 |
96,73 |
Северо-Западный ФО |
85,82 |
9,69 |
110,6 |
37,0 |
10,18 |
93,55 |
Южный ФО |
40,42 |
4,56 |
121,9 |
23,3 |
6,41 |
137,46 |
Приволжский ФО |
102,35 |
11,56 |
113,8 |
46,78 |
12,87 |
102,31 |
Уральский ФО |
50,55 |
5,71 |
106,7 |
23,39 |
6,44 |
94,65 |
Сибирский ФО |
52,18 |
5,89 |
113,0 |
21,51 |
5,92 |
98,51 |
Дальневосточный ФО |
20,15 |
2,28 |
120,2 |
8,1 |
2,23 |
118,88 |
Северо-Кавказский ФО |
10,51 |
1,19 |
120,0 |
6,05 |
1,66 |
132,55 |
Итого по федеральным округам |
885,69 |
100 |
115,2 |
363,42 |
100 |
99,8 |
Также особенностью российского страхового рынка является его значительная концентрация, предусматривающая сосредоточение значительной доли рынка в руках крупнейших страховых компаний. Структура рынка в разрезе крупнейших страховых компаний (топ-10) по итогам 9 месяцев 2015- 2016 гг. представлена в табл.6.
Как наглядно демонстрируют данные табл. 6, на российском рынке страхования наблюдается значительная концентрация доли крупнейших игроков.
При этом за анализируемый период эта доля существенно не изменилась и по итогам 9 месяцев 2016 г. составила 65,09% против 65,46% за аналогичный период 2015 г. На долю же пяти крупнейших компаний (топ-5) приходится соответственно 44,3% (против 47,4% за предыдущий период).
Таблица 6 Структура страхового рынка России по крупнейшим страховым компаниям (топ-10) по итогам 9 месяцев 2015-2016 гг. (составлено по [28])
9 месяцев 2015 г. |
9 месяцев 2016 г. |
||||
---|---|---|---|---|---|
Страховая компания |
Объем, млн. руб. |
% |
Страховая компания |
Объем, млн. руб. |
% |
1. Росгосстрах |
110,13 |
14,33 |
1. СОГАЗ |
123,76 |
13,97 |
2. СОГАЗ |
103,69 |
13,39 |
2. Росгосстрах |
93,05 |
10,51 |
3. Ресо-Гарантия |
56,96 |
7,41 |
3. Ингосстрах |
63,37 |
7,38 |
4. Ингосстрах |
51,75 |
6,73 |
4. Ресо-Гарантия |
64,46 |
7,28 |
5. Альфастрахование |
41,97 |
5,46 |
5. Альфастрахование |
47,71 |
5,39 |
6. ВСК |
35,58 |
4,63 |
6. Сбербанк Страхование жизни |
46,83 |
5,29 |
7. ВТБ Страхование |
34,34 |
4,47 |
7. ВТБ Страхование |
43,29 |
4,89 |
8. Сбербанк Страхование жизни |
30,32 |
3,95 |
8. ВСК |
38,7 |
4,37 |
9. Согласие |
22,57 |
2,94 |
9. Росгосстрах-Жизнь |
29,16 |
3,29 |
10. Росгосстрах-Жизнь |
15,81 |
2,06 |
10. Согласие |
24,2 |
2,73 |
Итого |
503,12 |
65,46 |
Итого |
576,52 |
65,09 |
Остальные |
265,51 |
34,54 |
Остальные |
309,18 |
34,91 |
Всего по рынку |
768,63 |
100 |
Всего по рынку |
885,69 |
100 |
Сложившиеся тенденции и достигнутые результаты на российском страховом рынке за 9 месяцев 2016 года позволяют сделать определенные «сдержанные» оптимистические прогнозы его развития в 2017 г. [34]. Так, в качестве основных были выделены следующие перспективы развития российского страхового рынка:
- общий объем страховых взносов (без учета ОМС) преодолеет отметку 1,3 трлн руб., а темп рост рынка в целом составит 12-14%;
- основным драйвером роста страхового рынка в 2017 г. по-прежнему останется страхование жизни. Данный сегмент покажет наибольшие темпы прироста взносов – около 30%, обеспечит 40% абсолютного прироста рынка страхования и станет его крупнейшим видом, достигнув объема 270 млрд руб.;
- по ОСАГО (бывшему драйверу роста), напротив, темпы прироста взносов замедляться до минимальных значений – 4-7%, что объясняется полным исчерпанием эффекта от повышения тарифов. В то же время поддержку сегменту окажут рост доли застрахованных автомобилей после внедрения системы «Единый агент» и запуска продаж электронных полисов, что предотвратит сокращение взносов по ОСАГО;
- определенную положительную динамику покажут такие сегменты рынка, как страхование от несчастных случаев и болезней (в случае увеличения объемов кредитования физических лиц); ДМС (за счет увеличения стоимости услуг медицинских учреждений); страхование прочего имущества юридических лиц (в результате снижения ставок по кредитам); страхование имущества граждан (как результат популяризации программ страхования жилья среди населения).
3. Роль государства в страховании в России
3.1. Особенности государственного регулирования в России
В экономической науке под страхованием понимаются экономические отношения по поводу формирования и использования целевых денежных фондов для обеспечения защиты имущественных интересов участников этих отношений от возможных опасностей (стихийных бедствий, техногенных катастроф, пожара, несчастных случаев и др.) и возмещения ущерба посредством страховых выплат.
В страховые отношения вступают субъекты, гарантирующие страховую защиту (страховщики) и субъекты, оплачивающие страховые взносы, из которых формируются страховые фонды страховщика для осуществления страховых выплат (страхователи).
Страхование от возможных неблагоприятных событий было свойственно человеку ещё с древних времён, когда в неурожайные годы в оборот пускались запасы зёрна, созданные в благополучное время, когда от возможных наводнений защищали заранее построенные дамбы, а от набегов агрессивных племён – военные укрепления. С появлением денег человек начал создавать денежные фонды, резервы под возможные риски.
Однако как вид предпринимательской деятельности страхование впервые оформилось в Италии XIV века, когда широкое распространение получила морская торговля.
В дальнейшем страхование распространилось на другие объекты - во Франции начала XVII века появилось страхование от пожаров, в Англии - от затопления, в дальнейшем эти виды страхования распространились на все страны Европы, страхование становилось выгодной коммерческой услугой, охватывающей почти все сферы жизни общества.
В конце XVII века в Англии начал свою деятельность синдикат «Ллойд», ставший в последующие годы крупнейшим в мире страховым предприятием [23; c.158].
Постепенно страхование становится важнейшим финансовым институтом, выполняя не только свою прямую задачу по возмещению или сокращению ущерба, полученного в результате страховых случаев, но ряд других задач. В частности, крупные страховые компании имеют возможность вкладывать временно свободные средства страхового фонда в инвестиционные проекты, а также пополнять страховой фонд за счет собственной прибыли.
Особо можно отметить роль страхования в предупреждении наступления страховых случаев; смягчении страховых рисков; финансировании проектов, направленных на снижение негативных последствий от техногенных или природных катастроф; прогнозировании незапланированных расходов от срыва контрактов, преступных действий третьих лиц, изменения конъюнктуры рынка или политического режима. Защита страхованием венчурных, наукоемких, новых производств является фактором, стимулирующим развитие научно-технического прогресса, а медицинское и пенсионное страхования обеспечивают социальную защиту граждан страны.
Как видим, страхование является важнейшим институтом рыночной экономики, играющим значимую роль в обеспечении социальной стабильности и экономического благополучия общества.
Необходимость государственного регулирования сферы страхования обусловлена следующими объективными причинами: отсутствие эффективного государственного регулирования страховых отношений может привести к действиям недобросовестных страховщиков исключительно в целях получения прибыли и пренебрежению интересами страхователей, государства и общества; злоупотреблениям страховщиками по поводу использования страховых резервов, страховых фондов, осуществления страховых выплат; возможности неудовлетворения общественных потребностей путем игнорирования «невыгодных» объектов страхования; закрытости информации о деятельности страховщиков и непрозрачности страхового рынка.
Система государственного регулирования страхования включает в себя законодательные, исполнительные и контролирующие элементы, обеспечивающие стабилизацию и адаптацию страхового рынка к изменчивой внешней среде при соблюдении интересов всего общества. Государственному регулированию подлежит деятельность продавцов страховых услуг (страховщики, перестраховщики); деятельность страховых посредников; деятельность потребителей страховых услуг (страхователи, застрахованные лица, выгодоприобретатели). Государственное регулирование страхования заключается в создании условий для осуществления деятельности заинтересованных лиц на страховом рынке, в пределах которых его субъекты свободны в принятии своих решений.
Исходя из целей и методов государственного регулирования страхования, приведенных на рисунке 1, можно сделать вывод о том, что основным методом государственного регулирования страхования является правовой метод, заключающийся в издании соответствующих нормативных правовых актов, адресованных субъектам страхования, контроле за выполнением установленных правовых норм в сфере страхования и применении санкций за нарушение этих норм.
Государство как регулятор отношений в сфере страхования |
||
Цели государственного регулирования |
Методы государственного регулирования |
|
- обеспечение надежного и стабильного функционирования страхового рынка страны; - обеспечение соблюдения субъектами страхового рынка требований законодательства; - повышение с помощью страхования социально-экономической стабильности в обществе; - обеспечение выполнения обязательств сторонами договоров страхования; - защите внутреннего страхового рынка от деятельности зарубежных компаний; - получение государственных налогов и сборов от осуществления страховой деятельности |
- принятие законов и других нормативных актов в области страхования; - контроль уполномоченными органами за соблюдением участниками страхового рынка законов и других нормативных актов; - регулирование финансовой устойчивости страховщиков и обеспечении выполнения ими обязательств перед потребителями страховых услуг;\ - контроль за уплатой субъектами страхового рынка налогов и сборов; - наложение санкций на участников страхового рынка, не выполняющих установленные требования |