Файл: Организация страхового дела в РФ (основные формы, принципы и задачи).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Анализ современного состояния рынка страховых услуг

2.1. Общая характеристика состояния российского рынка

Развитие рынка страховых услуг в России в его современной форме началось с конца 80-х – начала 90-х гг. прошлого века, когда произошло разрушение монополии государства на этот вид деятельности. Становление страхового рынка в связи с изменением форм собственности и развитием рыночных отношений в стране характеризуется бурным ростом количества страховых компаний: с 90 900 в 1992 г. до 2800 в 1995 г., что объяснялось исключительной заинтересованностью государства в увеличении численности страховщиков, а также отсутствием серьезных барьеров для вступления в отрасль. По мере формирования страхового законодательства, ужесточения требований, предъявляемых к страховщикам, развития конкуренции их численность стала снижаться, и на конец 2017 г. общее количество субъектов страхового дела составило всего 376. Последовательное интенсивное снижение количества страховых компаний в России сопровождалось ростом концентрации рынка. Кроме того, развитие рынка страховых услуг за весь период своего существования характеризовалось крайней изменчивостью и нестабильностью: периоды интенсивного развития сменялись периодами стагнации, так как рынок чутко реагировал на экономические кризисы. В частности, мировой финансовый кризис 2009 г. и, как следствие, снижение темпа прироста ВВП (а также основных макроэкономических индексов) и падение доходов населения привело к резкому уменьшению страховых взносов и премий практически по всем видам страхования. Более того, в 2009 г. впервые темпы прироста реальных страховых премий на российском рынке страховых услуг имели отрицательную динамику.

Экономический кризис 2014-2015 гг., и, как следствие, стагнация, падение платежеспособного спроса, негативная динамика валютных курсов и ухудшение общеэкономической конъюнктуры, – также достаточно серьезно ударил по страховому рынку. Так, в течение 2014 г. рынок терял силы на падении платежеспособного спроса на услуги, на сокращении программ страхования в ряде отраслей. Санкционные ограничения закрывали перспективы получения привычной защиты на перестраховочном рынке. В результате замедления рынка и ослабления рубля, несмотря на увеличение тарифов и предпринятых страховыми компаниями мер по сокращению расходов, страховщикам не удалось избежать роста убыточности [27; c. 35]. В 2015 г. стагнация рынка продолжилась, его реальный объем сократился более чем на 9%. По мнению аналитиков, лишь повышение тарифов по ОСАГО спасло рынок от глубокого падения. Однако вслед за ростом тарифов автовладельцы начали отказываться не только от добровольного страхования автокаско, но и от обязательной автогражданки – количество договоров ОСАГО в 2015 г. сократилось на 7,8% [26]. При этом прогноз развития страхового рынка на 2016 год был далеко не благоприятным: на фоне продолжающегося снижения доходов населения темп рост рынка прогнозировался ниже, чем в 2015 г., а развитие видов страхования – драйверов роста рынка (страхование имущества физических лиц, накопительное страхование жизни и ОСАГО) будет замедляться. Более того, ОСАГО из драйвера роста превратится в основной источник проблем российских страховщиков. Одним из немногих видов, по которому ожидается системный рост, является страхование имущества физических лиц [40; с. 370].


Для обоснования соответствия сделанных прогнозов реальной ситуации на страховом рынке в 2016 г. и выявления его дальнейших перспектив развития необходимо провести анализ состояния и структуры рынка на современном этапе. В связи с отсутствием на текущий момент необходимых данных за весь год, указанный анализ был проведен по результатам 9 месяцев 2016 г. Для объективной оценки наиболее существенных изменений в качестве базы сравнения был выбран аналогичный период 2015 г. Общая характеристика состояния российского страхового рынка по итогам 9 месяцев 2015-2016 гг. представлена в табл.1.

Таблица 1 Итоги развития российского страхового рынка за 9 месяцев 2015-2016 гг. (составлено авторами по [22])

Виды страхования и страховой деятельности

Показатели страховой деятельности

2015 г. (9 мес.)

2016 г. (9 мес.)

Изменение (+/-), %

Всего без ОМС

Поступления, млрд. руб

768,63

885,69

+15,2

Выплаты, млрд. руб

364,13

363,42

-0,2

Коэффициент выплат, %

47,38

41,03

-6,35

Страхование жизни

Поступления, млрд. руб.

88,51

147,51

+66,7

Выплаты, млрд. руб

16,8

21,58

+28,5

Коэффициент выплат, %

18,99

14,63

-4,36

Личное страхование (кроме страхования жизни)

Поступления, млрд. руб.

169,58

197,05

+16,2

Выплаты, млрд. руб.

84,48

85,18

+0,8

Коэффициент выплат, %

49,82

43,23

-6,59

Имущественное страхование

Поступления, млрд. руб.

329,2

343,94

+4,5

Выплаты, млрд. руб.

162,97

127,11

-22,0

Коэффициент выплат, %

49,51

36,96

-12,55

Итого добровольные виды страхования

Поступления, млрд. руб.

587,29

688,5

+17,2

Выплаты, млрд. руб.

264,25

233,87

-11,5

Коэффициент выплат, %

44,99

33,97

-11,02

Обязательное личное страхование

Поступления, млрд. руб.

18,04

17,94

-0,6

Выплаты, млрд. руб.

12,5

8,73

-30,2

Коэффициент выплат, %

69,26

48,68

-20,58

Обязательное страхование гражданской ответственности, всего

Поступления, млрд. руб.

160,25

179,25

+11,9

Выплаты, млрд. руб.

86,78

120,82

+39,2

Коэффициент выплат, %

54,16

67,4

-13,24

Иные виды обязательного страхования

Поступления, млрд. руб.

3,05

0

-100

Выплаты, млрд. руб.

0,6

0

-100

Коэффициент выплат, %

19,84

-

-

Итого обязательные виды страхования

Поступления, млрд. руб.

181,34

197,19

+8,7

Выплаты, млрд. руб.

99,88

129,55

+29,7

Коэффициент выплат, %

55,08

65,70

-10,62


Таким образом, в целом по итогам 9 месяцев 2016 г. наблюдается увеличение объемов страхового рынка по поступлениям на 15,2% по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. Рост демонстрируют и отдельные сегменты: страхование жизни – на 66,7%; личное страхование (кроме страхования жизни) – на 16,2%, имущественное страхование – на 4,5%, обязательное страхование гражданской ответственности – на 11,9%. Однако по отдельным видам страхования и в целом по рынку наблюдается снижение объема выплат, что обусловило и уменьшение совокупного коэффициента выплат на 6,35 п.п. Добровольные виды страхования продемонстрировали более интенсивный рост (+17,2% по поступлениям) по сравнению с обязательными (+8,7%). Драйвером роста по добровольным видам страхования по-прежнему выступило страхование жизни (+66,7%), а по обязательным – страхование гражданской ответственности (+11,9%). При этом по выплатам добровольное страхование демонстрирует снижение (–11,5%), обязательное – уверенный рост (+29,7%).

2.2. Структура российского страхового рынка

Рассмотрим подробнее структуру российского страхового рынка по следующим его видам:

  • добровольное личное страхование;
  • добровольное страхование имущества;
  • добровольное страхование гражданской ответственности;
  • обязательные виды страхования.

Добровольное личное страхование традиционно делится на две основные группы: страхование жизни (на случай смерти, дожития до определенного возраста или срока, либо наступления иного события; с условием периодических страховых выплат (ренты, аннуитетов) или с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика, пенсионное страхование) и личное страхование кроме страхования жизни (страхование от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование). Страховые премии и выплаты по добровольному личному страхованию по итогам 9 месяцев 2016 г. представлены в табл.2.

На основании данных табл. 2 можно сделать вывод, что все виды добровольного личного страхования продемонстрировали прирост, как страховых премий (за исключением пенсионного страхования), так и выплат по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. Преобладающую долю в добровольном личном страховании занимает страхование «не жизни» (57,19% – по поступлениям, 79,78% – по выплатам)), а среди отдельных ее подвидов – медицинское страхование (33,6% – по поступлениям, 69,42% – по выплатам).


Таблица 2 Страховые премии и выплаты по добровольному личному страхованию в РФ по итогам 9 месяцев 2016 г. (составлено по [40])

Виды страхования

Поступления

Выплаты

Млрд руб.

% к общей сумме

% к аналогич. периоду предыдущ. года

млрд руб.

% к общей сумме

% к аналогич. периоду предыдущ. года

страхование от НС и болезней

81,28

23,59

133,08

11,06

10,36

100,56

ДМС

115,78

33,60

106,71

74,11

69,42

100,86

Итого по личному страхованию (кроме страхования жизни)

197,05

57,19

116,2

85,17

79,78

100,82

пенсионное страхование

1,05

0,30

97,33

0,8

0,75

106,95

Итого по страхованию жизни

147,51

42,81

166,65

21,58

20,22

128,42

Итого по добровольному личному страхованию

344,56

100

133,5

106,75

100

105,41

На следующем этапе проанализируем такой сегмент российского страхового рынка, как добровольное страхование имущества, страховые премии и выплаты по которому представлены в табл.3.

Таким образом, за 9 месяцев 2016 г. отдельные виды добровольного страхования имущества (средств ж/д транспорта, грузов, агрострахование, страхование прочего имущества юридических лиц и граждан) демонстрируют рост по поступлениям по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года; по выплатам – только страхование средств водного транспорта и прочего имущества граждан. В целом же данный сегмент страхового рынка продемонстрировал снижение объемов. При этом преобладающую долю сегмента добровольного страхования имущества занимает автострахование (44,54% – по поступлениям, 68,02% – по выплатам). Весома доля страхования прочего имущества организаций и граждан, прочие же виды страхования имущества занимают незначительный удельный вес.


Таблица 3 Страховые премии и выплаты по добровольному страхованию (ДС) имущества по итогам 9 месяцев 2016 г. (составлено по [39])

Виды страхования

Поступления

Выплаты

Млрд руб.

% к общей сумме

% к аналогич. периоду предыдущ. года

млрд руб.

% к общей сумме

% к аналогич. периоду предыдущ. года

Автострахование (КАСКО)

125,66

44,54

91,49

76,14

68,02

69,1

Средств ж/д транспорта

0,904

0,32

107,44

0,41

0,37

87,22

Средств воздуш. транспорта

7,11

2,52

98,88

2,1

1,88

42,06

Средств водного транспорта

4,13

1,46

97,39

2,87

2,56

111,91

Грузов

14,31

5,07

102,43

2,03

1,81

81,74

Агрострахование

7,35

2,61

110,56

2,33

2,08

89,34

Прочего имущества юр. лиц

86

30,48

106,68

19,58

17,49

87,95

Прочего имущества граждан

36,65

12,99

115,73

6,48

5,79

119,37

Итого по ДС имущества

282,12

100

99,85

111,93

100

74,14

На заключительном этапе анализа структуры российского страхового рынка исследуем такой его сегмент как обязательное страхование, страховые премии и выплаты по которому представлены в табл.4.

Как видим, данный сегмент страхования представляет собой относительно небольшую часть российского страхового рынка (всего 22,26%), при этом преобладающая доля принадлежит страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (более 90% и по поступлениям, и по выплатам). Доля прочих видов – незначительна. Прирост по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. по поступлениям невелик, однако по выплатам весьма значителен – более 30%. Следует отметить, что в настоящее время страхование ответственности по-прежнему рассматривается как один из эффективных инструментов регулирования социально значимых сфер экономики и механизм обеспечения защиты имущественных интересов граждан. Однако в России данная отрасль пока не получила должного развития, хотя в целом на российском страховом рынке за последние годы произошли значительные положительные сдвиги. Прежде всего, на рост объемов обязательного страхования гражданской ответственности значительное влияние оказали принятые в 2012 г. законодательные решения о введении обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии.