Файл: Проектирование организации (на примере ООО "Древоград").pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вся совокупность рассмотренных общих и специальных методов характеризует методологию проектирования ОУАП. В конкретном оргпроекте используется определенный набор методов, выбор которых самым непосредственным образом предопределяет эффективность и качестве проектных решений.

Для обеспечения «единства языка», на котором ведется весь процесс оргпроектирования, в соответствии с ГОСТ 7.32-81 необходимо изложить принятые исходные категории и понятия (ключевые слова, термины) ОУАП с их определениями и обоснованиями. Важно установить состав (номенклатуру) исследуемых и изменяемых в оргпроекте свойств, черт, особенностей, характеристик систем, элементов, процессов, операций, механизмов управления и дать им четкие определения, т.е. установить параметры ОУАП. Для измерения, оценки степени изменения каждого такого параметра используется один или несколько показателей количественных или качественных.[9]

Наряду с методологией и понятийным аппаратом существенным признаком научности оргпроекта является базирование на четких исходных принципах; беспринципность - самое худшее в процессе и результатах оргпроектирования. Различают принципы управления производством (какими руководящими правилами, основными положениями и общими нормами поведения руководствуются органы управления), принципы ОУАП (как конкретно построена и функционирует система управления или как должна функционировать) и принципы проектирования ОУАП (как правильно осуществлять выбор проектных решений). Принципы управления производством рассматриваются в курсе «Теория управления». Принципы ОУАП характеризуют исходные положения, требования, желаемые тенденции изменения по параметрам ОУАП, которые закладываются в оргпроект; такие принципы вместе с условиями и ограничениями на предлагаемые мероприятия излагаются в задании на проектирование или собственно в проекте.

Главными принципами ОПСТЭ в соответствии с ГОСТ 24525.0-80 являются целевая ориентация управления на конечные результаты работы автотранспорта; функциональное разделение и кооперация систем и процессов управления; линейное руководство для обеспечения единства – распорядительства и ответственности в управлении.[10]

Другие общие и частные принципы ОУАП рассматриваются в соответствующих главах данного раз дела учебника.

Наиболее прогрессивными главными принципами проектирования ОУАП являются:

1) меткая постановка задач, решаемых в оргпроекте;


2) установление меры показателей, определяющих желаемую работу системы управления и успешность решения поставленных задач;

3) соблюдение уровня детализации задач и проектных мероприятий по стадиям оргпроектирования;

4) обеспечение их взаимосвязи;

5) последовательное проектирование от общего к частному;

6) альтернативность решений поставленных задач;

7) использование взаимодействия, взаимозаменяемости элементов и операций управления однородных и разнородных;

8) максимальный учет влияния внешней среды на проектируемые системы и процессы управления

9) обусловленность решений системой большего масштаба

10) компенсация возмущений внешней среды от нового объекта;

11) ориентация на возможность изменения, развития в будущем предлагаемого проекта ОУАП без коренной его переработки

12) четкость, простота, обоснованность, эффективность оргпроектных решений;

13) применение вычислительной техники в их моделировании, имитации. Другие (общие и частные) принципы проектирования ОУАП рассматриваются далее при разработке эскизного и технорабочего проекта ОУАП.

Каждый проект ОУАП должен базироваться на определенной теории, доказанных утверждениях, законах, теоремах, и представлять собой конкретизацию этих суждений, а чаще следствий из них с необходимой аргументацией.[11] Очень важно, чтобы имеющиеся в распоряжении проектировщика экспериментальные и теоретические зависимости дополняли друг друга. В соответствии с характером используемых в оргпроекте зависимостей (т.е. на какой базе они получены) выделяется три уровня совершенства проектных решений:

1. Нормативный уровень - мероприятия, рекомендации разрабатываются в соответствии с имеющимися нормативными регламентирующими официальными положениями, стандартами, типовыми решениями;

2. Уровень передового опыта - ориентация на передовой опыт ОУАП, более лучший, чем регламентирующие положения;

3. Научный уровень - использование теоретических разработок, рекомендаций науки управления, передового опыта организации управления. В других отраслях, зарубежного опыта, более прогрессивного, чем передовой опыт ОУАП.

По степени точности используемых зависимостей и обоснования проектных решений выделяются четыре уровня измерения в оргпроектировании:

1. Классификационный уровень - идентификация (выделение) предметов, явлений процессов и их свойств, взаимосвязей; качественное сравнение их проектной и фактической номенклатур; при этом известно, что взаимосвязано между собой, но не известно, как.


2. Порядковый уровень - использование зависимостей с подчиненности разных, но однородных объектов (например, оценка и изменение уровня квалификации всех руководителей АТП) и установленного общего характера зависимости.

Например, чем выше уровень ОУАП, кем меньше требуется ресурсов управления и затрат при одной и той же результативности управления.

3. Приоритетный уровень - абсолютные и относительные измерения элементов, операций и их свойств, связей. Например, при возрастании уровня шума с 60 до 90 дБ производительность управленческого труда снижается на 30%.

4. Шкалированный уровень - знание и использование возможного диапазона изменений показателей ОУАП; известен эталон, идеал, точка отсчета. Например, при оценке уровня эффективности управления методом ранговой корреляции по коэффициенту К.Спирмэна величина его изменяется от +1 (эталон) до (-1).[12]

Отобранные и непосредственно используемые проектировщиком зависимости на каком-либо уровне их совершенства и измерения составляют теоретический базис оргпроекта. Для подготовки и обоснования мероприятий, рекомендаций в оргпроектировании используются конкретные методы, методики, приемы, которые объединяются в две группы: по форме и по содержанию. К первой группе относятся следующие конкретные методы, выделенные по их форме: личного опыта, интуиции, здравого смысла, экспертных оценок; типовых проектных решений, в том числе нормативный, блочный; параметрический, использования описательных моделей; математического, имитационного, автоматизированного моделирования; графического оргпроектирования; аналитически-расчетный.

Ко второй группе конкретных методов оргпроектирования, выделенных по их содержанию, относятся: информационно-структурный; функционально-нормативный; типизация оргструктур управления;

Ко второй группе конкретных методов оргпроектирования, выделенных по их содержанию, относятся: информационно-структурный; функционально-нормативный; типизация оргструктур управления; автоматизированного имитационного моделирования оргструктур управления АТП, АТО; структурной настройки систем управления; информационно-экономический и др. Эта группа методов наиболее многочисленна и постоянно пополняется новыми разработками, так как каждый метод в максимальной степени конкретен и позволяет решить четко определенную задачу оргпроектирования. Содержание этих методов рассмотрено далее.


1.3 Сущность проектирования организации

Организация проектного управления обеспечивает высокую эффективность работы организации в условиях становления и развития экономики знаний, формирования инновационных моделей поведения, совершенствования информационных технологий и основных направлений непрерывного организационного развития. Концептуальные основы проектной деятельности характеризуют закрепление научных представлений о сущности проектного управления, эффективной команды проекта, значимости персонального развития в сфере профессиональной деятельности и формирование навыков работы в команде, навыков самоуправления в соответствии с интересами и потребностями команды и организации, а также осознание сотрудниками потребностей личностного развития и самореализации в профессиональной сфере.

Термин «проект» имеет латинские корни («projectus»). В буквальном переводе означает «заброшенный вперед». В английском языке под термином «проект» (project) понимается деятельность, направленная на достижение конкретных уникальных целей. Для характеристики деятельности, связанной с разработкой предварительных документов, планов сооружений, построек применяются другие термины (design, draft). В современной теории и практике управления под проектом понимается комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на создание уникального продукта или услуги в условиях ресурсных ограничений, в том числе временных. [13]

Между тем, вся история человечества может рассматриваться как процесс реализации проектов. Аналогично и жизнедеятельность каждого человека представляет совокупность проектов, безусловно менее грандиозных по целям, результатам, масштабам, направленности. Процесс проектной деятельности в аспекте управления человеческими ресурсами предусматривает следующие подходы: ‒ внутриорганизационный, характеризующийся разработкой миссии, философии, целей организации, которые соотносятся с целями проектной деятельности и социально значимыми аспектами жизнедеятельности организации, определяют стратегические перспективы организации и направленность организационной культуры на удовлетворение социальных интересов и потребностей (потребителей, клиентов, покупателей и т.д.), а также реализацию определенной модели кадровой политики в области подбора персонала, его оценки, обучении, вознаграждении. ‒ когнитивный, ориентированный на создание необходимых условий для непрерывного профессионального развития, повышения квалификации, проявления инициативы, закрепление ценности инновационных подходов к управлению персоналом.


‒ мотивационный, направленный на формирование мощной системы мотивации сотрудников, удовлетворения широкого спектра потребностей, реализуемых в сфере профессиональной деятельности, в частности потребности в признании, общении, самоутверждении, самореализации, достижениях, стабильности, творчестве и др. ‒ символический, воплощающийся в комплексе символических действий, мероприятий, церемоний, традиций, обрядов, а также отражающийся в конкретных событиях, формирующих культуру, историю, традиции организации.

Структура и содержание проектной деятельности позволяет выявить основные признаки проекта:

‒ Проект направлен на достижение конкретных целей.

‒ Проект имеет временные ограничения. ‒ Проект отличается определенной степенью новизны и уникальности. Реализация проекта, как правило, предполагает выполнение многочисленных взаимосвязанных действий. В реализации подавляющего большинства проектов задействованы различные исполнители, от качества и эффективности деятельности которых зависит процесс выполнения последовательных или параллельных задач.

Если будет нарушена синхронность или последовательность действий, то весь проект может быть под угрозой. Важно помнить, что проект – это целостная динамическая система, требующая рационального и эффективного управления. Проектно ориентированная деятельность – неотъемлемая часть большинства современных организаций.

В организационных процессах в основном определяются два вида деятельности: повторяющиеся (воспроизводящиеся) с определенной периодичностью операции (процессы) и проекты (программы), направленные на достижение уникальных целей в определенные сроки. Повторяющиеся операции отличаются достаточно высокой степенью определенности, предполагают применение освоенных технологий, оснащены соответствующим оборудованием. Система управления подобной операционной деятельностью направлена на повышение эффективности, производительности.

Проектная деятельность направлена чаще на реализацию определенных изменений внутренней и внешней среды. Соответственно имеет место высокая степень неопределенности в процессе разработки и реализации проекта.[14] Многообразие проектов предполагает необходимость их классификации по определенным критериям.

Например, в национальных требованиях к компетенции специалистов предлагается проекты классифицировать по следующим параметрам:

‒ класс проекта – по составу и структуре проекта и его предметной области проекты подразделяются на монопроекты, мультипроекты, мегапроекты;