Файл: Особенности налоговой политики в Российской Федерации (определение основных направлений по совершенствованию).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. Поддержка инвестиционной деятельности
  2. Инвентаризация объектов недвижимости
  3. Поддержки малого предпринимательства
  4. Повышение собираемости налогов, совершенствование администрирования.

Поступление налогов и сборов в консолидированный бюджет Ярославской области за 2016 года представлены в приложении 6 [37].

В таблице 4 представим структуру и динамику налогов и сборов в консолидированный бюджет на 2015-2016 гг. в млн. руб.

Таблица 4

Структура и динамика налогов и сборов в консолидированный бюджет

период

Всего поступило в консолидированный бюджет области

в том числе

Областной бюджет

Местные бюджеты

2015 г

5 249 896

4 693 064

556 832

2016 г.

4 384 909

3 768 721

616 188

% к 2015 г.

83.5

80.3

110.7

Отклонение

-864 987

-924 343

59 356

Данные таблицы 4 представим в виде диаграммы на рисунках 6,7.

Рисунок 6. Динамика налогов и сборов в консолидированный бюджет Ярославской области за 2016 года в млн. руб.

Рисунок 7. Показатели налоговых поступлений в областной и местный бюджет

Данные таблицы 4 показали, что за 2016 года в консолидированный бюджет Ярославской области поступило 4 384,9 млн. руб. налогов и сборов и снизились на 83,5% по отношению к 2015 г. По бюджетным уровням доходы консолидированного бюджета Ярославской области распределились следующим образом: 616,2 млн. руб. поступило в местные бюджеты и 3 768,7 млн. руб. – в областной бюджет.

Показатели распределения поступлений в консолидированном бюджете Ярославской области по видам налогов в январе 2016 года (тыс.руб., %) представлены в таблице 5[37].

Таблица 5

Распределение налоговых доходов бюджета по видам налогам на 2015 – 2016 гг.

Наименование

налогов

Отклонение 2016 г. к 2015 г.

2015 г.

2016 г.

в %

В тыс. руб.

Всего поступило в том числе по налогам

5 249 896

4 384 909

83,5

-864 987

Прибыль

474 857

302 970

63,8

-171 887

Акцизы

3 400 151

2 532 861

74,5

- 867 290

НДФЛ

941 163

1 110 007

117,9

168 844

Налоги на имущество организаций и ф/л

69 963

61 283

87,6

- 8 680

Транспортный налог

50 365

45 637

90,6

- 1 728

Налог со спец.режимом

202 071

200 873

99,4

- 1 198

Прочие налоги

8567

9 824

114,7

1 257


Данные таблицы 5 представим в виде диаграммы на рисунке 8.

Рисунок 8. Показатели налоговых доходов бюджета по видам налогам на 2015 – 2016 гг. (в тыс. руб./%)

Данные таблицы 5 показали, что большая часть налоговых поступлений в консолидированный бюджет Ярославской области обеспечена акцизами (57,8), налогом на доходы физических лиц (25,3%) и налогом на прибыль организаций (6,9 %).

Таким образом, налоговые доходы местных бюджетов РФ на конец 2016 года, составили 11,6 млрд. руб., что представляет 0,1 % от общего бюджета РФ.

Налог на имущество организаций выступает самым значимым источником налоговых поступлений как местного бюджета РФ, так и. Он занимает в общем объеме поступлений налогов наибольшую долю - 31,5%

Налоговые доходы на 2016 год определены с ростом к плану 2015 года на 1,2%, исходя из ожидаемого исполнения в 2015 году, с учетом следующих особенностей по основным налогам:

  • по налогу на доходы физических лиц -прогнозируемый рост фонда заработной платы, начисленной работникам организаций города
  • (108,7%);
  • по земельному налогу – действующая кадастровая оценка земельных участков;
  • по налогу на имущество физических лиц -переход на новый порядок уплаты налога исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Подводя итог значимой роли налогов в формировании федеральных, местных и региональных бюджетов, можно прийти к закономерному выводу о том, что наиболее доходной базой бюджетов разных уровней, выступают доли и суммы отчислений от налогов вышестоящих уровней и поддержка в форме дотаций, субвенций и трансфертов. На основании вышеизложенных фактов, можно с уверенностью заявить, что Федеральный бюджет РФ представляет собой ведущее звено всей бюджетной системы России, выступая главным финансовым планом и ориентиром государства, в котором объединены ключевые финансовые категории.

На основании выше изложенного следует вывод, что налоговые поступления, представляя собой неотъемлемую часть формирования доходной базы консолидированного бюджета РФ в целом, а также бюджетов всех трех уровней в частности. Оптимальное распределение налоговых доходов между бюджетами различных уровней выступает довольно сложной задачей в связи с тем, что изменение темпов экономического развития государства не всегда совпадает с потребностями и интересами региональных властей, что значительно влияет на решение определенного круга поставленных задач.


Таким образом, возникает проблема сбалансированности каждого бюджета. Кроме того, эффективное решение задачи о распределении налоговых доходов должно создавать определенный уровень финансовой самостоятельности как местных, так и региональных бюджетов, что невозможно достичь, не поддерживая их достаточным уровнем собственных налогов.

2.3. Проблемы и пути решения совершенствования налоговой политики в РФ

Задачи, стоящие перед обществом в области структурной перестройки экономики и социальной сферы, требуют увеличение налоговых поступлений в бюджетную систему. С другой стороны, необходимость ускоренного экономического роста, активизации инвестиционной деятельности и поддержки частного предпринимательства предполагает проведение либеральной налоговой политики, включая снижение налоговых ставок и расширение налоговых преференций.

В данных условиях эффективной следует считать комбинированную налоговую политику, кᴏᴛᴏᴩая обеспечивает налоговое равновесие – эффективное выполнение налогами всех функций.

Перед российским правительством и другими субъектами государственного налогового менеджмента стоит сейчас важнейшая стратегическая задача создания такого налогового режима, кᴏᴛᴏᴩый способен обеспечить полный и ϲʙᴏевременный сбор налогов, достаточных для финансирования необходимых государственных расходов, и создать благоприятные условия для ускоренного экономического роста.

Решению ϶ᴛᴏй задачи препятствует ряд причин, порожденных налоговой политикой 90-х гг.:

  • ориентация налоговой системы и элементов отдельных налогов (ставок, налоговых баз) на выполнение преимущественно фискальной функции, что выражается в эффекте излишней фискальности (например, высокие ставки заставляют налогоплательщиков уклоняться от налогов и скрывать доходы от налогообложения, в результате бюджет недополучает требуемых сумм);
  • нездоровая ориентация налоговой системы на косвенные формы налогообложения – 65–70 % всех налоговых доходов бюджета приходится на инфляционные, экономические дестимулирующие косвенные налоги на бизнес (на производство и импорт);
  • запредельно высокое совокупное бремя начисленных налогов на товаропроизводящую сферу (в среднем 45–50 коп. на 1 руб. выручки от реализации продукции);
  • чрезмерное давление налоговых начислений на оплату труда (почти 40 коп. на 1 руб. заработной платы);
  • неспособность налоговой системы уловить огромные незаработанные компаниями, осуществляющими разработку полезных ископаемых и других природных ресурсов, рентные доходы;
  • неэффективность системы налогового льготирования, ее оторванности от инвестиционной деятельности. 

Несмотря на ряд уже реализованных в последние годы Правительством РФ мер в области налогового стимулирования в налоговой политике Российской Федерации (табл.6), еще длительное время основными приоритетами эффективной налоговой политики останутся следующие ее стратегические направления:

В первую очередь, проведение реструктуризации и переориентация целевой направленности российской налоговой системы. Необходимо изменить структуру налоговой системы с целью уловить «теневые» финансовые потоки, построить налогообложение таким образом, ɥᴛᴏбы заинтересовать предприятия и предпринимателей в легализации объемов производства, экспорта, продаж и доходов (прибыли, оплаты труда, предпринимательского и валового доходов). В налоговой системе крайне важно менять соотношение между косвенными налогами на бизнес и прямыми подоходными, личными налогами в сторону увеличения доли прямых налогов до уровня не менее 50 % всех налоговых доходов. Требуется повысить значимость и сместить акцент в налоговой системе на поимущественные налоги и налоги за пользование природными ресурсами рентного типа, включая штрафные налоги за нарушение норм природопользования.

Во-вторых, обеспечение роста налоговых поступлений в бюджеты и внебюджетные фонды всех уровней исключительно за счет наращивания объемов производства, продаж и доходов.

В-третьих, снижение налогового бремени на товаропроизводящую сферу до оптимального для России уровня на базе оптимизации налоговых ставок и упорядочения налоговой базы основных налогов, определяющих структуру доходов бюджета.

Таблица 1

Меры налогового стимулирования в налоговой политике Российской Федерации за 2015-2016 гг

Меры предпринимаемые правительством

Направления действия

мер

Сущность принятых мер

Меры налогового стимулирования

1. Поддержка инвестиций и развитие человеческого капитала

1. Меры поддержки, связанные с предоставлением льгот по НДФЛ;

2.Совершенствование применения имущественных налоговых вычетов по НДФЛ;

3. Выравнивание налоговых условий для различных видов инвестиций физических лиц

2. Упрощение налогового учета и его сближение с бухгалтерским учетом

1. Возможность амортизации в налоговом учете малоценного имущества в зависимости от применяемой налогоплательщиком учетной политики;

2. Принятие к налоговому учету безвозмездно полученного имущества по рыночной стоимости, определенной на дату получения такого имущества;

3. Признание убытков от уступки прав требования после наступления срока платежа единовременно на дату уступки права требования;

4. Изменение в налоговом учете порядка переоценки обязательств и требований, выраженных в иностранной валюте, а также учета доходов и расходов в виде суммовых разниц.

3. Создание благоприятных налоговых условий для осуществления инвестиционной деятельности на отдельных территориях

Введение в законодательство Российской Федерации новой категории – участник инвестиционного проекта, реализуемого на территориях Дальневосточного федерального округа, Забайкальского края, Республики Бурятия или Иркутской области.

4. Совершенствование

налогообложения торговой деятельности

Стадия разработки

5. Страховые взносы

на обязательное пенсионное, медицинское и

социальное страхование

1. Продление до 2016 года применения тарифа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации на уровне 2013 года;

2. Постепенный выход отдельных категорий плательщиков из льготного обложения страховыми взносами на общеустановленный тариф.


Для реализации названных выше стратегических направлений эффективной налоговой политики крайне важно решить комплекс следующих первоочередных задач:

  • установление оптимальных ставок основных налогов, приведение в количественное равновесие ставок совокупных налоговых начислений на оплату труда с оптимальной ставкой налога на прибыль;
  • переход на принципиально новый механизм исчисления и уплаты социального налога на базе выручки от реализации, а накопительных пенсионных платежей, выделенных из действующего единого социального налога, – на базе расходов на оплату труда работников, с целью стимулирования предприятий в легализации личных доходов;
  • создание рынка прав на загрязнение окружающей среды и повышение значимости налогов штрафного типа за нерациональное природопользование, как важнейшего элемента такого рынка;
  • снятие ограничений с налоговых льгот инвестиционного характера, включая инвестиционный налоговый кредит, связанных с развитием производства, прикладной науки и техники; установление налоговых льгот по лизингу в производственной и научно- технической сфере;
  • переход от порядка применения ставки 0 % к порядку простого оϲʙᴏбождения от НДС экспорта природного сырья и продуктов его первичной переработки с целью борьбы с «лжеэкспортом» и предотвращения потерь доходов бюджета;
  • с целью увеличения поступлений по налогу на доходы физических лиц и других налоговых начислений на оплату труда, а также проведения в жизнь социальной политики законодательно установить на федеральном и региональных уровнях достойный (реальный) уровень минимальной оплаты труда наемных работников, ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующий научно обоснованному объему «потребительской корзины»;
  • принятие мер по упорядочению таможенного регулирования, препятствующих утечке капитала за границу, ущемлению интересов отечественных предприятий.

В-четвертых, пересмотр позиции государства по отношению к доходам от государственных имущества и собственности. Чем больше будут неналоговые доходы, тем больше возможностей для снижения налогового бремени на товаропроизводителей.

Важнейшим фактором проводимой налоговой политики в нашей стране является необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации. В то же время необходимо сохранить неизменность налоговой нагрузки по секторам экономики, в которых достигнут ее оптимальный уровень.

Таким образом, при выполнении данных задач возможно улучшение, создание более эффективной, конкурентоспособной, стабильной и, главное, удобной налоговой системы.