Файл: Особенности налоговой политики в Российской Федерации (определение основных направлений по совершенствованию).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Чаще всего объектом налогового стимулирования становится инвестиционная деятельность.

Во многих государствах (в России — до 2002 г.) полностью или частично освобождается от налогообложении прибыль, направляемая на эти цели [16, с. 65].

С помощью налоговых льгот во многих странах поощряются создание малых предприятий, привлечение иностранного капитала, научно-технические разработки, имеющие фундаментальное значение для дальнейшего развития экономики, экологические Проекты; стимулируется создание новых высокотехнологичных импортозамещающих производств, способствующих выпуску конкурентоспособной продукции для мирового рынка. Применение отдельных налоговых льгот преследует цель смягчить последствия экономических и финансовых кризисов. Для поощрения концентрации капитала, обновления производственных фондов, стимулирования внешнеэкономической деятельности государство использует такие виды налоговой льготы, как отсрочка платежа или освобождение от уплаты налога.

При взимании налога на доходы или прибыль в ряде стран практикуется отнесение убытков текущего года на прибыль либо на доходы следующего года или следующих лет. В некоторых странах осуществляется налогообложение консолидированных налогоплательщиков, что позволяет в рамках их баланса производить взаимозачет убытков и прибылей. Нередко используются налоговые скидки в виде возврата корпорациям налогов, ранее уплаченных государству, налоговые льготы первым покупателям новых выпусков акций компаний и др. В ряде зарубежных стран предоставляются льготы в зависимости от формы собственности [15, с. 24]. Например, зачастую объекты, находящиеся в государственной собственности, освобождаются от уплаты земельного налога, устанавливается льготное налогообложение прибыли государственной корпорации.

Иногда налоговые льготы предоставляются в зависимости от гражданства в целях стимулирования иностранных инвестиций.

К важному элементу налогового механизма относятся налоговые санкции. Они, с одной стороны, служат в руках государства инструментом, с помощью которого обеспечивается безусловное выполнение налогоплательщиком налоговых обязательств, с другой стороны, нацеливают налогоплательщика на использование более эффективных форм хозяйствования. Налоговые санкции представляют собой косвенную форму использования налогового механизма, они непосредственно не воздействуют на эффективность хозяйствования. Кроме того, их действенность определяется эффективностью работы контролирующих органов.


Принципиальные подходы к регулированию налоговых правоотношений во многих странах определяются основным налоговым законом — Налоговым кодексом. Конечная цель налогового регулирования — уравновесить интересы трех субъектов: государства, хозяйствующих субъектов и граждан.

Налоговый контроль — комплекс мероприятий по анализу причин отклонений от запланированной величины налоговых поступлений в целях принятия решений о проведении корректирующих мероприятий в области налогообложения, направленных на приближение фактического исполнения к запланированному [27, с. 47]. Правильно сформированная налоговая политика и достаточно отлаженный налоговый механизм, учитывающий требования к его построению и функционированию, — это необходимое условие эффективного налогообложения.

Таким образом, на основании выше изложенного пришли к выводу, что налоговый механизм представляет собой систему правовых норм и организационных мер, определяющих порядок управления налоговой системой страны и ее функционирования. Фундаментом для построения налогового механизма является налоговое законодательство, устанавливающее конкретные субъекты, ответственные за реализацию функций управления налоговой системой страны, саму совокупность налогов и сборов, субъектный состав налоговых правоотношений, конкретные алгоритмы реализации функций этого механизма. 

2. Показатели и перспективы развития налоговой политики в РФ

2.1. Анализ налоговых доходов в федеральный бюджет на 2015-2016 гг

В современном мире налоговые поступления являются обязательными отчислениями и формируют большую часть доходов бюджетов разных уровней, они являются основным источником денежных средств любого государства. Своевременность уплаты налогов и сборов, влияют на экономическую безопасность страны и на качество жизни общества в целом.

Первоочередной задачей любого государства, в том числе и Российской Федерации, является разработка и создание такой налоговой системы, чтобы удовлетворить всем предъявляемым требованиям. Этим и обуславливается актуальность выбранной темы. Главной задачей налоговых органов является контроль за соблюдением налогового законодательства, правильность и полнота исчислений налогов и обязательных платежей, своевременностью уплаты в бюджеты различных уровней Российской Федерации.


Показатели налоговых поступлений в бюджетную систему.

Рассмотрим показатели налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации за период 2015-2016 года представление в таблице 1[33]. Показатели налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации по состоянию на 01.04.2017 года по основным видам экономической деятельности представлены в приложении 4[33].

Таблица 1

Поступления по уровням бюджета за 2015-2016 гг

Вид бюджета

2015

2016

Отклонение к 2015 г.

Млрд. руб.

В % к объёму пост. ФБ РФ

Консолидированный бюджет

13 788,3

14 482,9

694,60

105

Федеральный бюджет

6 880,5

6 929,1

48,60

101

Консолидированные бюджеты субъектов РФ

6 907,8

7 553,7

645,90

109

Данные представление в таблице 1 показали, что на 2016 год по отношению к 2015 г.:

Объем налоговых поступлений в Консолидированный бюджет увеличился на 649,6 млрд., темп роста составил 105%. Федеральный бюджет увеличился на 48,6 млрд. рублей и темпы роста составил 100,7%, что является положительной динамикой не смотря на не значительное повышение данного показателя. Значительное увеличение приходиться на консолидированные бюджеты субъектов РФ на 645,9 млрд. рублей, темп роста составил 109,4%.

Таким образом, наибольший удельный вес налоговых поступлений приходиться Консолидированные бюджеты субъектов РФ.

Далее в таблице 2 представим показатели налоговых поступлений по видам налогов в консолидированный бюджет на 2015-2016 гг [33].

Таблица 2

Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за 2015 — 2016 гг

Виды налогов

2015 -2016 гг., млрд. руб.

2015 год

2016 год

Налог на прибыль

2 598,8

2 770,2

НДПИ

3 226,8

2 929,4

НДФЛ

2 806,5

3 017,3

НДС

2 448,3

2 657,4

Акцизы

1 014,4

1 293,9

Имущественные налоги

1 068,4

1 116,9


Данные таблицы 2 показали, что в целом поступления по видам налогов в консолидированный бюджет имеют положительную динамику. В статье налог на добычу полезных ископаемых произошло уменьшение налоговых поступлений на 297,4 млрд. руб., что говорит об изменении объема добываемых полезных ископаемых и т.д. и является отрицательной динамикой по данной статье поступлений.

Положительной динамикой налоговых поступлений на конец 2016 г. По отношению к 2015 г. приходиться на повышение налога на доходы физических лиц. на 211,3 млрд. руб., на данный показатель повлиял рост заработной платы населения Российской Федерации и уменьшение теневой экономики в отрасли заработной платы.

На увеличение налога на прибыль. на 171,4 млн. руб., повлияли такие факторы, как увеличение экспортной выручки или за счёт положительных курсовых ризниц. Налог на добавленную стоимость в разрезе увеличился на 209,1 млрд. руб. Данный показатель произошло за счёт увеличения налоговой базы. Так же за отчетный год произошло увеличение налоговых поступлений от акцизов на 279,5 млрд. руб., за счёт увеличения ставок акцизов на алкоголь, табак, нефтепродукты и другое.

Следовательно, налоговые поступления на конец 2016 года по отношению к 2015 г. в целом имеют положительную динамику роста по многим показателям за исключения НДПИ.

Далее hассмотрим показатели налоговых поступлений в федеральный бюджет Российской Федерации за период 2015-2016 года представление в таблице 3[33].

Таблица 3

Структура и динамика поступлений налогов в федеральный бюджет РФ

Виды налогов

2015 год

2016 год

Млрд.

руб.

В % к объёму пост. ФБ РФ

Млрд.

руб.

В % к объёму пост. ФБ РФ

Всего поступило в федеральный бюджет из них:

6 880,5

100,0

6 929,1

100,0

Налог на прибыль

491,4

7,1

491,0

7,1

НДС

2 448,3

35,6

2 657,4

38,4

Акцизы

527,9

7,7

632,2

9,1

НДПИ

3 160,0

45,9

2 863,5

41,3

Остальные налоги и сборы

252,8

3,7

285,1

4,1


Данные таблицы 3 показали, что общее поступление на конец 2016 г. денежных средств в федеральный бюджет увеличилось на 665,9 млрд. руб. по отношению к 2015 г.

Значительное увеличение поступлений в 2015 по отношению к 2014 годом составило по налогу на добавленную стоимость на 267,1 млрд. рублей и по налог на добычу полезных ископаемых на 302 млрд. рублей. Приток денежных средств по другим видам налогов был не значителен:

  • налог на прибыль увеличился на 80,1 млрд. руб.;
  • акцизы увеличились на 7,1 млрд. руб.;
  • остальные налоги и сборы увеличились на 9,7 млрд. руб.

Сравнивая поступлении в федеральный бюджет в 2016 году по отношению к 2015 г. произошёл рост поступлений по налогу на добавленную стоимость на 209,1 млрд. рублей и по акцизам на 104,3 млрд. рублей. На остальные налоги и сборы увеличение составило 32,3 млрд. рублей. В тоже время по таким видам налогов как налог на прибыль и налог на добычу полезных ископаемых произошло уменьшение на 0,4 млрд. рублей и на 2965 млрд. рублей, соответственно.

Таким образом, не смотря на уменьшение в 2015 г. поступлений в федеральный бюджет по налогу на прибыль и налогу на добычу полезных ископаемых общая картина поступлений в 2015 году показала увеличение поступлений по отношению к 2014 г.

Сравнивая, 2014 год с 2016 годом прослеживается динамика к увеличению общих поступлений по налогам и сборам в федеральный бюджет Российской Федерации.

Такая тенденция может быть обусловлена тем, что налоговые органы усилили налоговый контроль над налогоплательщиками (выездные, камеральные и встречные проверки) и внесены изменения в Налоговый Кодекс Российской Федерации.

2.2. Структура и динамика налоговых доходов регионального и местного бюджета (на примере Ярославской области) на 2015-2016 гг

Цель региональной налоговой политики Ярославской области сохранение бюджетной устойчивости, получение необходимого объема бюджетных доходов при поддержке предпринимательской и инвестиционной активности. Основные виды налоговых доходов действующие в регионе представлены в приложении 5.

Направления налоговой политики Ярославской области включает в себя: