Файл: Особенности налоговой политики в Российской Федерации (определение основных направлений по совершенствованию).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что налоги являются одним из наиболее важных источников пополнения бюджета государства и влияют на развитие рыночных отношений. В связи с этим от бюджета зависит, насколько успешно будет развиваться общество в стране, и насколько комфортно себя будет чувствовать каждый гражданин в отдельности.

Особую актуальность проблемы формирования и функционирования эффективной налоговой политики приобретают в условиях нестабильной финансово-экономической обстановки. Эти вопросы активно обсуждаются на самых разных уровнях, причем это вызвано не текущей политической конъюнктурой, а реальной необходимостью определения критериев экономической и социальной значимости налоговой политики и разработки на их основе конкретных эффективных мер и механизмов налоговой политики, способных оказывать прямое влияние на экономическую ситуацию в стране, на решение обострившихся в настоящее время социальных вопросов.

Одним из главных элементов повышения эффективности налоговой политики как важнейшего звена экономической политики государства является изучение и более широкое применение отечественного и зарубежного опыта. Тенденции и динамика факторов, влияющих на формирование и конечный результат налоговой политики, являются актуальными и дискуссионными вопросами в условиях рыночной экономики. Действующая налоговая система определяет уровень доходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и в конечном итоге — темпы экономического развития государства.

В этой связи особое теоретико-методологическое и научно-практическое значение приобретает максимизация использования возможностей налогообложения для реализации финансового потенциала, определения перспектив совершенствования стратегии развития налоговой политики страны.

При данном подходе первоочередным шагом становится определение доли налогов в валовом внутреннем продукте страны в целом или отдельного региона, в частности, на стадии бюджетного планирования (прогнозирования), исходя из потребности государства в финансовых ресурсах и необходимости обеспечения системы эффективного функционирования экономики.

Степень изученности проблемы. Различные аспекты теории и практики налоговой политики в РФ достаточно широко исследуются в отечественной научной литературе.


Существенный вклад по вопросам проблемы налоговой системы РФ внесли отечественные ученые: И.М. Александров, Ф. А.Баташева, Л. И. Гончаренко, В. Г. Князева, М. Петров и др.

Вопросы теории и практики налогообложения в РФ нашли свое отражения в работах: И.М. Александров, Н.П. Дмитриева, Д.Д. Дмитриев, В.А. Скрипниченко, Д. Г. Черник и др.

Проблемы современной налоговой политики РФ раскрываются в трудах: А.В. Аронов, В.А.Кашин, В. М. Фокин, В.В. Рощупкина, В.Н. Труфанов, Д.Г. Черник и др.

Несмотря на наличие исследований по налоговой политике в научной литературе, в работах учёных, вопросы проблемы совершенствования налоговой политики посвящено не одно научное исследование. Однако направления и механизмы совершенствования налоговой политике (системы) нуждаются в постоянной корректировке и уточнении в ходе развития экономики страны.

Поэтому представляется целесообразным всестороннее изучение проблемы формирования и функционирования эффективной налоговой политики государства, ее влияния на развитие и использование налогового потенциала страны.

Объект исследования - налоговая политика в РФ.

Предмет исследования – процесс механизма функционирования налоговой политике в РФ.

Цель исследования – определение основных направлений по совершенствованию налоговой политике в РФ.

На основании поставленной цели необходимо решение ряда задач:

1. Рассмотреть теоретические аспекты особенности налоговой политики в РФ

2. Проанализировать показатели налоговых поступлений по уровням бюджета на 2015-2016 гг.

3. Выявить проблемы и определить пути решения по совершенствованию налоговой политики в РФ.

Теоретической и методологической основой исследования послужила научная и учебная литература в области экономики, финансов, налогов и др.

Информационной базой исследования послужили нормативно-правовые акты регулирующие налоговое законодательство, статьи и публикации периодических изданий и интернет ресурсов, затрагивающие проблемы по исследуемой теме.

В процессе исследования использовались общенаучные методы познания, как анализ и синтез, системность и комплексность, сравнение и логическое обобщение.

Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.


1.Теоретические аспекты особенности налоговой политики в РФ

1.1. Понятие и содержание налоговой политики РФ

В большинстве стран мира налоги являются необходимым условием их существования, так как они обеспечивают до 90% бюджетных доходов [12, с. 43].

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований [4]. Отличительные признаки налогов представлены на рисунке 1 [12, с. 43].

Каждое лицо-налогоплательщик должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены следующие элементы налогообложения: налогоплательщик; объект налогообложения; налоговая база; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.

Налоги не могут быть уплачены (взысканы) в натуральной форме, т.е. в виде так называемых налоговых зачетов.

3. УПЛАТА В ДЕНЕЖНОЙ ФОРМЕ

1. ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ

Каждое лицо, уплатившее налог, взамен не получает на его сумму какие-либо блага.

2. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ БЕЗВОЗМЕЗДНОСТЬ

Налоги, иные сборы и платежи являются источниками доходов соответствующих бюджетов.

4. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА

5. ОБЩИЕ УСЛОВИЯ УСТАНОВЛЕНИЯ НАЛОГОВ И СБОРОВ

Рисунок 1. Основные отличительные признаки налога


Налоговая политика – это совокупность мероприятий государства в области налогообложения. Она является частью ее финансовой и экономической политики, меняется под влиянием социально – политической обстановки в стране.

В каждой стране проводится своя налоговая политика не имеющая одинаковой налоговой политикой, что вполне естественно, но, как правило, основными задачами налоговой политики являются следующие [19, с. 123]:

- обеспечение государства финансовыми ресурсами;

- создание условий для регулирования экономики страны в целом;

- сглаживание неравенства в уровнях доходов населения.

В зависимости от целей налоговой политики, признаваемых на данном этапе социально-экономического развития страны приоритетными, используют ту или иную форму этой политики. В мировой практике сложились три основные модели налоговой политики представленной на рисунке 2 [19, с. 123].

Рисунок 2. Модели налоговой политики

Опыт показывает, что политика высоких налогов, характеризующаяся максимальным изъятием средств в бюджет, таит в себе опасность разрушения стимулов к росту доходов в экономике, что приводит к снижению государственных финансовых ресурсов.

Как правило, отечественные и зарубежные ученые отмечают уровень в 50% налоговых изъятий, за которым плательщики налогов утрачивают стимулы к росту собственных доходов.

Цели налоговой политики формируются под воздействием целого ряда факторов, важнейшими из которых являются экономическая и социальная ситуация в стране, расстановка социально-политических сил в обществе. В современных условиях государства с развитой рыночной экономикой осуществляют налоговую политику для достижения следующих важнейших целей [26, с. 436]:

  • участие государства в регулировании экономики, направленном на стимулирование или ограничение хозяйственной деятельности, а также в общественном воспроизводстве;
  • обеспечение потребностей всех уровней власти в финансовых ресурсах, достаточных для проведения экономической и социальной политики, а также для выполнения соответствующими органами власти и управления возложенных на них функций;
  • обеспечение государственной политики регулирования доходов.

Эффективность налоговой системы обеспечивается соблюдением определенных критериев, требований и принципов налогообложения. В основе построения большинства действующих налоговых систем лежат идеи А. Смита, сформулированные в его труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) в виде четырех основных принципов налогообложения [10, с. 89]:


  • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
  • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
  • принцип удобства — налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
  • принцип экономии, который подразумевает сокращение издержек взимания налогов.

Однако при таком подходе не учитываются следующие обстоятельства. Налогообложение, как любое процессуальное отношение, не может существовать вне регламентирующих его правовых рамок.

Содержанием налоговой политики является организация и развитие налоговой системы в государстве. В Российской Федерации налоговая система имеет три уровня налогов и сборов: Полная классификация налогов представлена в приложении 1[17, с. 53].

1) федеральные налоги, сборы и пошлины;

2) региональные налоги и сборы;

3) местные налоги и сборы.

1. К федеральным относятся налоги, сборы и пошлины, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории России. Структура налоговой системы представлена в приложении 2[17, с. 54].

2. К региональным относятся налоги и сборы, устанавливаемые, вводимые в действие законами субъектов РФ в соответствии с Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов РФ. При установлении региональных налогов представительные органы власти субъектов РФ определяют следующие элементы налога:

  • налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ;
  • порядок и сроки уплаты налога;
  • форму отчетности по каждому региональному налогу;
  • налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

3. К местным относятся налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Они вводятся в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

При установлении местных налогов представительные органы власти местного самоуправления определяют следующие элементы налога:

  • налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ;
  • порядок и сроки уплаты налогов;
  • форму отчетности по каждому виду местного налога;
  • налоговые льготы и основания их использования налогоплательщиками.